Урок «Деление слов на слоги»

Тема урока: «Деление слов на слоги»

Цель урока:

- Формирование представления о слоге, как части слова.

- Формирование умений произносить слова по слогам и правильно определять составляющие их звукосочетания.

- Наблюдение над слоговой структурой различных слов.

- Словообразующая роль гласных звуков.

- Упражнение в выделении в слове слогов и составлении слов из слогов.

Оборудование: картинки (игрушки), мяч, кукла, мишка, машина, дудка, тигр, собака, кубики, матрёшка, пушка, снег, лес, лёд, жук, ёж, стол, волк.

Игры: «Чудесный мешочек»,»Собери слово»,»Слог — шаг», «Отгадайте, кого я называю?».

Ход урока:

Объяснение нового материала.

Объяснение: Слог — это один или несколько звуков, произнесённых одним выдыхательным толчком. В русском языке словообразующими является гласная. Сколько в слове гласных — столько и слов. Это знает каждый из учеников.

Лингвистическое задание.

1. В слове один звук какой он: гласный или согласный? Логопед произносит –а — б — о — к — и т.д.

2. В слове 2 звука какие это звуки? Логопед произносит — ма, ка, ба и т. д.

3. В слове 3 звука сколько гласных? Сколько согласных? (лук, мак, рак и т.д.)  Логопед произносит загадки, картинки.

4. В слове 4 звука сколько в нём согласных? (лиса, лужа, и т. д.)

5. В слове есть согласные в один гласный; сколько в слове слогов (стол, волк, снег, тигр, и т.д.) Назовите такие слова (картинки).

6. В слове 3 согласные и 3 гласные. На сколько слогов можно разделить это слово?

ребус — слово — начальная буква — картинка
машина — мак — арка — шкаф — ирис — нос — апельсин

7. В слове 2 звука. Сколько слогов? Приведите примеры, дети.

8. В словах «клин», «клоун», по 3 согласных звука. А сколько слогов в каждом слове и почему?

9. В слове «кот» 3 звука и в слове «мяу» 3 звука. Одинаково ли количество слогов в данных словах? Почему?

Стоит корыто,
Дополна водой налита. (лужа)

Пришла из лесу птичница
В рыжей шубке -
Кур посчитать. (лиса)

В лесу темно,
Все спят давно
Одна птица не спит,
На суку сидит,
Мышей сторожит. (сова)

Закрепление материала.

Игра №1: «Чудесный мешочек»

Цель: развитие умения делить слова на слоги.

Оборудование: Мешочек, игрушки в названии, кот, 1-2-3 слога.

Ход игры: Ученики по порядку выходят к доске, вынимают из мешочка игрушку и называют её. Слово повторяется по слогам.

Игра №2: «Собери слово»

Цель: Развитие умения составлять слова из слогов; накопление в памяти слоговых образований.

Оборудование: Карточки со слогами.

Ход игры: Логопед, пишет на доске слог «вы» и раздает по одной карточке каждому ученику.

Ученики по порядку выходят к доске и прикладывают свою карточку к написанному слогу, так чтобы получилось слово. В конце игры Логопед предлагает записать слова в тетради.

Игра №3: «Слог — шаг»

Цель: Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Оборудование: Предметные картинки, загадки, ребусы.

Ход игры: Все ученики получают картинки, либо Логопед загадывает загадку, ребус. Представитель каждого ряда с поднятой картинкой или ребусом делает столько шагов, сколько слогов в слове.

Либо Логопед загадывает загадки. Выигрывает тот ряд, кто больше названий картинок, ребусов, загадок , прошагал верно.

Игра №4: «Отгадайте, кого я называю?»

Цель: Решение умения различать на слух слоговую структуру слога.

Ход игры: Логопед в ладоши хлопает 2-3-4 раза учащиеся считают, после чего должны встать дети количество слогов совпадающих с количеством хлопков.

Конец урока.

Список литературы:

А.К. Аксёнова, Э.В.Якубовская «Дидактические игры»
М. «Просвещение 1991″
В. Волина «Учимся играем»
«Новая школа» М.1994

Болховитинова Анна Вячеславовна,
логопед, ГКУЗ НПЦ ПЗДП,
г. Москва

Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий, Логопедам Метки: ,

Сейчас читают:

Конспекты занятий по восстановлению речи при дизартрии Конспекты занятий по восстановлению речи при дизартрии
Дидактический раздаточный материал по теме: «Дифференциация п – б в словах» Дидактический раздаточный материал по теме: «Дифференциация п – б в словах»
Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста «Прощание с Осенью» Конспект педагогического мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста «Прощание с Осенью»
Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Звук [Ш]. Буквы: Ш, ш» Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе на тему «Звук [Ш]. Буквы: Ш, ш»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.