Театрализация как прием в работе учителя-логопеда

Традиционно считается, что именно воспитатель, работая с дошкольниками, должен учитывать, что игра – это вид основной деятельности детей этого возраста, и использовать игровые методы и приемы работы.

Но мой опыт работы учителя-логопеда в детском саду показывает, что и в исправлении речевых нарушений наилучших результатов можно добиться, используя игру, физические упражнения, театрализацию на всех этапах коррекционной работы.

Одним из самых трудоемких и для специалиста и для ребенка этапов коррекционной работы я считаю подготовительный. Здесь мы отрабатываем правильное речевое дыхание, и нормализуем мышечный тонус артикуляционного аппарата ребенка, развиваем у него фонематический слух и формируем фонематическое восприятие, вырабатываем необходимый алгоритм движения для произнесения нужного звука.

Легко понять настроение ребенка, которого забирает логопед из группы на занятие в то время, когда другие дети играют: «Трудно, скучно – не хочу!». Здесь два варианта действий: можно бесконечно, поурочно мотивировать ребенка (а детей у меня двадцать пять) и менять его отношение к занятиям, а можно изменить свое отношение и начать… играть.

Так я стала «играющим» логопедом: сказочником, волшебником, героем выдуманных историй.И если вы выберете этот путь, всегда будьте готовы к импровизации! И к компромиссу, конечно. Но основные правила игры все-таки устанавливает учитель-логопед.

Разработка логопедической сказки с элементами театрализации

Приведу в пример конкретную разработку урока для ребенка 5,5 лет с логопедическим заключением «фонетико-фонематическое нарушение речи, стертая форма дизартрии».

Одним из проявлений минимального дизартрического расстройства, выявленного в ходе обследования, стало нарушение просодического компонента речи: укороченный фонационный выдох, назальность при произнесении гласных звуков. Особенности произношения были обусловлены слабой подвижностью небно-глоточного кольца и нарушением артикуляционной моторики.

Для коррекции нарушения был выбран соответствующий комплекс упражнений. Целью комплекса упражнений является развитие подвижности нёбно-глоточного кольца, артикуляционной моторики и получение направленной струи воздуха через рот в пении гласного звука [A].

В проведении урока использован прием театрализации, который в данном случае помог ребенку усвоить правильную последовательность и технику выполнения упражнений.

Можно использовать готовые произведения, знакомые ребенку. Мне проще самой написать подходящий текст-сказку таким образом, чтобы была возможность решить поставленные задачи.

Итак, комплекс выбран, текст составлен, урок начинается.

Схема проведения урока:

1. Вводная часть: знакомство с профессией.

Учитель-логопед становится режиссером-постановщиком спектакля, который ребенок будет показывать своим родителям (выполняя домашнее задание!). Ребенку предлагается амплуа актера — исполнителя.

2. Далее следует чтение «сценария».

- чтение сказки без выполнения дыхательных упражнений.

- показ «режиссером» дыхательных упражнений, сопровождающих каждую фразу.

«Сказка о том, как Мишка варенье варил и петь научился»

Театрализация в работе учителя-логопедаПрислонившись к стволу дерева, сидел Мишка на поляне, и спал. (в положении сидя откинуть голову назад — вдох ртом, вернуть голову в исходное положение — выдох ртом).

Сквозь сон услышал Мишка знакомый звук: пчела мимо летела и звенела «З-з-з». Мишка сразу проснулся и вспомнил, что у пчел есть вкусный мед. Быстренько побежал за пчелой. Бежит и пыхтит, только бы успеть! (имитация пыхтения: часто дышать ртом, удерживая расслабленный язык на нижней губе).

Пока бежал за пчелой куст малины увидел, несколько ягодок прихватил лапой, сунул в рот и давай жевать! (имитация жевания).

А малина сочная! Прямо слюнки текут! (наклонить голову вперед, имитировать глотание слюны).

Так понравилась малина Мишке, что решил он за пчелами не бежать, пчел не обижать, мед у них не забирать, а набрать малины и сварить из ягод вкусное варенье. Сварил варенье, налил в блюдце и давай вылизывать! (имитация вылизывания варенья с блюдца широким языком).

Наелся Мишка, прополоскал горлышко. (полоскание горла жидкостью: сначала вода, постепенно использовать жидкости более плотной консистенции – например, кисель).

И довольный запел: «А-А-А…» (пение гласного звука «А-А-А»).

3. Отработка роли Мишки на «репетициях».

- разучивание с ребенком дыхательных упражнений.

Задание для ребенка: «Покажи, как…».

- Мишка спал у дерева.
- Мишка бежал за пчелой.
- Мишка жевал малину.
- Мишка слюнки глотал.
- Мишка вылизывал варенье с блюдца.
- Мишка горлышко полоскал.
- Мишка -пел.

4. Главная репетиция «спектакля».

- выполнение полного комплекса упражнений в заданной последовательности.

Домашнее задание:

5. «Открытие сезона» — показать сказку-спектакль родителям.

Топоркова Елена Михайловна,
учитель-логопед ГБОУ детский сад №2464 ЮЗАО,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (7 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам, Обмен опытом Метки: ,

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.