Театрализованная деятельность дошкольников как средство коррекции речевых нарушений на этапе автоматизации звуков
Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). В театрализованных играх шлифуется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе.
Поэтому на логопедических занятиях на этапе автоматизации звуков мы стали использовать театрализованную деятельность. Главной целью для нас является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.
Театрализованные игры предполагают произвольное воспроизведение какого–либо сюжета в соответствии со сценарием. Данные игры используем при пересказе рассказов, сказок и диалогов. Здесь дети – артисты. Распределив роли и познакомившись со сценарием, они показывают небольшой спектакль. Дети учатся владеть своим голосом, интонацией, мимикой, жестами, а самое главное – четкой артикуляцией. Участие детей в играх-театрализациях способствует развитию памяти и взаимодействию друг с другом.
Новые задачи ставит перед ребенком участие в инсценировках сказок с несколькими действующими лицами, в ходе которых внимание переключается с одного партнера на другого. При этом детям необходимо внимательно следить за ходом всего действия и уметь вовремя сыграть свою роль.
Участники игры — инсценировки неоднократно вступают между собой в речевой контакт. Продолжается работа над чистотой и правильностью речи и движений. Простая форма речи, неторопливость развертывания сюжета, частые повторы и рифмовка в тексте обуславливают естественные замедления речи и смысловые паузы.
Сказки подбираются по количеству участников с учетом структуры дефекта. Очень часто вводим в знакомые сказки новых героев, обеспечивая вовлечение большего количества детей. Иногда по мотивам хорошо знакомых сказок «сочиняем» свои.
Умелое использование театрализованных игр на этапе автоматизации звуков позволяет не только сформировать у детей разные умения и навыки, но и решать очень важные задачи коррекционно-воспитательной работы. Они помогают развитию связной речи, значительно пополняют словарный запас, делают речь более грамотной, выразительной, чистой и правильной.
Ниже представляю конспекты «своих» сказок по мотивам сказки «Теремок».
Конспект занятия с элементами драматизации по мотивам сказки «Теремок»
Цели занятия:
- Закрепление правильного произношения свистящих и шипящих звуков, автоматизация и дифференциация их стихотворной и связной речи.
- Продолжение работы над звуковым анализом слов.
- Составление сложноподчиненных предложений.
- Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Согласование числительных с существительными.
- Работа с деформированным предложением.
- Работа над интонационной выразительностью речи.
Оборудование:
- Шапочки животных: (мышка, лягушка, сова, лиса, заяц, ежик, медведь).
- Макет теремка.
Подготовительная работа:
- Заучивание детьми четверостиший.
-Ход занятия:
В зал входит Фея (воспитатель).
Фея: Я пришла к вам из волшебной страны.
Что это за волшебная страна, где всюду происходят чудеса,
Где каждый зверь и даже птица, умеют разговаривать и веселиться?
Да, я говорила о стране Сказок. Вот вам мой волшебный клубочек.
Он поможет попасть в страну Сказок.
Фея уходит.
Логопед: Вы хотели бы попасть в страну сказок? Давайте покатим наш клубочек и посмотрим, куда он нас приведет.
Шторы раздвигаются, за ними – теремок.
Логопед:
Все мы знаем, все мы верим:
Есть на свете чудный терем.
Вот он чудо – теремок,
Он не низок, не высок.
Ребята, вы тоже превратились в сказочных героев (надеваются шапочки животных). Сказка «Теремок» начинается.
Логопед: Терем, терем, теремок, он не низок не высок. Бежала мимо мышка-норушка.
Мышка:
Я маленькая мышка, я по лесу хожу.
Ищу себе домишко, ищу, не нахожу.
Логопед: Увидела мышка теремок, постучалась и спрашивает…
Мышка: Тук, тук, кто в теремочке живет ?
Логопед: Никто ей не отвечает. Обошла мышка вокруг теремочка и видит: висит на двери замок, а в нем записка: «Замочек откроется, если сосчитаешь, сколько слогов в словах теремок и мышка», (ребенок считает слоги).
