Аннотация: Дорога в детский сад или школу может быть утомительной, а может быть интересной, познавательной и развивающей. В данном методическом материале представлены игры, в которые родители могут играть со своими детьми. При этом в игровой форме они будут совершенствовать речь ребенка для успешного освоения школьной программы.
Игры «По дороге в детский сад — школу»
Дорога в детский сад или школу занимает определенное время. Я предлагаю Вам провести этот промежуток времени весело и с пользой, играя в развивающие речь игры. В этих играх может быть ведущий не только родитель, НО и ребенок. Ведь проверять маму или папу на правильность ответов это так интересно, увлекательно и развивает так же речь, слух, внимание. Добавьте играм чуточку воображения, и вы попадете в настоящую «Страну чудес»!
Игры с детьми на развитие фонематических процессов
«Повтори за мной»
Задача: научить ребенка слышать и в точности повторять за взрослым слоговые цепочки. Нужно систематически проговаривать слоговые цепочки.
Инструкция: сейчас я тебе скажу слоги, а ты повтори их за мной.
(Та-да-та, да-да-та, да-та-да, ба-па-ба, па-ба-па, са-жа-жа-са и т.д.).
взрослый проговаривает слоги со сходными звуками, а ребенок повторяет, не переставляя местами и не заменяя звук на похожий. Для более раннего возраста детей можно проговаривать цепочки из двух слогов (та-да, са-ша, ша-са), постепенно усложняя задачу ребенку.
«Поймай звук»
Задача: развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов.
Инструкция: если услышите заданный звук ( например: Р), то хлопните в ладоши. Слушайте внимательно.
- изолированно: Л, Р, М, Р, Ч, Р, Л
- в слогах: ЛА-РА-ША-КА-РА
- в словах: НОС, РОТ, КАРАНДАШ, ШУТКА.
«Где живёт звук»
Задача: учить выделять заданный звук среди предметов, изображённых на картинках.
Инструкция: назови и покажи предметы, в названии которых есть звук Ж. (Картинки: жук, мышь, шуба, дождь, ёжик). Молодец!
На улице взрослый может попросить ребенка назвать предметы в котором есть звук (например О): дом, дерево, дорога, автобус и т.д.
«Придумай слова на звук…»
Задача: учить подбирать слова на заданный звук.
Инструкция: придумай слова на звук М (медведь, море, камень, мыло, марка, мышь). Вначале можно подбирать любые слова. Далее можно усложнить игру, подбирая звук к определенной тематике: посуда, животные, насекомое, имена и т.д. Так же можно усложнить игру тем, что нужно называть слова, где звук должен находиться в начале, середине или конце слова.
«Назови первый звук в слове»
Задача: учить выделять первый звук в слове.
Инструкция: назови предметы в картинках и выдели только первый звук в слове. (Груша – Г, Дыня – Д, Виноград- В). На улице: я тебе назову предмет, а ты выдели первый звук в слове.
«Назови последний звук»
Задача: учить выделять последний звук в слове.
Инструкция: назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последний звук в слове. (Дом-М, Кит-Т, Тигр-Р). На улице: родитель может загадать предмет в виде загадки (автобус), а ребенок угадывает слово и выделяет последний звук.
«Определи место звука в слове» или игра «Рыбка»
Задача: развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Инструкция: определи, где находится звук «Ш» — в начале, середине или конце слова – мышка, шуба, камыш.
«Прохлопай слово»
Задача: учить ребенка делить слова на слоги.
Инструкция: прохлопай слова и назови количество слогов в словах. (Мак, ма-ши-на, кош-ка).
«Путаница»
Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а дети угадывают, как их исправить.
Например:
- Русская красавица своей козою славится. (косою)
- Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку. (корку)
- Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку. (точку)
- Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил. (бочку)
- Сапоги со шторами. (шпорами)
- Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том. (дом)
- За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят. (почках)
- Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд. (лед)
- Кот плывет по океану, (кит)
Кит из блюдца ест сметану. (кот)
- Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук (жук)
С длинными усами.
Игры на развитие словарного запаса
«Назови одним словом»
Инструкция: я буду тебе говорить слова, а ты назови их одним словом. (малина, арбуз, смородина, черника – ягода, кабачок, помидор, огурец, баклажан – овощи и т.д.).
«Игра в слова»
Инструкция: я буду называть тебе слово, а ты вспомни и назови всех кто относится к этому слову. (Мебель (диван, кресло, кровать и т.д.), Насекомые, Домашние животные и т.д.).
«Перескажи»
Попросите ребенка пересказать просмотренный им мультфильм. Задавайте вопросы: кто был главный герой? Смысл данного мультфильма? Кто из героев тебе понравился? Почему? Кто из героев тебе меньше всех понравился? Почему? И т.д..
«Антонимы»
Инструкция: я буду тебе называть слова, а ты мне говори слова, которые противоположны моему. (День-ночь, радостный – грустный, высокий – низкий, широкий – тонкий и т.д.).
«Синонимы»
Инструкция: я буду тебе говорить слово, а ты скажи мне слово близкое по значению к этому слову. (веселый-счастливый, неправда-ложь, зной – жара, грусть-печаль и т.д.).
«Посчитай»
Инструкция:
1 вариант: Я буду говорить тебе слово, а ты посчитай его от 1 до 5-7. (Дом: 1 дом, 2 дома, 3 дома, 4 дома, 5 домов) и т.д.
2 вариант: Ребенок выбирает слово, а взрослый считает, иногда делая ошибки. Ребенок внимательно слушает и поправляет взрослого. (Например: дорога – 1 дорога, 2 дороги, 3 дорога, 4 дороги, 5 дорогов).
Учитель-логопед:
Четвергова Ольга Викторовна