Использование технологии синквейна в обучении рассказыванию детей с ОНР в подготовительной к школе группе

синквейнАннотация. Одной из главных проблем детей с ОНР является несформированность компонентов связной речи. Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точны-ми словами в правильно построенных предложения. Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Синквейн в переводе с французского – «пять строк». Он не требует особых условий для применения, и органично вписывается в работу по развитию связной речи.

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможность в познании окружающей действительности.

Одной из главных проблем детей с ОНР является несформированность компонентов связной речи.

Связная речь – это не просто последовательность слов и предложений, это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях (Ф.Сохин)[2].

Одним из эффективных методов развития речи ребёнка, который позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн в переводе с французского – «пять строк»[1]. Он не требует особых условий для применения, и органично вписывается в работу по развитию связной речи. По структуре синквейн напоминает ёлочку.

Первая строка включает одно слово, слово-предмет, о котором идёт речь (карточка с одной горизонтальной чертой).

Вторая строка – два слова, слова-признаки, характеризующие предмет, раскрывающих тему синквейна (карточка с двумя волнистыми линиями).

Третья строка – три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы (карточка с двумя горизонтальными линиями, повторяющимися три раза).

Четвёртая строка – предложение, состоящие из нескольких слов, которое отражает личное отношение автора к теме (карточка со схемой предложения).

Пятая строка – слово-предмет, связанное с первым, отражающее сущность темы (карточка с одной горизонтальной линией)[1].

Перед тем как начать составлять синквейн, проводиться предварительная работа:

  • работа с опорными символами, используемыми в построении синквейна;
  • подбор слов-признаков к предмету. Постановка соответствующих вопросов;
  • дифференциация понятий «слова-предметы», «слова-признаки» и «слова-действия»;
  • работа над структурой и грамматическим оформлением предложения[3].

Используя в своей работе метод синквейна, можно научить детей:

  • составлять описательные рассказы о предметах;
  • подбирать «слова-признаки», «слова-действия» к изучаемому предмету;
  • составлять предложения, где ребёнок показывает своё отношение к изучаемому предмету [3].

Метод синквейна поможет логопедам закрепить знания детей по пройденным лексическим темам.

Ниже приведён пример конспекта занятия с использованием технологии синквейна по развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ОНР.

Тема: «Мой любимый город».

Цели:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить и систематизировать знания детей о родном городе;
  • расширить словарь по теме существительными, прилагательными и глаголами;
  • закрепить знания о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях;
  • совершенствовать грамматический строй речи: согласование слов в предложении в роде, числе;
  • закреплять умение составлять рассказ по схеме синквейна;
  • закреплять умение наращивать предложение.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать диалогическую речь, слуховое и зрительное внимание;
  • учить думать, размышлять, рассуждать на заданную тему.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать любовь к родному городу;
  • воспитывать доброжелательность, умение работать самостоятельно и в коллективе.

Оборудование:

  • слайды с достопримечательностями Ульяновска: Краеведческий музей, дом-музей И.А. Гончарова, памятник букве «ё», Ленинский мемориальный комплекс, парк «Дружбы народов», Императорский мост; музыкальная запись «Гимн Ульяновска», стихо-творение об Ульяновске Нины Климко; мяч, карта Ульяновска, сердечки, карточки-символы для составления синквейна, раскраска «Прогулка с Августом Шодэ», магнитная доска, модель автобуса из картона.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Дети сидят на стульчиках.

- Дети, в какой стране мы живём? (В России) Как называется город, в котором мы живём? (Ульяновск). Ульяновск-это слово-предмет (вывешиваю карточку-символ на магнитную доску).

- Послушайте музыкальное произведение (фрагмент «Гимна Ульяновска»). Что это за произведение?

- Послушайте стихотворение Нины Климко об Ульяновске:

Белой чайкой взметнулся над Волгой И паришь над могучей рекой. Путь в веках твой был славным и долгим, Мой Симбирск, мой Ульяновск родной.

С каждым годом становишься краше, Нет отраднее сердцу, милей Площадей, переулочков, башен В разноцветном каскаде огней. Ты – Отчизна великих поэтов. Имена их, как звёзды горят. А святые скрижалей заветы — Наша гордость, величие, клад. Карамзин, Гончаров и Языков, Всёх не счесть на родимой земле, Словно солнышка ясного блики, Озаряют нам души во мгле. Возвышаются к небу соборы И церквей золотых купола. Как прекрасен ты в снежном уборе Над рекой, что, как мать, обняла. Коронован «Венцом» ты по-царски. Где увидишь такую красу? Сердце полное нежности, ласки Я тебе на ладонях несу. Белой чайкой взметнулся над Волгой И паришь над могучей рекой.

