Работа учителя с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

ЛогопедАннотация: в статье кратко представлены характеристика детей с ТНР, особенности логопедического воздействия при различных логопедических заключениях. И, что особенно актуально, приведены примеры упражнений, которые учителя начальных классов могут использовать на своих уроках.

Работа учителя с детьми с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи

Дети с тяжёлыми нарушениями речи

Тяжёлые нарушения речи, в зависимости от нарушенного звена, подразделяются на:

  • отсутствие или недоразвитие речи (алалия)
  • полная или частичная утрата речи (афазия)
  • нарушение произносительной стороны речи (дизартрия)
  • нарушения тембра голоса и звукопроизношения (ринолалия)
  • нарушения темпо-ритмической организации речи (заикание)

Психолого-педагогические особенности детей с ТНР

Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей:

  • сенсорной,
  • интеллектуальной
  • аффективно-волевой сфер.

ТНР повлияет на всё в жизни:

  • на формирование личности ребенка,
  • на формирование всех психических процессов.
  • затрудняется социальная адаптация

Требуется целенаправленная коррекционная работа специалиста — логопеда!

Комплексный характер логопедического воздействия при дизартрии

Направления работы с детьми школьного возраста с ОВЗ, имеющими тяжелые нарушения речи (ТНР), доступные учителю начальных классов.

1-е классы. Подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом! (наличие индивидуальных зеркал).

Комплекс артикуляционной гимнастики подбирается в зависимости от того, какой звук (группу звуков) необходимо поставить и ввести в речь: свистящие звуки, шипящие, соноры Л, Р.

Развитие мелкой моторики

Развитие фонематического восприятия (слухового внимания).

1. Научить различать изучаемый звук среди других в чужой речи: в ряду звуков, слогов, слов, в предложении – на слух, используя сигнальные карточки (игры «Поймай звук «Два светофора», «Тим и Том») и буквы разрезной азбуки.

2. Научить различать отрабатываемый звук в собственной речи – используя картинки, школьные словари.

3. Формировать умение выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой. Развитие звукового анализа и синтеза (звуковая схема слова, игры с мячом, методика «Цифровой ряд»)

4. Дифференциация смешиваемых звуков.

- изолированных звуков:
С-Ш
- слогов:
СА — ША, СО — ШО, ШУ — СУ;
- слов:
САНКИ — ШАПКА, ШУБА — СУМКА;
- предложений:

В холодную погоду необходимо надевать шубу и шапку.
В сумке у неё лежала шапка.
Ваня скатился с горы на санках.

Развитие зрительного восприятия.

  • Развитие и тренировка зрительной памяти («Дорисуй картинку»).
  • Совершенствование зрительно – двигательной координации («Найди слова»).
  • Профилактика нарушений зрения. Гимнастика для глаз («Развиваем глазомер»).

Развитие оптико-пространственных представлений:

  • С.П. Хохлова «Узнай буквы, прочитай слова»
  • «Тест Равена», кубики Никитиных «Сложи узор».

Развитие восприятия пространства и времени.

  • Совершенствование ориентировки в собственном теле.
  • Совершенствование ориентировки в пространстве, в помещении.
  • Совершенствование ориентировки в линейном ряду, на листе бумаги.
  • Формирование умения ориентироваться в последовательности событий.

Развитие импрессивной и экспрессивной речи.

  • Обогащение и развитие словарного запаса.
  • Развитие грамматического строя речи.
  • Уточнение и усложнение структуры предложения;
  • Развитие практических навыков словообразования (работа с однокоренными словами);
  • Развитие практических навыков словоизменения (Словоизменение прилагательных, имён существительных, глаголов);
  • Развитие практических навыков согласования (работа с фразеологизмами, синонимами, антонимами).
  • Работа над текстом.

Задание: «Вставить в предложение слова вместо картинок».

Развитие внимания

2 – 4-е классы. Дисграфия – одна из наиболее частых причин неуспеваемости младших школьников

Дисграфия — это частичное специфическое нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.

