Дети с нарушениями поведения, с интеллектуальной недостаточностью часто не умеют, не могут правильно взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми. Эти дети часто не имеют возможности правильно выражать себя, быть активными, быть самостоятельными. Они не имеют навыков общения в различных жизненных ситуациях, они часто не доверяют взрослому. Всему этому взрослые обязаны их научить.
А научить ребёнка, заинтересовать, привлечь внимание можно только через игру, где взрослый становится на одну ступень с ребёнком, где они могут почувствовать себя партнёрами, где ребёнок может даже помочь взрослому и тем самым научиться доверять ему.
Тема: «Творческая игра как система взаимоотношений взрослого и детей»
Задачи:
- Развивать уверенность в себе и в своих возможностях;
- Развивать активность, инициативность, самостоятельность;
- Формировать доверие ребёнка к взрослому как к партнёру по внеситуативному общению;
- Развивать чувства сопереживания, лучшего понимания себя и других;
- Совершенствование навыков общения в различных жизненных ситуациях;
- Укреплять детей в позиции созидателя и творца.
Ход занятия:
Логопед: — Ребята, сегодня я предлагаю не просто позаниматься чем-то интересным, а поиграть в игру.
- А поиграем мы…..
Речь логопеда прерывает вошедший в группу воспитатель:
Воспитатель: — Извините, что я вас прерываю, но у меня безвыходное положение. Мне необходимо срочно уйти через 10 минут, а маленьких детей не с кем оставить. Помогите, пожалуйста!
Логопед: — Л.Н., вы сейчас идите, собирайтесь, а мы через 10 минут к вам придём.
Логопед обращается к детям:
- Ребята, чем мы можем помочь? Как вы думаете, мы можем чем-то быть полезны? Давайте присядем и подумаем, как можно решить эту проблему.
Ответы детей, их пожелания, сомнения.
Логопед: — Проблема решается тем, что мы идём к ним в группу и займём чем-то детей, пока воспитатель не придёт.
- Чем мы можем их занять?
Ответы детей.
Логопед: — Давайте вспомним, в какие игры играли вы, когда были такие же маленькие?
Ответы детей (предположительно):
- Надо дать им игрушки;
- Из кубиков построить дом;
- Показать сказку «Теремок», «Колобок»;
- Спеть им песенки; и т.д.
Логопед: — Хорошо! Просто отлично! Вы предложили очень хорошую развлекательную программу. Но вот одна проблема меня всё-таки озадачивает. Дело в том, что в этой группе дети маленькие, ранимые, пугливые. Если мы все вместе пойдём, то можем создать шум и неразбериху, тем самым испугать детей. Давайте подумаем, кого мы отправим на помощь к маленьким детям?
Ответы детей:
Логопед: Предлагаю очень внимательно подойти к выборам кандидатов, они должны быть внимательными, заботливыми, терпеливыми, уметь успокоить, приласкать ребёнка.
Происходят выборы претендентов в команду спасателей.
Логопед: — Ребята, вы тоже не останетесь безучастными. Ведь вы знаете, как маленькие дети любят получать подарки, а мы как раз научились делать сувениры- забавные куколки-обереги. Я предлагаю оставшимся смастерить такие сувениры и подарить их малышам. Вы согласны? Вы хотите это сделать?
Логопед: — Так вот, у нас собрались 2 команды спасателей. Пока первая завлекает и успокаивает, вторая готовит им подарки и я уверена, что когда воспитатель придёт в группу, дети даже не заметят его отсутствия.
Со второй командой остается воспитатель, а логопед уходит с первой командой в младшую группу.
Ход занятия в младшей группе:
Здороваемся.
Знакомимся.
Логопед предлагает детям организовать игру индивидуально или с группой детей.
Самостоятельная деятельность детей.
Через 15 минут к первой группе присоединяются дети второй команды – дарят сувениры.
Музыка.
Колесникова Т.В.,
логопед