Цикл занятий «Страна Красивой речи»

С каждым годом увеличивается количество детей, которые имеют те или иные нарушения речи. Причины связаны не столько с медицинскими факторами, сколько с изменившимися социокультурными условиями, в которых растут нынешние дети. Родители сегодня все меньше времени уделяют детям, подменяя своё общение с ними телевизором, компьютером. Таким образом, ребёнок не получает полноценную речевую среду. Кроме того, он лишён телесного опыта, что тоже приводит к недоразвитию речи.

К сожалению, не все родители понимают, что речь – инструмент развития психики человека, а детство — самый благоприятный возраст для интеллектуального развития. В школе таким детям тяжело усвоить школьную программу, овладеть письменной речью. Это усугубляется значительным уменьшением объема словаря «среднего человека», резким падением грамотности, расшатыванием языковой нормы. Наблюдается «варваризация русской речи», засорение языка, утверждает агрессивно-императивный стиль общения. Побеждает «речь городского малообразованного населения, не владеющего нормами литературного языка».

В связи с этим, нами разработан цикл занятий «Страна Красивой речи», направленный на повышение культуры речи учеников.

Цель занятий – привлечь внимание детей к речи. Дать элементарные знания о том, из каких компонентов состоит речь. Показать детям, какую роль для человека играет речь, почему её необходимо развивать.

Данные занятия проводятся с учащимися 2 – 3 классов. Ведущими могут быть психологи, логопеды, учителя начальных классов.

Цикл занятий состоит из 3 встреч. Мы расскажем о содержании первой встречи.

ПЕРВОЕ ЗАНЯТИЕ

Первое занятие начинается с того, что ведущие и дети стоят перед дверью в класс. Они предлагают детям поиграть. Игра будет называться «Путешествие в страну речи». Всего путешествий будет три. Сегодня первое путешествие. В любой игре существуют правила. В этой игре их буде три:

1. Правило «Правой руки». Когда кто-то захочет сказать, он поднимет правую руку;

2. Правило «Стоп». Им пользуются тогда, когда есть какое-то нарушение. Необходимо хлопнуть в ладоши;

3. Уважать друг друга, не перебивать, не обзывать, не смеяться, если кто-то ошибся;

Тот, кто нарушит правило, садится на «Стул размышлений» до окончания упражнения?

Затем проводится вступительная беседа о том, что все направляются в волшебную страну. Там красиво и правильно говорят, умеют выражать свои мысли, чётко произносят звуки, без ошибок пишут и читают.

Ведущие предупреждают детей о том, что сейчас они скажут волшебное слово и «усыпят» речь. Говорить никто не сможет. Все будут молчать. Проснётся речь только после того, как они произнесут волшебное слово ещё раз. Произносится «волшебное» слово (грибли). Все молча заходят в класс и рассаживаются за парты. Через две три минуты речь «будят».

С детьми беседуют о чувствах, которые они испытывали, когда речь спала. Может ли человек жить без речи, для чего человеку речь? Из чего, по мнению детей, состоит речь? Ведущие просят подумать детей, всегда ли они умели так говорить? Отличается ли их речь от речи маленьких детей, если отличается, то чем? Сравнить речь учеников и речь педагогов, родителей. Детей подводят к мысли, что речь развивается вместе с человеком и необходимо воспитывать красивую и правильную речь. Какая речь красивая и правильная (уметь выражать свои мысли, чётко произносить звуки, без ошибок писать и читать, т. к. письмо и чтение это тоже речь, но письменная). Как воспитывать речь? Детям предлагается подумать и сказать, как они воспитывают своё тело, чтобы оно было крепким и здоровым (необходимо делать зарядку, заниматься спортом …). Ведущие говорят о том, что для воспитания речи тоже есть специальные упражнения. Некоторым из них они сейчас обучат детей.

УПРАЖНЕНИЯ НА ДЫХАНИЕ И СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ:

• «Срываем фрукты»

Встать ровно, потянуться рукой вверх, как будто срываем с дерева фрукт. Пятки от пола не отрывать. Бросить руку вниз. Повторить это же движение другой рукой.