Причины возникновения

  • Наследственный фактор.
  • Патологические факторы, воздействующие на организм в пренатальный, натальный и постнатальный период.
  • Функциональные причины могут быть связаны с воздействием внутренних (например, длительные соматические заболевания) и внешних (неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых) факторов, которые задерживают формирование психических функций, участвующих в процессе письма и чтения.
  • Дисграфия часто обусловлена органическим повреждением зон головного мозга, принимающих участие в процессе письма (алалия, дизартрия, афазия). Нарушения письма очень часто встречается у детей с ММД, ОНР, ЗПР, ЗРР, СДВ.

Письмо — это многоуровневый процесс.

Структура этого процесса зависит от вида письма.

  • Диктант
  • Списывание
  • Изложение и сочинение

Диктант

1. Восприятие слуховое:

  • Услышать фразу
  • Запомнить
  • Повторить

2. Анализ и синтез:

  • Разбить фразу на слова.
  • Последовательно выделять каждый звук
  • Вспомнить букву, обозначающую этот звук.
  • Вспомнить, как пишется слово.
  • Представить «печатный» образ слова.

3. Письмо:

  • Чётко и последовательно диктовать себе по слогам.
  • Писать буквы, используя визуальный и кинестетический контроль.

4. Проверка:

  • Пробежать глазами, проговаривая внутри себя,
  • Следить ручкой, чтобы удержать полный контроль над письмом – зрительный, аудиальный, кинестетический.

Списывание

1. Восприятие зрительное:

  • Прочитать фразу,
  • Запомнить
  • Повторить

2. Анализ и синтез

3. Письмо:

Типичная ошибка – дети «перерисовывают» по одной букве не только не диктуя себе, но даже не прочитывая слово.

Сочинение и изложение

1. Конструирование:

  • Внутреннее оформление мысли в слова.
  • Повторение и выделение части этой мысли.
  • Составление предложения.
  • Внешнее проговаривание части предложения.

2. Анализ и синтез:

3. Письмо:

4. Проверка:

Чем может помочь учитель?

Общие правила:

Подход к ребенку, страдающему дислексией и дисграфией, должен быть совершенно другим.

  • Режим благоприятствования
  • Отказ от проверок ребенка на скорость чтения.
  • Нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).
  • Диктанты здесь принесут только вред.

Многочисленные ошибки, которые неизбежно будут допускаться при их написании, фиксируются в памяти ребенка.

Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее.

Важна устная работа: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова.

Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.

Единые требования к ребенку:

  • Учет структуры нарушения и подбор соответствующего речевого материала для каждого школьника (как на логопедических занятиях, так и на уроках);
  • Учет возрастных особенностей детей;
  • Предъявление программных требований к учащимся с учетом возможных специфических (речевых) ошибок и оказание опережающей помощи для их предупреждения;
  • Осуществление индивидуального подхода на фоне коллективной деятельности;
  • Закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных как на логопедических занятиях, так и на уроках.

Профилактика и коррекция дисграфии (общий подход)

1. Упражнение «Корректурная правка« или «Корректурная проба»

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика.

Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, — и работать только с ними.

Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

Книги А.М. Кушнир «Уроки обучения письму и чтению в первом классе»: «Сказки Пушкина А.С.» и «Бабушкины песни»

2. «Проговаривание с усиленной артикуляцией» и «Письмо с проговариванием – «Пишем вслух»

Упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

То есть, «Ещ-Ё о-дИн ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём» (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде «ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ»). Пример проще: «НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (на стале стаял куфшин с малаком).

Под «слабыми долями» здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа «зу*п», или перед глухим согласным, типа «ло*шка». Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку.

Книга М.Л. Лукашенко, Н.Г. Свободина «Дисграфия. Исправление ошибок при письме» Практическая методика устранения недостатков правописания у школьников младших классов.

Перенеси фигурки на новые места. Нарисуй их в пустых кружочках

Какой дорогой ёжики дойдут до сада?

7. Упражнение «Пропущенные буквы»

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

Например:

1. Вставь пропущенную букву, прочитай получившееся слово:

Л – С К – Т М – Л КЛ – В Р – С П – С Л – К УТ – Г

2. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы:

Пиши б.квы ровно. К.шка сидит на полу. Мама куп.ла тапки. Мой р.ки с м.лом.

8. Упражнение «Вглядись и разберись»

Материал для работы — сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).

Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: «Запятая между прилагательным «ясным» и союзом «и», во-первых, закрывает деепричастный оборот «…», а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая «…», вторая «…»), соединенные союзом «и».

9. Кинезиологические упражнения — это специально подобранные упражнения, позволяющие использовать естественные физические движения тела для активизации природных механизмов мозга

Цель кинезиологических упражнений:

развитие межполушарного взаимодействия
улучшение контроля и регуляции деятельности
развитие речи
развитие внимания, памяти, мышления
развитие мелкой и крупной моторики
повышение работоспособности и снижение утомляемости

Упражнения для развития кинестетической основы движений рук (выполняется без речевого сопровождения)

КОЛЕЧКО
КОРЗИНКА
ЛЕЗГИНКА

Комплекс кинезиологических упражнений для улучшения письма и чтения.

Во время письменных работ рекомендуется периодически рисовать на листочке лежачие восьмёрки правой рукой, левой и обеими руками;
Нарисовать ленивую восьмёрку, а в ней писать буквы алфавита: в правой части буквы, смотрящие направо, в левой – налево, а внизу – симметричные буквы;
Периодически рисовать во время письменных работ «клеверный лист» (две восьмёрки – горизонтальную и вертикальную)
«Зеркальное рисование»

А.Л. Сиротюк «Коррекция обучения и развития школьников».

Возможные механизмы различных специфических ошибок

Артикуляторно-акустическая дисграфия:

Ребенок, имеющий нарушение звукопроизношения, опираясь на свое неправильное произношение, фиксирует его на письме. Иными словами, пишет так, как произносит. До тех пор, пока не будет исправлено звукопроизношение, заниматься коррекцией письма с опорой на проговаривание нельзя.

Акустическая дисграфия:

Замены букв, обозначающих акустически сходные звуки.

Причины:

  • Затруднения в слуховой дифференциации звуков речи.
  • Нарушения произношения ( не всегда).

Типичные ошибки:

  • Замены звонких согласных парными глухими и наоборот («томик» вместо «домик» или «удюг» вместо «утюг»).
  • Замены мягких согласных соответствующими твердыми и наоборот («ден» вместо «день» или «клюмба» вместо «клумба»).
  • Разнообразные замены в группах свистящих (С, 3, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков: «сапка» вместо «шапка»; «зук» вместо «жук»;
  • Разнообразные буквенные замены в группе сонорных согласных (Р, РЬ, Л, ЛЬ): «глачи» вместо «грачи»; «ледиска» вместо «редиска»;
  • Орфографические ошибки (Парные согласные. Смягчение согласных при помощи гласных и мягкого знака)

Упражнения для преодоления замен букв.

  • Писать под диктовку по 3 слога (ша-са-ша, ми-мы-ми)
  • Определить каким по счёту стоит звук в слове, затем написать слово и проверить ( с-5, ш-3 – пушистый).
  • Графический диктант — составить схему предложения и подписать буквы С-Ш над теми словами в которых есть эти звуки.
  • Записать диктуемые слова в два столбика под буквой С или Ш.
  • Выбрать или придумать и записать слова с буквой С, а затем — с буквой Ш.
  • Выбрать или придумать и записать слова, в которых содержатся сразу оба дифференцируемых звука
  • Вставить вместо точек пропущенные в словах буквы С или Ш (капу-та, ко-ка, -умка)

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Искажение звуко-слоговой структуры слов и нарушение границ между словами.

Причины:

  • Затруднения в анализе речевого потока.
  • Недостаточное овладение навыками языкового анализа и синтеза.

Типичные ошибки:

  • пропуски букв в словах («лто» вместо «лето»);
  • вставка лишних букв («стлол» вместо «стол»)
  • перестановка букв («вебра» вместо «верба»)»
  • пропуск слогов в словах («гова» вместо «голова»); .
  • вставка лишних слогов («гололова»);
  • перестановка слогов («мотолок» вместо«молоток»)
  • слияние нескольких слов в одно слово
  • («детиигралиналугу»);
  • разделение одного слова на части («у тюг», «о кно»).

