Учебная программа «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов»

Купцова Элина Анатольевна,
учитель-логопед ГБОУ Центр Психолого-педагогической
реабилитации и коррекции,
Колпинский район, Санкт-Петербург

«Обучение следует поставить так, чтобы чтение и письмо для чего-то были нужны ребенку … письмо должно быть осмысленно для ребенка, должно быть вызвано естественной потребностью, надобностью, включено в жизненно необходимую для ребенка задачу. Только тогда мы можем быть уверены, что оно будет развиваться у ребенка не как привычка руки и пальцев, но как действительно новый и сложный вид речи» Л.С. Выготский.

         Пояснительная записка

«Для грамотности мало того, чтобы человек знал грамматические правила (а их множество), но необходимо, чтоб он привык мгновенно выполнять их»  К. Д Ушинский.

Русский язык в начальной школе – центральный предмет, основа общего образования. Важнейшей задачей является развитие у детей умения содержательно и грамотно выражать мысли в устной и письменной форме. Необходимо учитывать, что и учебный материал, и жизненный опыт ребенка с годами будут все больше и больше усложняться.

Недостатки речевого развития и связанные с ними трудности в овладении принципов письма (морфологического, фонетического и принципа графики), мешают усвоению смыслового содержания учебного материала, ведут к появлению не только дисграфических ошибок, но и к трудностям овладения орфографией.

Дети с нарушениями устной и письменной принадлежат к той категории учащихся, которая особо нуждается в логопедической помощи.

Программа направлена на коррекцию «смешанной» дисграфии с элементами дизорфографии у учащихся 2-3 классов. Процент распространенности «смешанных» форм дисграфии значительно выше, чем в одном ее варианте. Смешение, сочетание, процентное соотношение дисграфий разнообразно и индивидуально для каждого ребенка.

Наиболее часто встречаемым видом является дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, на втором месте по распространенности стоит акустическая дисграфия, затем оптическая, артикуляторно-акустическая и аграмматическая дисграфия.

По данным диагностических обследований «смешанная» дисграфия обусловлена нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР или ОНР). Нарушения письма носят системный характер, проявляясь в разнообразных, многочисленных и стойких ошибках.

Часто «смешанная» дисграфия сочетается с дизорфографией. Это подтверждается  статистическими данными, которые отображены в диаграммах (смотри приложение). Общая характеристика письма и анализ ошибок учащихся, составление диаграмм производился автором программы на протяжении ряда лет.

Программа составлена с учетом симптоматики и степени выраженности речевых нарушений и основывается на теоретических положениях:

- о взаимодействии первой и второй сигнальных систем (И.П.Павлов);

- о функциональных системах (П.К.Анохин);

- о динамической локализации психических функций (И.М.Сеченов, И.П.Павлов, А.Р.Лурия);

В коррекционной логопедической работе используются данные психолингвистики:

- принцип поэтапного формирования умственных действий  (А.Н. Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин);

- принцип учета зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский);

Программа опирается на принципы: системности, комплексности, принцип учета симптоматики, опоры на сохранные анализаторы,   последовательности и поэтапности в работе, доступности, сознательности, наглядности.

Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи у младших школьников.

Задачи:

- уточнение и развитие  пространственно-временных представлений;

- развитие и совершенствование функции языкового анализа и синтеза;

- повышение уровня речевого развития путем уточнения, расширения и активизации словаря учащихся;

- коррекция нарушений лексико-грамматического строя речи;

- формирование и развитие связной речи;

- выработка достаточно прочных навыков грамотного письма;

- развитие высших психических функций;

С учащимися, зачисленными на логопедический пункт проводятся групповые (4-6 человек) и индивидуальные занятия 2 раза в неделю. Продолжительность группового занятия – 40 минут, индивидуального – 20 минут. Сроки коррекционной работы определяются степенью тяжести нарушения речи; комплектование групп – схожестью нарушений речевого развития, возрастным критерием и согласовывается с родителями и классным руководителем. В программе учтены индивидуальные особенности и уровень речевого развития каждого ребенка.

Содержание

Коррекционная работа осуществляется с учетом программного материала по русскому языку. Программа рассчитана на 34 учебные недели. Каждый раздел можно использовать автономно, варьируя количество занятий на усмотрение учителя-логопеда.