• «Мельница»

Встать прямо, поворачивать туловище вправо, влево. Руки свободно вращаются вместе с туловищем. Пятки от пола не отрывать

• «Понюхаем цветочек»

Сделать долгий вдох носом и долгий выдох ртом «Х…».

• «Погреем ручки»

Потереть ладошку о ладошку и подышать на них «Х-х-х…»

• «Надуем шарики»

Сделать вдох носом, вытянуть губы вперёд и выдыхать ртом, не надувая щёк, как будто надуваешь шарик.

РАЗМИНКА ДЛЯ ЯЗЫЧКА

• «Болтушка»

Рот приоткрыть, быстро водить языком по верхней губе внутрь и наружу.

• «Конфетка за щекой»

Рот закрыт, кончик языка упереть то в одну щёку, то в другую.

• «Лошадки»

Приоткрыть рот, поцокать языком.

• «Поссорились — помирились»

Губы вытянуть то в улыбочку, то в трубочку.

• «Прополоскали ротик»

Рот закрыт, надуть щёки, имитировать полоскание рта.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГОЛОСА

• «Эхо»

Разделиться на две команды. Первая команда произносит слова и короткие предложения громко, вторая их повторяет тихо. Первая произносит низким голосом, вторая высоким. Затем команды меняются ролью. Предложения могут быть повествовательные, вопросительные, восклицательные:

- Полдень, дорога, мне весело …

- Я ученик, за окном холодно …

УПРАЖНЕНИЯ НА ЧУВСТВО РИТМА

• «Отхлопай, как я»
• «Отстучи ногами, как я»
• «Поезд»

Ведущий задаёт темп (быстрый, средний, медленный), имитируя стук колёс: «та-та-та-та…»

УПРАЖНЕНИЯ НА РИФМУ

• «Доскажи словечко»

Проводится беседа о рифме. Рифма – это созвучное окончание стихотворных строк. Например: пушок – пирожок, арбуз – карапуз, конфетка – отметка, двор – забор. Детям предлагается самим определить слова, которые рифмуются: Живёт на свете Саша, во рту у Саши каша (Саша — каша). После этого они пробуют закончить стихи самостоятельно:

Серый волк в глухом лесу
Встретил рыжую (лису)

На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет (кошка)

Тише мыши, тише мыши,
Кот сидит на нашей (крыше)

Маленькие ножки
Бежали по (дорожке).

Малыши в лесок пошли,
Много веток принесли.
Молодцы, они хотят
Накормить своих (козлят).

Из карманов у Аркашки
Вечно сыплются (бумажки).

На прививку! Первый класс!
Вы слыхали? Это (нас)!

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПРИЯТИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ

Детям предлагается прослушать стихотворение. Подумать какие чувства оно вызвало. Выбрать те карандаши, которые этим чувствам соответствуют, во время повторного прослушивания эти чувства нарисовать:

Проводится выставка рисунков «Настроение нашего класса». Ведущие вместе с детьми обсуждают их.

По желанию, можно это стихотворение написать на доске и прочитать в конце занятия хором.

Люблю берёзку русскую, то светлую, то грустную.
В белёном сарафанчике, с платочками в карманчике,
Красивыми застёжками, с зелёными серёжками.
А. Прокофьев

Материал подготовлен коллективом логопедов МБОУ ДО УМОЦ г. Королёв:

Учитель логопед высшей категории: Ямпольская Анна Борисовна
Учитель-логопед высшей категории: Лебедева Ольга Ивановна
Учитель-логопед II категории: Уздемир Анна Николаевна
Учитель логопед II категории: Любимова Марина Николаевна

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (7 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С» Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Звук и буква С»
Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития Использование наглядности при работе над связной речью с детьми с ОНР III уровня речевого развития
Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [ш] в словах
Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями Игра-соревнование «В мире гласных звуков» для детей старшей логопедической группы ДОУ с родителями

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.