Упражнения для формирования осмысленного чтения

Готовность к чтениюВ данной статье я рассказываю о работе над осмысленным чтением, используя различные методы и приемы для вызывания читательского интереса у детей коррекционной школы.

В.А. Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира».

Особая роль в становлении и развитии речи принадлежит чтению. К сожалению, в современной семье «культа» книги уже нет, её заменяет технический прогресс, но чтение, принятое в семье все-таки играет особую роль и воспитывает у детей потребность читать самостоятельно и говорить о прочитанном. Особенно это важно для тех, кто обучается в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Сформированный навык чтения включает в себя как минимум два основных компонента:

  1. Техника чтения.
  2. Понимание прочитанного текста.

Работая в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья, я наблюдаю различные нарушения в формировании навыка чтения, а именно в понимании прочитанного материала, выражаются они различно. Одни дети улавливают содержание неточно, другие называют лишь отдельные слова.

В чём причина этих нарушений?

А причин существует много — это расстройства технической стороны процесса чтения, нарушения звукопроизношения и звуко-слоговой структуры слова; бедность словарного запаса; нарушения лексико-грамматического развития речи; нарушения пространственных представлений. Но и конечно недостаточность таких психических функций, как внимание и память. Так же к перечисленным причинам добавляется и отрицательное отношение ребёнка к процессу чтения, вызванное неудачным опытом.

На занятиях по коррекции письменной речи я уделяю особое внимание работе над пониманием прочитанного, используя обобщённые методы и приёмы коррекции, описанные Р.Н.Лалаевой, Л.Н. Ефименковой, И.Т. Федоренко, С.Ф. Иваненко, Е.М. Плюсниной, Е.В. Заика. В эту работу я включаю развитие оперативной памяти, развитие внимания к значению слова, развитие воображения во время чтения, работу над пониманием прочитанных слов и предложений и работу над осмысленным чтением. Использую дифференцированный подход — нужный навык отрабатывается столько, сколько требуется конкретному ребёнку. Работа направлена на формирование интереса к процессу чтения, преодоления негативного отношения. Читающим ученикам предлагаются занимательные, необычные упражнения в игровой и творческой форме.

Так как дислексия обусловлена несформированностью такой психической функции как память, считаю целесообразным использование на занятиях методики И.Т.Федоренко. Этот метод формирует устойчивое внимание, пополняет словарный запас учащихся, увеличивает объём слуховых и зрительных восприятий.

Развитие оперативной памяти по методике И.Т.Федоренко.

И.Т.Федоренко выявил, что скорость чтения существенно влияет на количество запоминания материала: чем она выше, тем легче восприятие прочитанного. Он установил, что скорость зависит от объёма слуховых и зрительных восприятий.

Данный метод содержит подобранные зрительные диктанты. Всего 18 наборов, в каждом по 6 предложений, каждое предложение на одну букву больше предыдущего. Ученик читает по очереди каждое предложение. Тексты зрительных диктантов записываются в тетрадях.

№ 1.

1. Тает снег.

2. Идёт дождь.

3. Небо хмурое.

4. Коля заболел.

5. Запели птицы.

6. Поле опустело.

№2.

1. Трещат морозы.

2. Я ищу землянику.

3. В лесу росла ель.

4. Наступила осень.

5. Дни стали короче.

6. В лесу много берёз.

№3.

1. Прилетели птички.

2. Ярко светит солнце.

3. Лида вытерла доску.

4. Весело бегут ручьи.

5. Подул резкий ветер.

6. Зоя прилежно учится.

В применяемое мною пособие «Читаю сам» Плюсниной Е.М. представлена система обучения чтению по методу связного текста. Весь материал представлен в виде отдельных заданий и составляет пять разделов.

В основном я использую такие разделы как:

  1. Развитие внимания к значению слова;
  2. Развитие воображения во время чтения;
  3. Работа над осмысленным чтением.
  4. Развитие внимания к значению слова.

1. Найти непонятные слова, проверить их значение.

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои.
(Н.Некрасов)

Ответы:

  • Бор – хвойный лес.
  • Воевода – в древней Руси: начальник войска.
  • Дозор – обход для осмотра порядка.
  • Владение – территория, находящаяся под чьей-нибудь властью.

2. Придумать словосочетания со словами, записать.

Нарисует, подрисует, перерисует, пририсует.

Разложил, переложил, приложил, отложил, подложил, предложил.

Развитие воображения во время чтения.

