Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Аннотация: Наиболее значимое событие для ребенка 7 лет – это выход из детского сада и поступление в школу. Учебная успешность ребенка будет зависеть оттого, насколько хорошо он усвоил дошкольные знания и как он их применяет. Автором представлен сценарий консультации (родительского собрания) для родителей будущих первоклассников о том, что должен знать и уметь ребенок, поступающий в школу.

Родительское собрание для родителей будущих первоклассников

Исправление речевых недостатков дошкольниковЗдравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о готовности ребенка к школе, что должен знать и уметь ребенок к первому классу.

1) Основные компоненты устной речи:

- Звукопроизношение
- Фонематические процессы
- Слоговая структура слова
- Лексический запас
- Грамматический строй

2) На что нужно обратить внимание в первую очередь родителям:

- Мелкая моторика рук и психические процессы
- Правильное произношение всех звуков
-Умение различать звуки речи на слух
- Владение навыками звукового анализа и синтеза
- Словарный запас
- Сформированность грамматического строя речи
- Связная речь
- Речевая коммуникация

3) Артикуляционная моторика

(это объем движений, переключаемость и двигательная функция губ и языка при произношении звуков).

Внятность и чистота произнесения звуков в первую очередь зависит от анатомического строения артикуляционного аппарата. При нарушении его двигательных функций страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюсти, из-за этого звуки не произносятся, заменяются, искажаются или звучат смазано.

Для подготовки артикуляционного аппарата к постановке звука, используются артикуляционные упражнения.

ВАЖНО: Упражнения нужно выполнять перед зеркалом. Чтобы ребенок видел, как выполняет взрослый и следил сам за своим выполнением артикуляционных упражнений.

Мелкая моторика

Хорошо развитая мелкая моторика способствует развитию речи (обведение и штриховка предметов, су-джок терапия, массаж шишками, перекатывание карандаша между ладонями, шнуровка, нанизывание бусин, сортировка гороха и фасоли, аппликации, лепка, лего конструирование и т.д.).

4) Звукопроизношение

Правильное звукопроизношение формируется к 6 годам. Большинство детей к 5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки. Если у вашего ребенка есть звуки, которые он произносит не правильно или вообще не произносит, необходимо заняться в первую очередь коррекцией звукопроизношения. Сделать это лучше не за неделю до 1 сентября, чтобы было достаточно времени не только на постановку звука, но и на введение поставленного звука в речь.

5) Сформированность фонематических процессов

Существуют два термина: фонематический слух и фонематическое восприятие.

Фонематический слух – это способность выделять, различать и узнавать звуки речи, фонемы родного языка (гласных, согласных, мягкие-твердые, глухие-звонкие, свистящие-шипящие).

Он является частью физиологического слуха, в норме формируется с шестимесячного возраста до двух лет. Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Нарушения фонематического слуха проявляются в трудностях различения неречевых звуков, близких по звучанию слов (мал-мял), различение высоты, силы и тембра голоса, различение слогов и фонем – звуков речи.

Если ребенок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что в дальнейшем приведет к появлению стойких ошибок на письме.

Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова, то есть производить умственные операции по звуковому анализу.

(Сколько слогов в слове? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный в середине слова?).

6) Слоговая структура слова

Ребёнку 6-7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, велосипед, экскаватор, библиотекарь и т.д.). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает слоги, не добавляет буквы или слоги, не заменяет.

Проговаривайте с детьми сложнослоговые слова сначала по слогам, в замедленном темпе, далее убыстряя темп при проговаривании слова.

7) Грамматический строй речи

Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения:

- Относительные прилагательные (карандаш из дерева – какой? — деревяный)
- Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (стакан-стаканчик)
- Понимать и употреблять предлоги (воробей сидит где? ((на) ветке)).
- Согласовывать числительные и прилагательные с существительными (посчитай «карандаш» от 1 до 5)
- Конструирует предложения из слов, предъявленных в начальной форме (доктор, лечить, дети – Доктор лечит детей)
- Называние детенышей животных (у козы – козлята и т.д.)

Что делать?

Составлять рассказ по картинке и серии картинок.

Учите образовывать новые слова (уменьшительно-ласкательные формы).

Начните предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.

8) Словарный запас

К 7 годам у ребенка должен быть достаточно большой словарный запас (около 2000 слов).

В своей речи он должен активно использовать все части речи:

  • Существительные
  • Прилагательные
  • Глаголы
  • Наречия
  • Антонимы
  • Синонимы
  • Числительные
  • Понимать переносное значение слов
  • Подбирать обобщающие понятия для группы предметов

Родителям: научитесь слушать ребенка не перебивая, не торопя и не отвлекаясь. Подсказывайте, поправляйте ударение и произношение, но всегда давайте возможность выговориться.

9) Связная речь

К 7 годам ребенок должен уметь:

- Пересказывать небольшие по объему рассказы и сказки
- Составлять рассказ по картинке
- Составлять рассказ по серии картин
- Отвечать на вопросы по тексту

Речь ребенка должна быть развернутой и достаточно выразительной.

10) Речевая коммуникация

- Ребенок должен быть достаточно активен в общении
- Уметь слушать и понимать речь
- Строить общение с учетом ситуации
- Легко входить в контакт с детьми и взрослыми
- Ясно и последовательно выражать свои мысли

11) Советы родителям

- Рассказывать детям об увиденном, делиться воспоминаниями своего детства
- Рассказывать о своей работе
- Показывать детям различные предметы, используемые в хозяйстве, рассказывать о их свойствах
- Рассматривать и наблюдать с ребенком различные объекты и явления природы в разные времена года
- Ходить с детьми на экскурсии, кинотеатры, театры
- Объяснять ребенку требования, связанные с его безопасностью
- Заучивать с ребенком стихотворения, обсуждать детские передачи, прочитанные книжки

Успехов Вам и Вашим детям!

Учитель-логопед
Четвергова Ольга Викторовна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.