Методическая разработка: Наглядно-информационный материал по лексической теме «Ягоды»

Тема ягоды для детейВажную роль в работе с семьей традиционно играет логопедический уголок группы. Наглядно-информационный материал по лексической теме «Ягоды» используется нами при оформлении уголка логопеда в старшей группе. Он содержит рекомендации родителям по проведению бесед с ребенком по изучаемой теме, стихи для заучивания, примеры дидактических речевых игр и гимнастику для пальчиков.

Тема «Ягоды» для детей — занимаемся с ребенком.

Ребёнок должен знать:

  • Названия садовых и лесных ягод: виноград, клубника, черешня, вишня, смородина, крыжовник, малина, земляника, рябина
  • Где растут ягоды? (в саду и в лесу)
  • Как растут ягоды? (на деревьях, на больших кустах и на маленьких кустиках)
  • Что можно приготовить из ягод?

Выучите с детьми стихи:

«В лес по ягоды»

Корзина малины
В руках у Аленушки.
А у Танюши в корзине –
На донышке.
Вздохнула Танюша
И маме сказала:
«Малину я в рот
По ошибке бросала»
Т. Дмитриев

«Земляника»

Я капелька лета
На тоненькой ножке.
Плетут для меня
Кузовки и лукошки.
Кто любит меня,
Тот и рад наклониться,
А имя дала мне
Родная землица.
Ю. Кушак

Беседуем, рисуем, лепим

  1. Рассмотрите разнообразные ягоды на картинках лото и предложите ребенку назвать их. Вместе вспомните, где можно найти ягоды (в саду и в лесу).
  2. Из ягод можно сварить варенье, джем, компот, кисель, выжать сок, приготовить повидло, желе, мармелад… А ещё?
  3. Предложите ребенку назвать, какие ягоды бывают черного / красного /розового / желтого / зеленого цвета. Обратите его внимание, что одна ягода (смородина, крыжовник и др.) может быть разного цвета.
  4. Вспомните, как растут ягоды: вишня, черешня, рябина – на деревьях, смородина, малина – на больших кустах, земляника и малина – на маленьких кустиках, виноград – на лозе. Объясните, что такое лоза.
  5. За садовыми ягодами ухаживают люди (садовник, садовница), а лесные – растут сами.
  6. Кроме полезных в лесу растут и ядовитые ягоды, поэтому собирать ягоды в лесу можно только вместе с взрослыми.
  7. Нарисуйте / раскрасьте ягоды вместе с ребенком или слепите их из пластилина.

Загадайте детям загадки о ягодах:

Ягодку сорвать легко — ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка — там созрела… (земляника)

Эти ягоды, все знают, нам лекарство заменяют.
Если вы больны ангиной, пейте на ночь чай с… (малиной)

Ярко-красных, черных, белых ягодок попробуй спелых.
Сельский сад — их родина. Что это? (смородина)

Играем и запоминаем:

Перед началом игры разложите перед ребёнком картинки ягод. Пусть он отвечает, глядя на иллюстрации – это поможет ему быстрее найти правильный ответ и усвоить полученные знания.

«Назови ягоду ласково»

малина – малинка
рябина – рябинка
земляника – земляничка
смородина – смородинка и т.д.

«Какой сок? Какое варенье? Какая конфета?»

Предложите детям выжать сок, сварить варенье, сделать конфеты.

Из малины – малиновый сок, малиновое варенье, малиновая конфета и т.д.
Из клубники –
Из земляники –
Из рябины –
Из смородины –
Из крыжовника –

«Угадай, что это?»

Взрослый называет признаки разных ягод; ребёнок угадывает, какая это ягода?

Маленькая, красная, лесная, растет у самой земли –
Красная, черная, белая, садовая, растет на кусте –
Оранжевая, горькая, мелкая, растет на дереве –
Бордовая, круглая, сочная, растет на дереве –
Огромный, зеленый снаружи, красный внутри –

Выполняем гимнастику для пальцев «За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, (Соединяем пальцы рук в «теремок»)
В лес идём мы погулять. (Пальчиками шагаем по столу)
За черникой, за малиной, (Загибаем пальцы на каждую ягоду сначала на одной руке, потом на двух)
За брусникой, за рябиной.
Землянику мы найдём
И братишке отнесём! (Ладошки складываем лодочкой и «угощаем»)

Жураковская Янина Викторовна,
учитель-логопед высшей категории,
ГБОУ детский сад № 864,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: ,

Сейчас читают:

Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным Автоматизация звуков: как скучное сделать интересным
Алфавит в стихах Алфавит в стихах
Методическая разработка для учителей-логопедов, дефектологов «Комплексная коррекция звукопроизношения, как основного видимого дефекта у детей с ОВЗ» Методическая разработка для учителей-логопедов, дефектологов «Комплексная коррекция звукопроизношения, как основного видимого дефекта у детей с ОВЗ»
Игры для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста Игры для развития диалогической речи у детей дошкольного возраста

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.