Этот раздел наиболее интересен детям, так как связан с творчеством. Но для начала, конечно, необходимо правильно прочитать предложенный текст и понять его содержание.

1. Представить картинку по одному-двум предложениям.

С крыши свесились толстые, острые сосульки.
Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями.
(А.С. Пушкин)

2. Представить картинку по небольшому отрывку.

Действительно, обезьянка оказалась маленькая. Если на лапки станет, то не больше полуаршинна (около 30 см.). Мордочка сморщенная, старушечья, а глазки живые, блестящие. Шерсть на ней рыжая, а лапки чёрные, как будто человеческие руки в чёрных перчатках. На ней был синий жилет.

(Б. Житков)

3. Прочитай текст и представь то, что можно увидеть.

На опушке леса расцвела ива. Листьев на дереве ещё нет. Ветви все в цветах – жёлтых пушистых шариках. Вся ива похожа на жёлтый шар. Она гудит – так много пчёл берут первый мёд.

К вечеру похолодало. Шар умолк. Одни пчёлы успели улететь в ульи. Другие замёрзли – нет сил махать крылышками. Остались ночевать на цветках.

(по А. Митяеву)

Работа над осмысленным чтением

1. Расставить предложения по порядку.

  • На помощь кораблям приходит ледокол.
  • Не могут корабли плыть дальше.
  • Наступила зима.
  • Лёд сковал море.

2. Выбрать подходящий заголовок из нескольких данных заголовков.

Весь лес занят весной под жильё. Свободного местечка не осталось. Живут на земле, под землёй, на воде, под водой, на деревьях, в деревьях, в траве.

Дом у иволги на берёзе. Она высоко над землёй подвесила к ветке лёгкую корзиночку. В корзиночке лежат яйца. В траве – дома у жаворонков. В деревьях – дома у дятлов и синиц, сов. Под землёй – дома у крота, мышей, у ласточки-береговушки.

(по В. Бианки)

(Странные жилища. Дома для птиц. Замечательные дома.)

3. Прочитать, ответить на вопросы, проверить себя.

А) Мы понеслись с мишкой по лестнице наверх. Там действительно было красиво! На потолках висели разноцветные бумажные ленты и фонарики. Всюду горели красивые лампы из зеркальных осколков, играла музыка.

(В. Драгунский)

1. Как был украшен потолок?

2. Что ещё понравилось мальчикам?

3. Как вы думаете, куда они попали?

Б) Павлик взял краску, подержал её в руке и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал только о волшебном слове…

1. Что Павлик сделал с краской?

2. Почему Павлик не стал рисовать?

Работа над пониманием прочитанных слов, предложений.

1. Чтение загадок с недостающими словами:

В село мчится
В дверь ________
Ворота отворяет,
Пыль __________
(ветер)

Ответы: поднимает, стучится.

2. Закончить предложение:

Сначала мы писали буквы очень медленно, но потом …….

Хорошо в лесу, тихо, только слышно как …….

3. Дать полный ответ на каждый вопрос:

Лев – это животное?

Лев – это дикое животное?

Лев – это дикое животное, которое живёт в жарких странах?

Лев – это дикое животное, которое живёт в жарких странах и имеет

густую гриву?

4. Отделение слов от псевдослов.

Выдаётся несколько карточек на одних написаны слова (метро, дорога…), на других – псевдослова, т.е. бессмысленные буквосочетания (например, олубет, вунка). Предлагается карточки со словами сложить в одну группу, а с псевдословами – в другую. Это упражнение развивает способность быстро выделять смысл прочитанного, а при многократном его выполнении – сочетать побуквенное восприятие слова с его смысловой оценкой.

Применяемые мною методы и приемы формируют способности, являющиеся составными частями навыка чтения. Их выполнение превращает процесс чтения в необычное, интересное занятие, благодаря чему у детей формируется положительное отношение к самостоятельному осмысленному чтению. А такое чтение занимает центральное место среди других видов речевой деятельности и является одним из условий успешного обучения в средней и старшей школе.

Азарова Татьяна Евгеньевна,
учитель-логопед,
ГБОУ школа № 59,
г. Санкт-Петербург

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: , ,

Сейчас читают:

Театральные игры и их роль в коррекции связной речи Театральные игры и их роль в коррекции связной речи
Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом Характеристика речевого развития и социальной коммуникации детей с аутизмом
Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями Многофункциональные пособия, способствующие здоровьесбережению, в работе с детьми с речевыми нарушениями
Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками Методические рекомендации учителя-логопеда родителям детей с речевыми недостатками

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.