Коррекционная работа по преодолению нарушений письменной речи проводится в три этапа: первый   — диагностический, второй  -  коррекционный этап и третий — оценочный.

1. Диагностический этап или обследование

На этом этапе проводится обследование устной и письменной речи учащихся. Результаты обследования фиксируются в индивидуальных речевых картах. Исходя из результатов обследования, планируется дальнейшая коррекционная работа.

2. Основной коррекционный  этап.

В течение коррекционного этапа осуществляется работа по преодолению нарушений письменной речи. Работа проводится по направлениям, соответствующим основным видам ошибок.

Работа над слоговым составом слова. Работа над звукобуквенным составом слова.

Работа над слоговым составом слова предшествует работе над звукобуквенным составом слова. Деля слова на слоги, дети учатся распознавать и выделять гласные звуки, которые являются звуковой основой слова. Учитывая, что пропуск гласных букв в словах является одной из самых распространенных дисграфических ошибок. На данном этапе выделяются только шесть основных гласных.

Дифференциация букв, имеющих оптико-кинематическое сходство

Проводится работа над зрительным (буквенным) гнозисом; работа по развитию четкого и дифференцированного восприятия букв; по развитию конструктивной деятельности по составлению букв из элементов; реконструированию букв; использованию предложений с предлогами.

Коррекционная работа на морфологическом уровне

Проводится работа над смыслоразличительной ролью ударения в слове. Определяется разница в звучании одного и того же гласного в ударной и безударной позиции. Далее: анализ групп  родственных, однокоренных слов; выделение единого корня в словах;  подбор однокоренных  слов для проверки написания безударной гласной  в корне слов.

Дифференциация твердых и мягких согласных

На данном  этапе учим детей слышать и различать твердые и мягкие согласные, т.к. твердое и мягкое звучание согласного тесно связано с последующей гласной. Продолжается работа над выделением гласных второго ряда я, ё, ю, е. Уточняется и закрепляется понятие – второй  способ обозначения мягкости. Мягкий знак на конце и в середине слова, как показатель мягкости согласного звука.

Дифференциация согласных, сходных по артикуляторно-акустическому признаку.

На данном этапе проводится работа по различению согласных звуков и букв в устной и письменной речи. Дифференциация звонких и глухих, шипящих и свистящих, аффрикат и компонентов. Дифференцируются артикуляторно-акустические признаки и их смыслоразличительная роль в слове.

3. Обследование

На последнем этапе оценивается эффективность коррек­ционной работы; проводится повторная проверка навыков пись­ма, анализируются различные виды письменных работ детей.

Учебно-тематический план 3-й класс

Номер

п/п

Тема

Количество часов

I этап  Диагностический

6

II. Основной коррекционный  этап.

60

Коррекционная работа на фонетико-фонематическом уровне

18

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

Дифференциация понятий «звук» и «буква».Гласные звуки и буквы.Йотированные гласные я, ё, ю, е.

Дифференциация у-о.

Дифференциация ё-ю.

Согласные звуки и буквы.

Работа со словарными словами.

Звонкие и глухие согласные.

Правила написания и способы проверки.

Дифференциация твердых и мягких согласных.

Мягкий знак – как показатель мягкости согласного звука.

Мягкий знак на конце слов, мягкий знак в середине слов.

Разделительный мягкий знак перед буквами я, ё, ю, е, и.

Фонематический анализ слов.

Сопоставление разделительного Ь и мягкого знака для обозначения мягкости

Разделительный твердый знак. Фонематический анализ слов.

Дифференциация разделительного Ъ и Ь.

Коррекционная работа на морфологическом  уровне

20

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Смыслоразличительная роль ударения.

Ударение в слове.

Ударная и безударная гласнаяБезударные гласные в корне.

Корень слова.

Однокоренные слова.

Правописание безударных гласных а-о,  в корне.

Правописание безударных гласных и-е-я,  в корне.

Правописание безударных гласных в словах различной слоговой структуры.

Способы проверкиРабота со словарными словами.

Морфемный анализ и синтез слов (корень, приставка, суффикс, окончание).

Утонение и закрепление представлений о приставке, как о морфеме в составе слова.

Утонение и закрепление представлений о предлоге, как о самостоятельном слове.

Дифференциация предлогов и приставок.

