Аннотация: Для успешного осуществления коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста на сегодняшний день существует множество различных методов и технологий. Но сказкотерапия остаётся одним из самых действенных, продуктивных методов. И, самое важное, что дети, как прошлого, так и нынешнего и, надеемся, будущего поколения, любят и будут продолжать любить добрые сказки со счастливом концом. А сказки, в свою очередь, помогают развивать в детях положительные личностные качества, при этом развивая и мыслительные процессы, и правильную, красивую речь.
Сказкотерапия в коррекционно-развивающей работе по развитию речи дошкольников
Развитие речи в настоящее время является очень актуальной проблемой.
Прямую угрозу развитию правильной, красивой речи создают:
- снижающийся уровень общей и бытовой культуры;
- широкое распространение бульварной прессы;
- примитивная речь телевизионной рекламы, зарубежных боевиков и мультфильмов.
В силу чрезмерной занятости родители стали мало общаться со своими детьми, а тем более, очень немногие родители читают и рассказывают своим малышам старые добрые сказки.
Мы знаем, что во всех сказках всегда хороший конец. Это даёт детям чувство психологической защищенности. Благодаря сказкам дети верят в то, что дружба помогает творить добро, добро всегда побеждает зло, а злой герой за свои скверные поступки всегда получит по заслугам, или же, под влиянием добра, изменится и превратится в положительного персонажа. Все испытания, которые выпадают в сказках главным героям, даны им для того, чтобы сделать их более умными, мудрыми, сильными, ловкими, дружными и добрыми. Дети верят в добрых волшебников, что вселяет в них надежду на то, что они всегда находятся под их защитой. Это придаёт уверенности в себе.
Несомненно, сказки необходимо подбирать по возрасту детей. Каждому возрасту свою группу сказок. Сюжет сказки должен быть понятен слушателям. Детям младшего дошкольного возраста наиболее понятны сказки о животных: хитрой лисице, добром, но пугливом зайке, косолапом мишке и других сказочных животных. Детям старшего и подготовительного к школе возраста уже интересно представлять себя принцами и принцессами, феями и добрыми волшебниками.
Дети, слушая сказки, представляют себе внешний облик героя, его характер, настроение. При этом у них формируется образное мышление. Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. Вместе с развитием мыслительных процессов, сказка помогает развивать у детей речевую активность. Дети прослушивают сказку, затем мы обсуждаем сюжет сказки, поведение и характер героев. Следующим шагом работы является пересказ сказки детьми. Хорошо знакомые сказки дошкольники с удовольствием пересказывают самостоятельно, подражая персонажам сказки, передавая их характер. При этом у детей происходит обогащение активного словаря, формируется фразовая речь, речь становится эмоционально окрашенной, совершенствуется грамматический строй речи, развивается монологическая и диалогическая речь. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и знаниями.
Сказки помогают раскрыться даже самым замкнутым в себе детям. Они вместе с другими детьми включаются в процесс обыгрывания сказки, забывая о своём стеснении и нежелании общаться. При этом происходит развитие навыков коммуникации, активизируется и совершенствуется его речевое развитие. Ребёнок входит в социум и развивается как личность, что является одной из основных задач дошкольной педагогики.
Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста на сегодняшний день существует множество различных методов и технологий. Но сказкотерапия остаётся одним из самых действенных, продуктивных методов. И, самое важное, что дети, как прошлого, так и нынешнего и, надеемся, будущего поколения, любят и будут продолжать любить добрые сказки со счастливом концом. А сказки, в свою очередь, помогают развивать в детях положительные личностные качества, при этом развивая и мыслительные процессы, и правильную, красивую речь.
Учитель-логопед
Мохова Татьяна Владимировна