Тренинговые упражнения как средство развития когнитивных способностей детей младшего школьного возраста с недостатками в устной и письменной речи

Значение воображения в жизни человека подчеркивали многие ученые и художники. Французский философ-просветитель и писатель XVIII в. Дени Дидро восклицал: «Воображение! Без этого качества нельзя быть ни поэтом, ни философом, ни умным человеком, ни мыслящим существом, ни просто человеком…. Воображение — это способность вызвать образы. Человек, начисто лишенный этой способности, был бы тупицей».

Воображение – способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта. Это очень важный психический процесс, присущий только человеку. С его помощью мы можем изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Именно благодаря тому, что до того, как человек начнет что-то делать, оно способен в воображении увидеть конечный результат, представить будущее, он может подготовиться к нему, в каком-то смысле даже овладеть им.

Природа воображения

Как уже отмечалось, процесс воображения проявляется в создании человеком чего-то нового – новых образов и мыслей, на основе которых возникают новые действия и предметы. Вместе с тем, нечто новое, созданное в воображении, всегда, так или иначе, связано с реально существующим.

Очень сложна связь и взаимодействие воображения и речи. С одной стороны известно, что словесно описать можно лишь устойчивый образ. Если образ недостаточно отчетлив, то при попытке описать его он может распасться. Но при повтором воспроизведении образа вербализация становится более устойчивой. Поэтому речь играет важную роль в создании устойчивых образов. Это относится ко всем образам – восприятия, памяти и воображения.

С другой стороны, данные психологических исследований свидетельствуют, что развитие воображения не зависит от развития речи и низкий уровень речевого развития не означает бедности воображения.

Трудности в описании образов, однако, могут осложнить ребенку игру, учебу, помешать ему избавиться от излишних страхов.

Примечательно исследование В.В. Степановой. Ею был обнаружен примечательный и отчасти парадоксальный факт: дети-первоклассники, испытывающие трудности на стадии первоначального формирования умений каллиграфии, имеют низкий уровень развития воображения; наоборот, дети, успешно осваивающие эти умения, обладают сформированным воображением.

Возникает вопрос: как же соотносятся эти, казалось бы, столь разные (если не сказать — полярные) явления?

Можно предположить, что ребенок затрудняется писать красиво, поскольку не способен увидеть “со стороны”, “глазами других” то, что он делает. Ему бесполезно лишний раз “разжевывать инструкцию”, бесполезно ужесточать контроль за выполнением задания. У ребенка отсутствует “интегральный взгляд” на себя, основанный на воображении. Этот “взгляд” при благоприятных условиях формируется в дошкольных видах деятельности (в первую очередь — в игре), т.е. происходит задолго до того, как ребенку начинают целенаправленно прививать какие-либо учебные умения (допустим, те же каллиграфические).

Воображение – познавательный процесс, и он имеет в своей основе аналитико-синтетическую деятельность мозга. Анализ помогает выделять отдельные части и признаки предметов и явлений, синтез – объединить в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации. В результате создается образ или система образов, в которых реальная действительность отражается человеком в новом, преобразованном, измененном виде и содержании.

Механизмы или приемы создания образов воображения

Сущность воображения заключается в особенности и способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства, умением переносить на другие предметы.

Комбинирование – сочетание отдельных элементов различных образов в новых, в более или менее необычных комбинациях. Но комбинирование – это творческий синтез, е не простая сумма уже известных частей, это процесс существенного преобразования элементов, из которых строится новый образ.

Частный случай комбинирования – агглютинация (от лат. – приклеивать). Это способ создания нового образа путем соединения, склеивания совершенно разных объектов или их свойств, например, кентавр, дракон, сфинкс или ковер-самолет: способность птиц летать перенесли на другой предмет.

Акцентирование – подчеркивание отдельных черт того или иного человека, существа, предмета. Этим приемом часто пользуются в рисовании карикатур и дружеских шаржей. Акцентирование проявляется в нескольких специфических действиях: утрирование — намеренное подчеркивание особенностей внешнего облика человека, качеств предмета; гиперболизация – преувеличение или миниатюризация – преуменьшение Дюймовочка, семиглавый Змей Горыныч).

Противопоставление – это наделение предмета, существа признаками, свойствами, противоположными известным. Например, сделать неподвижное подвижным, как в сказке «По щучьему велению» — печка начинает ездить.

Типизация – выделение существенного, повторяющегося в однородных образах. Этот механизм часто используется при создании литературных образов – на первый план выходят такие черты персонажа, которые характеризуют многих людей. Типизация самый сложный путь создания образа творческого воображения, это обобщение и эмоциональная насыщенность образа. Знание этих приемов даст возможность управлять созданием образов, позволит научиться тренировать свое творческое воображение, придумывать новое.

Виды воображения

Виды воображения различаются по тому, насколько преднамеренным, осознанным является создание человеком новых образов.

По этому критерию различаются:

Произвольное, или активное, воображение – процесс преднамеренного построения образов в соответствии с сознательным замыслом, поставленной целью, намерением.

Именно этот вид воображения следует специально развивать.

Непроизвольное, или пассивное, воображение – это свободное, неуправляемое возникновение образов, непроизвольное воображение действует тогда, когда человек фантазирует или мечтает без определенной цели, спит или дремлет.

Существует мнение, что самое богатое воображение – воображение дошкольника. Однако это не так.

Богатство воображения зависит от жизненного опыта человека. У ребенка опыт беднее, чем у взрослого, поэтому материал для создания образов воображения у него меньше.

Но ребенок не так стеснен условностями, меньше контролирует себя, поэтому он легче отвлекается от реальности, можно сказать, «отлетает» от нее.

