Тесты по изучению психомоторики у детей со стертой дизартрией

Несмотря на то, что у детей с легкой дизартрией не наблюдается выраженных параличей и парезов, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координаторностью.

Нарушение моторики у детей со стертой дизартрией носит широкий характер.

Наблюдается некоторая общая моторная неловкость, неуклюжесть, страдает мелкая моторика рук.

Дети испытывают трудности при одевании, обувании, хуже сверстников бегают, прыгают, рисуют.

У детей с паретической формой стертой дизартрии часто наблюдается вялость пальцев, особенно при работе с карандашом или ручкой.

При спастической же форме наблюдается чрезмерное напряжение и малая подвижность.

Дети со стертой дизартрией отстают от сверстников в ловкости и точности движений.

Практика показывает, что дошкольники с нарушением мелкой моторики рук испытывают затруднения при овладении навыками письма.

Задерживается развитие готовности руки к письму, так как дети долго не проявляют интерес к рисованию и другим видам ручной деятельности.

Характеризуя состояние двигательной сферы детей со стертой дизартрией, одни исследователи отмечают наличие активных движений в полном объеме, указывая при этом, что они являются замедленными, неловкими, недифференцированными.

Другие находят в ограничении объема движений как верхних, так и нижних конечностей, преимущественно с одной стороны.

Это указывает на наличие паретических явлений в конечностях. В таких случаях сила в мышцах на стороне пареза оказывается ослабленной, а тонус — слегка повышенным.

Диагностика нарушений моторного развития у детей со стертой дизартрией

Эти тесты направлены на выявление зрелости уровневой организации движений по М.А. Бернштейну.

Название теста Описание Особенности выполнения при стёртой дизартрии
Тест на статическую координацию движений(Статическое равновесие) И. П.: стойка на одной ноге, другая нога согнута и касается стопой коленного сустава первой ноги, бедро отведено кнаружи руки на поясе, глаза закрыты. Дети испытывают значительную трудность (а иногда и невозможность) сохранения равновесия.Наблюдается:- тремор конечностей

- покачивание при попытке удержать равновесие

- часто опускают приподнятую ногу, касаясь ею пола,

- поднимаются на носки.

Лучше удерживают равновесие, стоя на правой ноге.

Тест на динамическую координацию движений 1) Предлагается попасть мячом в корзину с расстояния 2-2,5 м.2) Перепрыгнуть через натянутую над полом веревку на высоте 15-20 см. Выполнение тестовых заданий на исследование динамической координации движений характеризуется недостаточно согласованной деятельностью различных мышечных групп «толчкообразностью», неловкостью выполняемых движений.1) более чем в трети случаев дети осуществляют бросок мяча в цель не «с развернутого плеча», без замаха, а снизу. При этом в момент броска одной рукой другая напряжена и приведена к телу.2) Количество попаданий мячом в цель значительно больше при выполнении движений правой рукой. В большинстве случаев успешное выполнение теста для правой руки осуществляется с первой попытки, в то время как для левой — со второй и третьей.

- Большинство детей со стертой дизартрией способны с места, без разбега перепрыгнуть через натянутую веревку. В то же время задание не всегда выполняется с первой попытки. Когда тест выполняется со второй или третьей попытки, отмечается задевание веревки при прыжке ногами, приземление на пятки. В единичных случаях были зафиксированы падение или касание руками пола после прыжка и не перепрыгивание, а перешагивание через веревку.

Тест на исследование скорости движений Как можно быстрее несколько раз сесть на пол и встать, не касаясь пола руками. Выполнение задания на исследование скорости движения показывает, что больше половины детей затрудняются сесть на пол и встать без помощи рук.В основном задание выполняется в замедленном темпе.Дети способны сесть на пол без помощи рук, но не могут без этой помощи подняться. Они опираются либо на одну, либо обе руки.Менее чем в половине случаев детям доступно быстрое и правильное выполнение этого задания с первой попытки без помощи рук.Невозможность выполнения этого теста отмечалась в единичных случаях.

Характер выполнения детьми задания подтверждает недостаточную сформированность динамической координации движений и двигательной маневренности, обнаруженную при выполнении других тестов.

Тесты на двигательную память Испытуемый стоит напротив экспериментатора и повторяет ряд последовательных движений, отставая на одно движение (руки вперёд, вверх, в стороны, назад, вниз).Движения экспериментатора программируют задание и одновременно являются сбивающим воздействием. Безошибочное выполнение этого теста с первой попытки зафиксировано лишь в единичных случаях.Тест на двигательную память вызывает значительные трудности у большинства детей.При воспроизведении движений наблюдается замедление их темпа или, наоборот, ускорение.Сбои в двигательной программе начинаются уже с третьего или даже со второго движения, при этом отмечаются трудности перехода от одного двигательного элемента к другому.
Тест на одновременность движенийХарактеризует корковый уровень построения движений, выявляет синкинезии. Руки прямые, вытянуты перед грудью. Испытуемый одновременно сжимает в кулак правую руку и разжимает левую, затем наоборот. Тест на одновременность движений вызывает наибольшую трудность для выполнения.Одновременное выполнение движений для обеих конечностей наблюдается у незначительного количества детей.Чаще отмечаются либо выраженные трудности выполнения этих движений (преимущественно для левой руки), либо разновременное их выполнение.
Тест на выявление синкинезий (т.е. содружественных, лишних движений) Используются пробы Заззо из методики И.Ю. Левченко.Кисти ребенка помещаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом.Затем, поочередно прикасаясь к каждому пальцу ребенка, кроме четвертого (движение которого и у здоровых детей в опыте сопровождается синкинезиями), даем инструкцию:

«Подними только этот палец!»

На контурном изображении помечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрестные (на второй руке) и двусторонние (на обеих руках).

Выполнение движений в замедленном темпе, с многочисленными синкинезиями: движениями губ, высовыванием языка, наклонами головы вперед и др.
Пальчиковая проба Поочередное сгибание пальцев, начиная с большого и мизинца. В большинстве случаев наблюдается замедленный темп, одновременные движения нескольких пальцев.Кроме того, отмечается напряженность пальцев, невозможность удерживать их согнутыми.Наблюдаются сопутствующие синкинезии — движения пальцев другой руки.Большинство детей выполняют задания в медленном, напряженном темпе, напряженными пальцами, не в полном объеме.Сложнее для воспроизведения оказываются пробы на поочередное выпрямление пальцев, а не сгибание.

Таким образом, у детей со стертой дизартрией почти по всем уровням (по Бернштейну) отмечаются отклонения от нормативов в психомоторике.

Выявляются нарушения функции статического равновесия (уровень А), динамической координации (уровня В); нарушения темпа и ловкости движений (уровень В и С); снижение двигательной памяти (уровень Д).

Моторная недостаточность у детей со стертой дизартрией выявляется в сглаженной, стертой форме, что обуславливается наличием негрубых, неярко выраженных органических нарушений.

По Архировой Е. Ф.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дизартрия Метки: , ,

Сейчас читают:

Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе
Устранение нарушений голоса у детей с дизартрией Устранение нарушений голоса у детей с дизартрией
Неврологические особенности речевой функции у детей со стертой формой дизартрии Неврологические особенности речевой функции у детей со стертой формой дизартрии
Формирование звукопроизношения у старших дошкольников со стертой дизартрией Формирование звукопроизношения у старших дошкольников со стертой дизартрией

Один комментарий к материалу: "Тесты по изучению психомоторики у детей со стертой дизартрией"

  1. маня:

    Как раз мне для диплома. Спасибо)

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.