Пусть счастливым полёт будет, долгим… Мой Ульяновск, мой город родной.

- Какие слова-признаки использует поэт? (славный, родной, мой, родимый, прекрасный, милый …). Вывешиваю на доску карточку-символ.

II. Основная часть.

1. Автобусная экскурсия [4].

- Дети, вы любите экскурсии? Сейчас мы на этом автобусе (показываю на модель ав-тобуса, внутри стульчики в два ряда) отправимся по центру нашего города. Чтобы по-пасть в автобус нужно назвать свой домашний адрес.

- Все разместились? Поехали! (Включаем кинопроектор)

На экскурсию мы едем –

Город свой узнать хотим.

Вдоль по улице проедем

И в окошко поглядим.

Стоп! Смотрите прямо –

Что же перед вами? (слайд с домом-музеем И.А. Гончарова)

Аналогично показываем слайды с другими достопримечательностями нашего города.

- Понравилась экскурсия? Возвращаемся в группу (дети вновь просматривают слайды). Выходим из автобуса, и дети садятся на стульчики.

2. «Пожелания городу».

(Вывешиваю на доску карту Ульяновска).

- Дети скоро у нашего города день рождения. Ульяновску исполнится 367лет. В день рождения имениннику принято что-то желать и дарить (предлагаю взять сердечко и с пожеланием приклеить на карту).

- Я начну, а вы продолжите:

- Пусть наш город …(растёт, цветёт, развивается, строится, хорошеет, процветает). Вы назвали слова-действия (вывешиваю на доску карточку-символ).

- Посмотрите, как мы любим наш город, он весь в сердечках!

Теперь отдохнём и поиграем!

3. Составление предложения и его удлинение.

- Начинается игра с мячом. Встанем в круг. Отбиваем мяч от пола. Каждый удар — слово.

Логопед: Ульяновск – это город?

Дети: Ульяновск – это город.

Логопед: Ульяновск – это красивый город?

Дети: Ульяновск – это красивый город.

Логопед: Ульяновск – это красивый город, который расположен на Волге?

Дети: Ульяновск – это красивый город, который расположен на Волге.

Что мы сейчас называли? (предложения). Вывешиваю на доску карточку-символ.

- Молодцы! А теперь сядем за столы.

4. Создание синквейна совместно с логопедом.

- Посмотрите, на нашей доске размещены карточки-символы, по которым мы с вами составим рассказ о нашем городе. Назовите слово-предмет (Ульяновск).

- Вспомните слова-признаки, которые использовал поэт в своём стихотворении, назо-вите два (родной, любимый).

- Вспомните названные слова-действия. Выберите и назовите три (растёт, цветёт, строится).

- Дети, вспомните или придумайте предложение о нашем городе (Я люблю Улья-новск).

- И последняя карточка-символ (вывешиваю на доску). Назовите слова-предметы, ко-торые вы вспоминаете, говоря слово Ульяновск (Родина).

5. Создание собственного синквейна и рассказа по нему.

- Дети, пользуясь схемой на доске, расскажите о нашем городе.

(Пример:

Ульяновск.

Красивый, родной.

Строится, процветает, растёт.

Я люблю родной город.

Родина.)

III. Подведение итогов.

- Молодцы! Хорошие получились рассказы.

- Дети, я приготовила для вас раскраски с изображением достопримечательностей нашего города (раздаются раскраски «Прогулка с Августом Шодэ»). Дома раскрасьте их, а завтра утром устроим выставку.

Литература:

  1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. — Ростов н/Д.; изд. Феникс, 2011.
  2. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. — Ростов н/Д.; изд. Феникс, 2008.
  3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Логопед. – 2005. — №5.
  4. Новиковская О.А. Конспекты комплексных занятий с детьми среднего дошкольного возраста (4-5 лет). – СПб.: Паритет, 2011.

Ксейко Лилия Абдряшитовна,
учитель-логопед высшей кв. категории,
МБДОУ №139 «Яблонька»,
г. Ульяновск

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: ,

Сейчас читают:

Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
Су Джок массажеры в логопедической работе Су Джок массажеры в логопедической работе
Логопедический массаж в коррекции сложных речевых нарушений Логопедический массаж в коррекции сложных речевых нарушений
Проблемы речевого развития приёмного ребёнка — пути помощи Проблемы речевого развития приёмного ребёнка — пути помощи

Один комментарий к материалу: "Использование технологии синквейна в обучении рассказыванию детей с ОНР в подготовительной к школе группе"

  1. Diana:

    Здравствуйте! Я тоже использую синквейн в своей работе. Мы с детьми дополнительно рисуем картинку на заданную тему. Всем очень нравится. Спасибо за хороший материал.

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.