Логопед: Замочек открылся. Вошла мышка в Теремок и стала в нем жить - поживать.
Слышите, дети, кто-то скачет к теремку?
Лягушки:
Речка, мошки и трава. Теплый дождичек, ква-ква.
Мы лягушки, мы квакушки дождя и сырости подружки.
Логопед: Увидали лягушата Теремок, и давай стучаться в двери.
Лягушки: Тук, тук, открывайте двери !
Мышка: Кто там ?
Лягушки: Это мы, лягушки-квакушки. А ты кто?
Мышка: Я мышка – норушка.
Логопед: Пустим мы вас, лягушата в Теремок, если соберете и сосчитаете шишки и грибы, которые вокруг Теремочка растут.
Проводится игра «Кто быстрее». Затем дети по очереди считают собранные шишки и грибы, согласуя числительные с существительными.
Мышка: Заходите, лягушата в Теремок, будем вместе жить.
Логопед: Стали они вместе жить. Живут себе, не тужат, крепко дружат.
Летала по лесу сова. Увидала теремок и спрашивает…
Сова: Кто в Теремочке живет, кто в невысоком живет?
Мышка: Я, мышка – норушка.
Лягушки: Мы лягушки-квакушки. А ты кто?
Сова:
А я сова-сова, совиные глаза,
На суку сижу, во все стороны гляжу.
Пустите меня в Теремок.
Логопед: Терем-Теремок – это наш дом. Пустим мы тебя, Совушка, если правильно выложишь цветными кубиками слово ДОМ, (сова выполняет задание; ее пускают в дом).
Стали они жить все вместе. Живут себе, живут, ватрушки жуют. Вдруг слышат, кто-то бежит к Теремку. Выбежала из леса лиса.
Лиса:
Хвост пушистый, мех золотистый,
Я кумушка-лиса, всему лесу я краса.
Тук, тук, кто в Теремочке живет?
Мышка: Я, мышка-норушка.
Лягушки: Мы, лягушки-квакушки.
Сова: Я, совушка — сова. А ты кто?
Лиса: А я лисонька-лиса. Пустите меня в Теремок.
Логопед: Пустим мы тебя, лисонька, если расскажешь, почему ты хочешь жить в Теремке?
Ребенок составляет сложноподчиненное предложение типа: «Я хочу жить в Теремке, потому что…». Его пускают в домик.
Логопед: Стали они жить вместе. Живут себе, живут, песенки поют. Вдруг слышат, кто-то бежит к Теремку и громко хрюкает. Это свинка — острая щетинка. Подбежала к Теремку и стучится.
Свинка: Тук, тук, тук, кто в Теремочке живет, кто в невысоком живет?
Звери отвечают.
Свинка:
А я свинка – острая щетинка,
Хвостик крючком, носик пятачком.
Пустите меня в Теремок.
Логопед: Пустим, свинка, если назовешь всех жителей Теремка ласково.
Ребенок составляет слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Заходит в Теремок.
Логопед: Стали они вместе жить. Живут себе, не тужат, крепко дружат.
Кто-то скачет к теремочку. Зайки прискакали на нашу полянку.
Зайки: Тук, тук, кто в теремочке живет? Кто в невысоком живет?
Звери отвечают.
Зайки:
А мы зайки-побегайки,
Чуткие ушки, быстрые ножки.
Пустите нас в Теремок.
Логопед: Вы, зайчата, такие веселые, задорные, что всем жителям Теремка захотелось с вами поиграть.
Физминутка - подвижная игра «Зайка».
Логопед: Ну вот, все повеселились, поиграли и дружно стали жить в Теремке. Живут себе, живут, песенки поют. Прибежал к теремку ежик.
Еж: Тук, тук, кто в теремочке живет?
Звери отвечают.
Еж:
А я колючий ежик,
Не головы, не ножек.
Пустите меня в Теремок.
Логопед: Пустим, если поможешь нам правильно расположить слова в предложениях.
Ежик, колючки, покрыть. (Ежик покрыт колючками.)
Он, лес, в, жить. (Он живет в лесу.)
