Воспитание высших форм фонематического анализа у дошкольников

Фонематический слухАннотация: В статье описываются этапы становления фонематической системы и обосновывается необходимость воспитания высших форм фонематического анализа у современных дошкольников с ОНР.

У каждого слышащего ребенка есть способность к восприятию фонем, то есть установлению связи между звуком и смыслом.

В русском языке смыслоразличительными признаками являются:

  • деление звуков на гласные и согласные;
  • ударность и безударность у гласных: Ирис – ирИс;
  • мягкость-твердость у согласных: лук – люк;
  • звонкость-глухость у согласных.

У детей с тяжёлым нарушением речи эта связь устанавливается медленно, поначалу носит лабильный характер, из-за чего страдает формирование всей языковой системы. Конечно, с увеличением «стажа» пребывания ребёнка в речевой среде, фонематическое восприятие улучшается. Однако, фонематическая система не успевает развиться в достаточной степени к началу школьного обучения. Это происходит из-за того, что фонематические процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Их формирование начинается с непосредственного акустического восприятия, затем ребёнок сам начинает артикулировать (лепетать, а потом говорить). Оба эти процесса корректируют и «поправляют» друг друга: недостаточное слуховое восприятие тормозит развитие рече-двигательного аппарата и, наоборот дефекты последнего замедляют акустическую дифференциацию.

В результате этого взаимодействия постепенно формируются фонематические представления: ребенок учится основные звуки, отсекая их второстепенные признаки (особенности голоса говорящего, положение по отношению к другим звукам в слове и т.п.).

Формирование фонематических представлений невозможно без анализа и синтеза. В свою очередь, фонематический анализ и синтез формируется на основе представлений, кА при протекании любого психического процесса. От понимания этих отношений зависит построение коррекционной работы. Неразвитость фонематической системы – корень всех «логопедических» бед, так как морфологические, грамматические и лексические обобщения формируются только с опорой на слух.

Слоговая структура слова, то есть способность «удержать» последовательность, количество, ударность и безударность гласных в слове, тоже напрямую зависит от фонематического слуха.

Задача учителя-логопеда – скомпенсировать слуховую недостаточность (через формирование фонематических представлений и развитие фонематического анализа и синтеза) и нормализовать произносительную сторону речи. Не следует пренебрегать артикуляционной гимнастикой даже тогда, когда правильные звуки уже есть, так как это материальный внешний план для формирования фонематических представлений. Формирование последних можно считать законченным, если ребёнок может слова или подобрать картинки на любую из сорока двух фонем.

Результатом работы по развитию фонематического анализа является способность ребёнка свободно ориентироваться в звуковом составе слова: без опоры во внешнем плане назвать по порядку звуки в слове, определить который по счету заданный звук, подобрать слова с заданным количеством звуков.

Закончено ли формирование фонематических процессов (представлений, анализа и синтеза) легко проверить практически: достаточно попросить семи летнего ребёнка (будущего первоклассника) повторить любую русскую скороговорку, быстро не надо. Если малыш смешивает звуки, переставляет слоги, или и то и другое вместе – формирование её не завершилось. Проблемы с письменной речью, скорее всего, будут.

Приёмы работы по развитию элементарных форм фонематического анализа в добукварном периоде хорошо описаны в специальной литературе, начиная с сороковых годов прошлого века. Это, например, сопоставление слов по одной двум фонемам, по грамматическим формам, по количеству слогов, в отбор слов на заданный звук. Эти виды работы мы используем и сегодня. Такой вид работы, как выделение фонемы из начала, середины и конца слова было предложено В.К Орфинской как приём работы по воспитанию элементарных форм фонематического анализа для подготовительного класса детей моторных алаликов и анартриков (дизартриков). Возраст – семь лет и старше.

Понятно, что временные пространственные ориентировки, понятие «слова» у этих детей были сформированы лучше, чем у четырёх, пятилетних, с которыми мы начинаем работать сейчас. Высшей формой фонематического анализа, такие необходимые для правильного письма, воспитывались во время обучения грамоте (письму и чтению) уже в школе. Сейчас в школу дети идут читающими, как бы «перепрыгивая» этот важный период. Отсюда такое большое количество школьников с нарушением письма: логопатам присоединилось значительное число детей с хорошей речью. Не помогают и школьные подготовительные курсы.

Видимо, методика подготовки, рассчитанная на определённый уровень произвольности речи (как у семилетних) не подходит многим шестилетним дошкольникам. Выпускники логопедических групп успешно справляющиеся с программой первого класса, испытывают трудности во втором классе когда начинается русский язык.

Большой опыт работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи (в том числе моторными алаликами), их успешное обучение в массовой школе, позволяют мне утверждать, что речевые дети с помощью логопеда вполне способны овладеть высшими формами звукового анализа в дошкольном возрасте. Это не сама цель, а условие воспитания качественной, соответствующей возрасту речи ребёнка и залог его успешной успеваемости в дальнейшем.

Соболева Наталья Владимировна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №73 Кировского района,
г. Санкт-Петербург

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.