Возможности использования техники теневого театра в развитии мелкой моторики руки детей с задержкой психического развития

ТеатрЗдравствуйте, уважаемые педагоги и коллеги учителя — логопеды, дефектологи. Сегодня я хотела бы с вами поделиться своим опытом по развитию мелкомоторной сферы детей с ЗПР. Многие дети с данным диагнозом к сожалению отстают в развитии мелкой моторики, у них наблюдается слабый мышечный тонус, неумение удерживать статичность позы, недостаточная координированность мелкой моторики рук. Мне бы хотелось предложить вам использование метода техники теневого театра и краткое содержание коррекционной программы по использованию техники теневого театра для развития мелкой моторики.

«Чёткий, сияющий, древний, как первая тень на Земле; всем понятный, потому что даже младенец привык к тени вокруг: реальнейший, потому что даёт реальную картину на плоскости; основанный на элементах, недоступный другим театрам; захватывающий и воспитывающий – потому что прекрасный; таков Театр теней», так писала в начале XX столетия основательница первого в нашей стране теневого театра Н, Я. Симонович- Ефимова. «На тени всё видится без излишних подробностей. Одна суть дела. Никаких рассеивающих внимание впечатлений…Движение и форма». [23, с.27]

Техника теневого театра – это одно из средств коррекции мелкой моторики, а также это разновидность пальчикового театра. Во многих странах театры теней являются досугом развлечения или средством привлечения публики (Индонезия, Корея и т. д. Эта техника в комплексе с различными упражнениями может способствовать развитию зрительного восприятия, развитию прослеживающей функции глаза.

Также с помощью этой техники можно повлиять на социальное развитие ребёнка. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что важно для их социального развития. Здесь развивается и речь, чёткое произношение при разучивании роли и умение сопереживать героям (развивать чувство эмпатии). Достоинств данной техники в комплексе с различными упражнениями весьма много.

Если рассматривать эту технику в комплексе с различными упражнениями в более узком аспекте, то можно выделить следующие направления работы по развитию мелкой моторики детей с задержкой психического разития :

  • развитие тонкодифференцированных движений руки;
  • удерживание статической позы;
  • развитие одновременности, согласованности движений кисти руки;
  • развитие переключаемости позы руки с одной на другую;
  • развитие точности движений;

Техника коррекционной работы предполагает её использование с детьми достигшими возраста 5 – 6 лет, когда все компоненты мелкой моторики руки (одновременность, точность, удерживание статической позы, переключаемость) должны быть сформированы к подготовке к школе в младшем школьном возрасте, где перед ребёнком встанет решение различных задач, например овладение письмом, где для ребёнка важным будет являться удерживание статической позы и развитие точности движений при удержании ручки для письма.

Программа по развитию мелкой моторики детей с ЗПР с использованием техники теневого театра

Пояснительная записка

Целью программы является: развитие мелкой моторики детей с ЗПР , средствами теневого театра.

Основными задачами данной программы являются:

  • развитие координированности движений руки и глаза;
  • развитие переключаемости движений;
  • развитие статической пальцевой позы;
  • развитие одновременности движений рук;
  • развитие ловкости движений;
  • развитие зрительно – двигательной функции глаза;

При разработке данной программы мы руководствовались принципами:

  1. Принцип наглядности. Детям с ЗПР предоставлялся материал занятия в доступной форме. Соблюдался размер пособий, фон.
  2. Принцип дифференцированного подхода. К каждому из детей был применён дифференцированный подход, если у детей что – то не получалось мы подходили к каждому и объясняли.
  3. Принцип последовательности. Наши занятия и программу мы строили с учётом последовательных этапов. Первым этапом был вводный. Мы знакомили с тем детей, что будет на данном занятии. Второй этап – это основная часть, где выполнялись упражнения и игры, направленные на активизацию двигательной мелкомоторной деятельности. Третий этап – заключительный. Здесь было чтение, инсценировка сказки и подведение итогов
  4. Принцип ведущего вида деятельности. Занятия мы проводили в игровой форме.
  5. Принцип от простого к сложному. Наша программа разрабатывалась на основе учёта, что будет являться вначале простым, а затем сложным.
  6. Принцип учёта степени выраженности и структуры нарушения. Материал подбирался для детей в зависимости от их остроты зрения.

В ходе проведения коррекционной работы по развитию мелкой моторики детей с ЗПР мы соблюдали ряд условий:

  • введения зрительных ориентиров;
  • перехода от одной дифференцированной позы к другой по словесной инструкции и подражанию;
  • выполнения действия по образцу;

Упражнения по развитию мелкой моторики с использованием техники теневого театра детей с ЗПР мы выполняли сначала по показу (Мы показывали статичность той или иной фигуры теневого театра с помощью пальцев рук, дети выполняли),затем по подражанию (Дети выполняли действия за нами по подражанию, особенно те, которые оказывались наиболее сложными) и словесной инструкции (Дети выполняли движения по словесной инструкции после того, как освоили их делать по показу и подражанию) и по образцу (При выполнении движения мы давали образец, чтобы ребёнок мог ориентироваться и запомнить позу).