Старший дошкольный и младший школьный возраст квалифицируется как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии, кроме того, в этом возрасте происходит активное развитие воссоздающего воображения.

Основное условие развития воображения ребенка – включение его в самую разнообразную деятельность. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Чем больше ребенок слышал и пережил, чем больше он знает, тем продуктивнее будет активность его воображения – основы всякой творческой деятельности.

У каждого ребенка есть воображение, но проявляются они по-разному, в зависимости от его индивидуальных особенностей. Некоторые дети да степени скованы ситуацией, что всякое мысленное изменение ее представляет для них значительные трудности. Иногда ученик не может усвоить учебный материал только потому, что не в состоянии мысленно представить то, о чем говорит учитель, или что написано в учебнике.

Эти особенности воображения необходимо учитывать. Надо знать не только то, как ученик воспринимает материал, но и как этот материал преломляется в его воображении.

Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам. Надо не насиловать воображение, а увлекать его.

Методические рекомендации по развитию когнитивных компонентов и по визуализации — воображение.

В одном мгновенье видеть вечность,
Огромный мир в зерне песка.
В единой капле бесконечность
И небо в чашечке цветка
Можно увидеть в травинке Вселенную.
(Уолт Уитмен Блейк)

Леонардо да Винчи в своих «Записках» писал: …. «Совсем не трудно остановиться по пути и посмотреть на потеки на стене или угли в огне, или облака, или грязь…. Там вы сможете найти потрясающие идеи …. Это может показаться смешным и нелепым, — но, тем не менее, очень полезно для того, чтобы вдохновить ум на различные изобретения» (цит. по Вину Венгеру и Ричарду Поу «Неужели я гений?»).

Почему бы не прислушаться к советам гения? Тем более, что этот способ развития воображения давно взят на вооружение психологами и широко применяются узкими специалистами, в частности, учителями-логопедами.

Что же можно предложить ребенку для развития воображения, хорошей визуализации?

Развитие воображенияПрежде всего, это самые различные пятна, они могут быть как многоцветные (красочные), так и одноцветные, кляксы, тучи, плывущие по небу, и, даже, разлитая на стол жидкость. Все эти манипуляции с пятнами добавляют связи между клетками головного мозга, а степень развития ребенка зависит не от количества нервных клеток, а от количества нейронных связей между ними.

Рисунки рассматриваются со всех сторон – дети ищут «спрятанные» в пятне фигуры, очертания предметов. Они могут быть какие угодно реальные или фантастические.

«Воображение важнее, чем знания, потому что знания ограничены. Воображение же охватывает все на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции» писал Альберт Эйнштейн.

Различные фотографии пейзажей, интерьеры комнат и т.д. Постарайтесь «войти» в картинку вместе с ребенком, побуждайте его пройти по дорожке за пределы пейзажа. Пусть он осмотрится, увидит, что там дальше. И идет до тех пор, пока он видит продолжение.

Нарабатывайте с ребенком связи!

- У вас выросли крылья и стремительно взлетаете вверх, или вас кружат невероятной силы воздушные потоки? Представьте студеный ветер с гор и облака, которые мешают рассмотреть то, что спрятано в горах…… Увидьте ее!

- Вы прошли безбрежное море лесов и озер, вы бесконечно устали…. И вдруг перед вами ветхий домик.

Приемы развития воображения

- Чей он? Старушки, а может леприконов, ищущих золотые монеты, хотя нет… Бабы-Яги! Они хотят помешать вам, увидеть картину за пределами гор. А ты возьми, перехитри их, или раскрась цветными карандашами домик и преврати его в тот дом, где живут твои любимые герои. Уж они-то наверняка тебе помогут перейти эти вершины и увидеть….

- Пройди по камешкам, куда они тебя приведут? Пройдись влево, затем направо. Вообрази, как можно быстро попасть за горы и мысленно заглянуть – а что там?

- Не говори, что не умеешь рисовать, тебе поможет твоя «вообразилка». Просто дорисуй картинку для себя как получится, и преврати фрагменты в какие-нибудь картинки.

Дорисуй картинку - развитие воображения

Педагогам необходимо уделять достаточное внимание развитию воображения у детей, создавать условия для активизации этой психической функции. Воображение способствует представлению отсутствующих или не существующих в реальности объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им.

Любое обучение связано с умением что-то представить, вообразить. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознавать абстрактный материал и им, при общем недостатке жизненного опыта, требуются аналоги, опоры, на помощь приходит воображение.

Всем известно, что одна из наиболее школьных форм школьного обучения – написание сочинений, а в устной речи – творческое рассказывание. Ученикам с хорошо развитым воображением с таким заданием справиться не составляет никакого труда. Это легко объяснить – воображение тесно связано с речемыслительными процессами, восприятием и памятью.

«Рецепты» для педагогов

В основу всех конспектов занятий составляют игры, которые, по мнению психолога А.Н. Лука, «с их свободным полетом фантазии, верой в реальность этой фантазии и в то же время с признанием каких-то правил и ограничений имеют несомненное сходство с творческим процессом и служат хорошей школой творческого мышления».

Общим элементом для этих игра с художественным содержанием является их творческий характер. Мир игры связан с воображением. Игра – это, прежде всего, воображаемая ситуация, ее участник выстраивает свой собственный, субъективный мир в своем воображении.

Гусакова Наиля Фаритовна,
учитель-логопед МАДОУ ДС КВ «Ручеёк»,
г.Новый Уренгой, ЯНАО, Тюменской обл.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (3 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Логопедам, Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.