Коррекционная работа на лексико-грамматическом уровне

14

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Лексика.

Лексическое и грамматическое значение слова.

Толковый словарь.

Однозначные и многозначные слова.

Сколько значений у слова.

Прямое и переносное значение слова.

Антонимы, слова противоположные по значению.

Синонимы, слова близкие по значению.

Классификация синонимов и антонимов по степени концентрации признака.

Омонимы, слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.

Фразеологизмы, фразеологические обороты.

Устойчивые словосочетания.

Пословицы и поговорки.

Слова, обозначающие предметы.

Слова, обозначающие действия предметов.

Слова, обозначающие признак предметов.

Коррекционная работа на синтаксическом уровне

8

1

2

3

4

5

6

Дифференциация понятий «слово», «предложение».

Предложение.

Предложение по цели высказывания.

Выделение предложений из  сплошного текста.

Словосочетание.

Дифференциация понятий «словосочетание», «предложение».

Составление предложений по опорным словам, иллюстрации,  с определенным количеством слов, по данной схеме, представлению.

Распространение предложений по вопросам, по схеме.

Ш Обследование

2

1

2

Оценка результативности коррекционной работы.

Фронтальное обследование.

Количественный и качественный анализ ошибок.

Подведение итогов работы за год.

Оценка динамики работы с учащимися.

 

Динамика коррекционной логопедической работы в речевом классе 6А (соотношение дисграфических и орфографических ошибок):

Соотношение дисграфических и орфографических ошибок

Динамика коррекционной логопедической работы в речевом классе 8А (сравнение количества дисграфических и орфографических ошибок):

Сравнение количества дисграфических и орфографических ошибок

Библиографический список:

1. Божедомова Н.Ю. Программа «Профилактика дизорфографии у младших школьников»/ Коррекция нарушений письменной речи. Под ред. Яковлевой Н.Н. – СПБ, 2004
2. Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. «Организация логопедической работы в школе» Сфера, М., 2005
3. Занимательное азбуковеденье. Составитель В.Волина. м., 1991
4. Лалаева Р.И. Прищепова В.И. Выявление дизорфографии у младших школьников. СПб., 1999
5. Ляудис В.И., Негурэ И.П. Психологические основы формирования письменной речи у младших школьников. -  М., 1994
6. Максакова А.И. Туманова Г.А. Учите играя. М., 1983
7. Парамонова Л.Г. Правописание шаг за шагом. СПб, Дельта, 1998
8. Парамонова Л.Г. Упражнения для развития письма.   СПб, Дельта, 2000
9. Планирование логопедических занятий по устранению аграмматизмов у учащихся вторых-четвертых классов с ЗПР при работе по теме «предлоги» Бровина С.В. Коррекция нарушений письменной речи /под ред. Яковлевой Н.Н. Учебно-методическое пособие. СПб 2004
10. Планирование, разработанное директором школы №3 для детей с тяжелыми нарушениями речи Красногвардейского района СПб И.Е.Плетенцовой и логопедом М.В.Струковой.
11.  Планирование логопедических занятий по преодолению различных видов дисграфии (4-7 классы) Боева Е.В. Коробкина Ю.Л. Коррекция нарушений письменной речи /под ред. Яковлевой Н.Н. Учебно-методическое пособие. СПб 2004
12. Планирование логопедических занятий по коррекции дисграфии у детей с системным нарушением речи в 1-5 классах. Яковлева Н.Н. Коррекция нарушений письменной речи /под ред. Яковлевой Н.Н. Учебно-методическое пособие. СПб 2004
13. Садовникова И.Н. Нарушение речи у младших школьников. М., Владос, 1998
14. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. М., Сфера, 2001
15. Усенко О.А. «Коррекция устной и письменной речи учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы с нарушениями письма, обусловленными дизорфографией» ЦППРиК Колпинского района, 2006
16. Яковлев С.Б. Логопедическая работа по коррекции аграмматизмов на уровне связных текстов в письме детей с тяжелыми нарушениями речи. СПб., 1994
17. Ястребова А.В. Конюшков Е.Л. Логопедическая работа с учащимися образовательной школы, имеющими нарушения речи / Дефектология, 1988, №2

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (8 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Дисграфия Метки: , ,

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста Трудности формирования навыков чтения и письма у детей дошкольного возраста

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.