При составлении нашей программы мы опирались на программу Шевченко С. И., на методические разработки И. А. Лыковой (специалиста в области художественного воспитания детей) «Теневой театр вчера и сегодня». Также нами были использованы следующие источники литературы: [11, 18, 19, 20, 21, 22, 24, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35,38]

Преимуществами данного метода являются то, что данный метод может быть интересен для ребёнка в любом возрасте.При этом ребёнок учится проигрывать небольшие сцены из сказок. Ребёнок учится выражать эмоции героя – развивается эмпатия. Также развивается и выразительная речь, и чёткость произношения при разучивании роли. Программа с использованием техники теневого театра способствует развитию зрительного восприятия (это может достигаться за счёт наложения одной руки на другую или создания изображения из частей кисти руки), развитию прослеживающей функции глаза, развитию произвольного внимания, а главное развитию мелкой моторики, в частности таких её элементов, как одновременность, точность, удерживание статической позы, переключаемость с одного движения на другое, одновременность, согласованность движений, координированность движений руки и глаза.

Многие исследователи указывают, что у детей с ЗПР имеется нарушение мелкой моторики. Дети с ЗПР имеют трудности в переключаемости движений, точности движений, одновременности, удерживании позы. Также дети имеют сложности со зрительно – двигательной координацией. Многие исследователи связывали особенности мелкомоторного развития с недостаточным развитием мышечного тонуса. В младшем школьном возрасте ребёнку будет необходимо удерживание ручки при письме, а это подразумевается и развитие точности движения, координированности, а самое главное удерживание статической позы. При использовании техники теневого театра мы можем вполне добиться необходимого навыка и сделать его стереотипом. При использовании техники теневого театра у ребёнка можно развить статичность позы, и плавность движения и определённая координированность движения. Также у ребёнка мы можем посредством техники теневого театра развивать и зрительную функцию глаза – ребёнок будет смотреть и на тень изображаемую им, и на пальчики своей руки (это то, какая поза нужна для той или иной фигуры животного). Для развития мелкой моторики детей с ЗПР мы разработали программу с использованием техники теневого театра.

Организация работы:

Для проведения формирующего этапа мы делили детей на две группы: одна группа детей была экспериментальной (группа с которой проводилась коррекционная работа по развитию мелкой моторики посредством техники теневого театра), другая контрольной (с которой не проводилась коррекционная работа).

Нами было проведено 27 занятий. Проводились занятия в игровой форме по 3 раза в неделю. Длительность каждого занятия составляла 25 – 28 минут.

В занятиях по развитию мелкой моторики с использованием техники теневого театра выделяется несколько этапов. Вводный этап – мы непосредственно вводили ребёнка в тему занятия; Основной этап занятия – выполнение различных упражнений, направленных на подготовку руки ребёнка в ходе занятия к показу фигур теневого театра и чтение маленькой сказки; Заключительный этап занятия – инсценировка и показ маленькой сказки на пальчиках с изображением теней героев сказки.

Для реализации поставленных задач мы использовали различные упражнения. На развитие координированных движений мелких мышц руки мы использовали: игры со шнуровками, обведение рисунков по зигзообразным линиям или различные узоры, а также выкладывание узоров из спичек. На развитие ловкости движений использовали нанизывание бус из бисера. На развитие одновременности, согласованности движений кисти руки — игра золушка, перебирание зёрнышек. На развитие точности движений -задания «Обведи по шаблону», «Художники», и т. д. Для снятия усталости – пальчиковые игры и самомассаж. На регуляцию силы движений мы использовали элементы тестопластики и задание «Штриховка», на развитие зрительно – двигательной координации мы использовали задания «Обведи по точкам», «Обведи рисунок». На развитие переключаемости движений, развитие статической позы мы использовали непосредственно саму технику теневого театра. Также для того, чтобы сделать занятие интересным нами была использована музыка. Музыкальный фон мы считаем, что он сосредоточил внимание ребёнка на проигрывании небольшой сказки. Сделал проигрывание сказки более чувственным. На наших занятиях мы использовали наглядные и словесные методы.

В нашей программе по развитию мелкой моторики посредством техники теневого театра выделяются 3 блока программы:

Первый блок программы предполагает познакомить ребёнка с содержанием, над тем, с чем мы будем работать. Это непосредственно первое занятие, которое проводилось в игровой форме. На этом этапе, мы знакомили ребёнка со зрительными образами и элементами фигур теневого театра.

Второй блок программы предполагает подготовить руку ребёнка к показу основных теневых фигур различных персонажев сказок и проигрывание коротких сказок, с использованием элементов теней животных.

Заключительный блок программы предполагает закрепление развиваемых навыков, проигрывание более сложных сказок.

В занятия мы включили зрительную гимнастику и различные физкультминутки. Для эффективной деятельности по программе использования техники теневого театра была нужна материально – техническая база. Для реализации программы нам потребовалось тёмное помещение, фильмоскоп (диапроектор), несколько парт для детей и стульев.

Таким образом, была апробирована программа по развитию мелкой моторики и был проведён анализ контрольного этапа исследования.

Данный метод мы выбрали в соответствии с тем, что у детей с ЗПР имеются плохая координированность движений рук, неодновременность движений, недостаточность удерживания статичной позы, плохая переключаемость движений тонкой моторики.

Уважаемые педагоги надеюсь, что данная программа будет кому — нибудь полезна. Данная программа прошла защиту дипломной работы с отличием. Успехов и терпения вам.

Абрамова В.Г.,
учитель-дефектолог

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическая работа по формированию навыка словообразования прилагательных у детей с ОНР 3 уровня Логопедическая работа по формированию навыка словообразования прилагательных у детей с ОНР 3 уровня
Речевая коммуникация детей с тотальной слепотой дошкольного возраста Речевая коммуникация детей с тотальной слепотой дошкольного возраста
Этапы и онтогенетические закономерности становление слоговой структуры слова в детском возрасте Этапы и онтогенетические закономерности становление слоговой структуры слова в детском возрасте
Общее недоразвитие речи Общее недоразвитие речи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.