Ежа впускают в дом.
Логопед: Стали звери жить все вместе. Живут себе, живут, песенки поют.
Вдруг слышат: сучья трещат, ветки хрустят. Идет медведь.
Медведь: Тук, тук, кто в Теремочке живет?
Звери отвечают.
Медведь: А я медведь косолапый. Пустите меня в Теремок.
Логопед: Мишка, а ты любишь играть? Сейчас мы поиграем в игру « Придумай слово». В первой команде – звери, в названии которых есть свистящие, а во второй команде – в названии которых есть шипящие согласные звуки. Первая команда придумывает слова со свистящими звуками, а вторая команда – с шипящими согласными. Проводится игра.
Логопед: Мишка, мы можем помочь построить тебе домик рядом с нашим Теремком.
Дети строят из модулей дом для медведя.
Логопед: Мишка, а что ты еще умеешь делать?
Медведь:
Я медведь, с давних пор
Замечательный танцор.
Логопед: Давайте поможем медведю станцевать. Выходите, попляшите. Исполняется танец зверей.
Логопед: Вот и заканчивается наше путешествие в сказку « Теремок ». Мы с вами побывали в сказочной стране, а теперь за волшебным клубочком возвращаемся в детский сад.
Конспект занятия с элементами драматизации «Домик пчелки»
Цели занятия:
- Закрепление правильного произношения звуков З – Ж, автоматизация их в стихотворной и связной речи.
- Продолжение работы над звуко-слоговым анализом слов .
- Составление сложноподчиненных предложений.
- Образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Работа над интонационной выразительностью речи.
- Развитие мелкой и общей моторики, пространственного восприятия.
- Расширение знаний о растениях и насекомых луга.
Оборудование: шапочки насекомых (пчелка, жук, муха, стрекоза, шмель, лягушка), макет домика, атрибуты для украшения цветочного луга (цветы, трава, листья).
Подготовительная работа: заучивание детьми четверостиший.
Ход занятия:
Дети входят в украшенный зал.
Логопед: Пройдет немного времени и наступит лето. Но мы его ждать не будем. Если вы хотите, мы можем прямо сейчас очутиться на летнем лугу.
Звучит музыка. Проводится релаксация «Под лучами солнышка».
Логопед:
Вот мы уже и на лугу. Отгадайте загадку:
Мы не звери, мы не птицы,
Над цветами мы кружимся,
От цветка к цветку порхаем,
Утомимся — отдыхаем.
Логопед: Правильно, это насекомые. Давайте вспомним, каких насекомых мы знаем.(Дети отвечают).Сейчас мы с вами покажем сказку «Домик пчелки».
Логопед раздает детям шапочки. Каждый из детей называет свое насекомое и надевает шапочку.
Логопед: А теперь посмотрите, друг на друга и скажите, как подают голоса ваши герои.
Логопед: Кто из вас умеет звенеть? (муха, комар, стрекоза).
Давайте позвеним.
Кто умеет жужжать? (жук, пчела, шмель).
Давайте пожужжим.
Логопед: Какие звуки вы услышали? Скажите, какой из звуков шипящий, а какой свистящий? Что можно сказать о звуках?
Сегодня мы продолжи работу над звуками Ж-З.
Логопед: Жила-была Пчелка. Она была очень красивая: золотистые крылышки, тонкая талия, перетянутая черным бархатным пояском. Пчелка летала с цветка на цветок, собирала мед, радовалась солнышку.
Пчелка:
Я – Пчелка, Пчелка, Пчелка!
С цветками я дружу,
Нектар я собираю,
Кружу, кружу, кружу.
Логопед: И вот однажды решила Пчелка построить себе дом. Она собирала лепестки цветов, стебельки, травинки, немного веточек. Построила Пчелка прекрасный домик и стала в нем жить.
Летела мимо домика Муха.
Муха:
Развеселая я мушка –
Лета красного подружка.
Какой красивый домик!
Кто в домике живет?
Пчелка: Я, пчелка, а ты кто?