Приёмы формирования звукового анализа и синтеза

  • Различать гласные- согласные,
  • Определять твёрдость-мягкость согласных,
  • Последовательно называть звуки в слоге,
  • Составлять схему слога.
  • Делить слова на слоги, определять количество слогов и их последовательность.
  • Выделять гласные,
  • Определять количество звуков в каждом слоге и общее количество звуков в слове.

Оптическая дисграфия

Замена букв по принципу оптического сходства и искажённое их написание

Ребенок, как бы не видит разницы в начертании оптически сходных букв, что и приводит к их заменам на письме или к неправильному написанию некоторых букв.

Буквы, состоящие из однотипных элементов.

  • в рукописном шрифте это:
  • г, п, т, р; и, ш ; ц, щ ; б, в, д, у, з
  • буквы отличаются различным количеством совершенно одинаковых элементов:
  • (и, ш, ц, щ),
  • разным расположением их в пространстве:
  • (ш, т, в, д)
  • кроме одинаковых, есть дополнительные элементы:
  • (и, ц; ш, щ).

Типичные ошибки:

  • В недописывании элементов букв
  • В добавлении лишних элементов.
  • В написании вместо нужного элемента относительно сходного с ним.
  • В неправильном расположении элементов букв в пространстве по отношению друг к другу.
  • Полные буквенные замены касаются в основном сходных по начертанию букв.

Для различения сходных по начертанию букв можно предложить следующие задания:

  • Сравнить картинки, найди отличия.
  • «Зашумлённые» рисунки – найди птиц среди ветвей.
  • Выбор из всех букв алфавита, сходных по начертанию букв.
  • Называние написанных рядом сходных по начертанию букв (печатных и рукописных).
  • Узнавание недописанных букв.
  • Узнавание букв, наложенных друг на друга.
  • Конструирование букв из элементов.
  • Найди неправильные буквы.
  • Переделать букву, сделать из одной буквы другую.
  • Письмо под диктовку оптически сходных букв, а также слогов и слов, включающих эти буквы.
  • Расшифруй слово.

Расшифруй и запиши слова.

Найди лишнее слово

стул кресло муха шкаф

Аграмматическая дисграфия

Задержка речевого развития. Бедный словарный запас и неумение грамматически правильно связывать слова между собой.

Типичные ошибки:

  • Слитное написание слов в предложение
  • Пропуски, замены или слитное написание предлогов.
  • Ошибки согласования в роде, числе и падеже.
  • Неправильное построение предложения.
  • Трудности при подборе проверочного слова.

Основные направления работы:

Уточнение и обогащение словаря:

  • Подобрать синонимы, антонимы.
  • Подобрать глагол, прилагательное к существительному.
  • Образовывать прилагательное от существительного.
  • Образовывать глаголы с различными приставками.

Словообразование и словоизменение. Согласование различных частей речи в роде, числе и падеже:

  • Добавить существительное к глаголу, к прилагательному, к числительному.
  • Вставить пропущенное слово или предлог в предложение.
  • Найди общую часть в однокоренных словах.
  • Впиши приставку, окончание.
  • Изменить часть слова (приставку, суффикс, окончание)

Формирование структуры предложения

  • Составление графической схемы предложения.
  • Изменение порядка слов в предложении.
  • Изменить одно слово в предложении.
  • Дополнить предложение.
  • Увеличивать предложение по одному слову.
  • Считать слова в предложении. Назвать 3, 2, 5 и т.д. слово в предложении.
  • Сократить предложение по одному слову.
  • Составить из слов предложение.

Полезная литература:

  1. И.Н. Садовникова «Дисграфия и дислексия: технология преодоления».
  2. Пособия Ефименковой Л.Н. «Коррекция ошибок, обусловленных…», 4 выпуска.
  3. Альбомы упражнений по коррекции различных видов дисграфии Мазановой Е.В.
  4. О. Н. Яворская «Игры, задания, конспекты занятий для развития письменной речи у школьников 7-10 лет».
  5. О.С. Яцель «Коррекция оптической дисграфии у младших школьников».
  6. Тетради для логопедических занятий Козыревой Л.М.
  7. Сайт «Мерсибо» – много компьютерных игр для развития различных сторон речи.

Учитель-логопед
Хромова Ольга Владимировна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.