Муха:
Я – Мушка,
Лета красного подружка.
Можно в домике мне жить?
Логопед: Пустим мы тебя в домик, если ты назовешь себя ласково.
Муха выполняет задание и ее пускают в домик.
Логопед: однажды мимо домика пролетел Жук.
Жук:
Я – Жук, Жучок – черный бочок!
Я весело летаю,
Жужжу, жужжу, жужжу,
Со всеми насекомыми
Очень дружу.
Какой красивый домик!
Жук: Кто здесь живет?
- Я – Пчелка – золотистые крылышки,
- А я – Мушка лета красного подружка.
Жук: Можно с вами жить?
Логопед: и тебя мы в домик возьмем, если ты правильно выложишь слово Жук цветными кубиками.
Жук выполняет задание и его пускают в домик.
Логопед: Пролетала мимо стрекоза.
Стрекоза:
Я Стрекоза – большие глаза
Вертолетом я лечу
И звеню, звеню, звеню.
Какой красивый домик!
Кто в домике живет?
- Я – Пчелка – золотистые крылышки,
- А я – Мушка лета красного подружка,
- А я – Жук, Жучок – черный бочок.
Стрекоза: Можно мне с вами жить?
Логопед: Пустим мы тебя в свой домик, если посчитаешь слоги в слове Стрекоза.
Стрекоза выполняет задание и ее пускают в домик.
Логопед: пролетал мимо домика комар.
Комар:
Мне на месте не сидится,
Длинный носик мой, как спица
Какой красивый домик!
Кто в домике живет?
- Я – Пчелка – золотистые крылышки,
- А я – Мушка лета красного подружка,
- А я – Жук, Жучок – черный бочок.
- А я – Стрекоза – большие глаза.
Комар: Можно мне с вами жить?
Логопед: пустим мы тебя в домик, если расскажешь, почему ты к нам прилетел. (ребенок составляет сложно-подчиненное предложение, типа: Я прилетел, потому, что…) его пускают в домик.
Логопед: Прожужжал над домиком Шмель.
Шмель:
Я – Шмель – Шмелек, полосатый бочок.
Крыльями машу, машу
На цветах я сижу.
Какой красивый домик!
Кто в домике живет?
- Я – Пчелка – золотистые крылышки,
- А я – Мушка лета красного подружка,
- А я – Жук, Жучок – черный бочок.
- А я – Стрекоза – большие глаза.
- А я – Комар – длинный нос.
Шмель: Пустите мне к себе в домик?
Логопед: Пустим, если назовешь нам луговые цветы, по которым ты летал (ребенок выполняет задание и его пускают в домик).
Логопед: И стали насекомые жить вшестером.
Живут себе, не тужат, крепко дружат.
Звучит музыка, дети исполняют танец насекомых с имитацией движений (русские народные мелодии в обработке Раухвергера).
Логопед: Вы летали по лугу, видели много разных цветов. Я предлагаю собрать луговые цветы из разрезанных картинок.
В одной команде участвуют насекомые жужжащие, в другой звенящие. (проводится игра «Собери цветок»).
Логопед: Кажется погода испортилась, может начаться дождь. Давайте спрячемся в домик. Живут насекомые в домике, не тужат, крепко дружат.
Вдруг к домику прискакала Лягушка-квакушка.
Лягушка:
Я – Лягушка-квакушка,
Дождя и сырости подружка.
Какой красивый домик!
Я буду в нем жить!
Логопед: Ребята, можем мы пустить лягушку в домик? Мы – насекомые, а она кто? (ответы детей).
Логопед: Не поместишься ты, лягушка, в наш маленький домик, давай лучше с тобой дружить! Спой вместе с нами веселую песенку! (дети исполняют песню С. Разоренова «Мы дружные ребята»).
Логопед: Вот мы с вами побывали на летнем лугу, узнали о цветах и насекомых. Наше занятие закончилось.
Под музыку дети уходят из зала.
Аксенова Ольга Анатольевна,
учитель-логопед
МДОУ – «Центр развития ребенка – детский сад №30»,
округ Муром