Методы и приемы восстановления речевой функции у больных с акустико-мнестической афазией

акустико-мнестическая афазияАннотация: В статье предложены методы и приемы работы по восстановительному обучению больных с акустико-мнестической афазией.

Восстановительное обучение основано на одном из самых важных свойств мозга — способности к компенсации.

Инсульты, черепно-мозговые травмы, последствия нейрохирургического вмешательства представляют собой следствие локальных поражений мозга. Отсутствие в этих случаях первичных расстройств мышления, памяти, внимания, возникающих вследствие диффузных поражений мозга, обусловливает специфику восстановительных работ.

Методы и приемы восстановительного обучения у больных с акустико-мнестической афазией определяются характером очага поражения, его размером и локализацией. Также весомое значение имеют и преморбидные интеллектуально-характерологические черты личности больного.

Одна из основных особенностей работы слухового анализатора связана со спецификой организации акустической информации, восприятие которой требует перевода сукцессивно поступающих стимулов в виде последовательности звуков в симультанную схему. Иначе говоря, восприятие звукового ряда основано не только на анализе отдельных элементов акустического потока, но и на удержании в памяти всех его звеньев.

При поражении этих аппаратов возникает синдром акустико-мнестической афазии (левое полушарие) и нарушение слуховой невербальной памяти (правое полушарие мозга).

В центре синдрома акустико-мнестической афазии находится нарушение слухо-речевой памяти. Оно проявляется в значительном сужении объема непосредственного воспроизведения по сравнению с нормальным. Отмечается невозможность удержания в памяти серии звуков, слогов или слов. Фонематический слух остается сохранен.

В основе этого нарушения лежит повышенное взаимное торможение слуховых следов. Расстройство слухо-речевой памяти обусловливает нарушения целого ряда сложных психологических процессов, носящих вторичный характер. К таким нарушениям относятся:

  • расстройства понимания речи,
  • называния предметов,
  • припоминания слов,
  • своеобразные нарушения письма,
  • дефекты экспрессивной речи и своеобразные трудности при осуществлении развернутых вербальных интеллектуальных операций.

Снижение оптико-мнестических процессов приводит к тому, что при рисовании предметов опускаются, не дорисовываются значимые для опознания детали.

Направления восстановительного обучения

Восстановительное обучение больных с синдромом акустико-мнестической афазии ведется по следующим направлениям:

  1. Расширение объема восприятия речи.
  2. Увеличение возможностей повторной речи, укрепление акустических следов.
  3. Восстановление словарного состава речи.
  4. Расширение возможностей экспрессивной речи.

1. Расширение объема восприятия речи.

Больному предлагают выполнить следующие задания:

  • Показать части тела, предметы, предъявляемые парами, тройками.
  • Выполнить 2-3-звеньевые инструкции.
  • Ответить на развернутые вопросы.
  • Ответить на вопросы по прослушенному тексту.
  • Воспроизведение прочитанных наращиваемых фраз, с последующей их записью по памяти.

2. Увеличение возможностей повторной речи.

  • Заучить тексты, стихотворения.
  • Повторное воспроизведение серии слов, предложений через временной интервал.
  • Составление предложений по опорным словам.
  • Перечисление по буквам слов с усложненной звуковой структурой.
  • Составление слов из заданных звуков.

3. Восстановление словарного состава речи.

  • Анализ зрительных изображений.
  • Смысловое обыгрывание в контексте слов, обозначающих предметы, действия, признаки предметов.
  • Классификация предметов с подбором обобщающего слова к ним.
  • Восстановление текста из разрозненных смысловых частей.
  • Толкование синонимов, антонимов, омонимов, фразеологических оборотов.

4. Расширение возможностей экспрессивной речи.

  • Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
  • Пересказ текстов по плану и без него.
  • Диалоги на различные темы.
  • Составление писем, сочинений на заданную тему.

Виды заданий

Ниже приводятся виды заданий, которые можно предложить больным в процессе восстановительного обучения.

  • Каким общим словом из приведенных ниже в скобках можно назвать следующие предметы:

кошка, корова, мышь, конь, лев; огурец, свекла, морковь, картофель, помидор;

незабудка, роза, фиалка, ромашка, колокольчик;

стакан, чашка, ложка, кастрюля, нож;

платье, пальто, шапка, рубашка, брюки.

(одежда, животные, овощи, посуда, цветы)

  • Спишите слова, группируя их по следующим темам:

«одежда», «посуда», «мебель», «животные», «семья», «еда»: чашка, пальто, ложка, колбаса, масло, нож, стол, хлеб, собака, тарелка, мать, дедушка, котлета, сын, стакан, отец, шкаф, суп, кот, кровать, бабушка, шапка, ботинки, корова, стул, кастрюля, шуба, сапоги, диван, дядя, платье, ребенок, каша, юбка, курица.

  • Ответьте на следующие вопросы:

Чашка – это столовая или чайная посуда? Корова – это домашнее или дикое животное? Шуба – это летняя или зимняя одежда? Юбка – это женская или мужская одежда? Лев – это домашнее или дикое животное? Тарелка – это чайная или столовая посуда? Сок – это еда или питье? Морковь – это овощ или фрукт? Снег – признак зимы или лета? Цветы – признак зимы или лета? Луна бывает днем или ночью? Солнце днем или ночью?

  • Какое общее название можно подобрать к следующим группам слов:

1) белый, черный, синий, красный, зеленый, желтый, коричневый;
2) мать, отец, дети; 3) радио, приемник, телевизор, транзистор, проигрыватель, магнитофон;
4) автобус, автомобиль, троллейбус, трамвай, метро;
5) зима, лето, осень, весна;
6) час, сутки, минута, секунда;
7) дождь, снег, град, молния, гром, ветер;
8) школа, институт, училище, университет, курсы;
9) завод, фабрика, стройка, контора, управление;
10) аптека, больница, поликлиника, госпиталь, санаторий;
11) врач, санитарка, медицинская сестра, профессор, массажистка;
12) молоток, лопата, топор, рубанок, клещи, пила, сверло, дрель, шило;
13) гитара, пианино, труба, гармонь, баян, скрипка, флейта, балалайка;
14) липа, береза, дуб, тополь, осина, сосна, ель;
15) гимнастика, футбол, волейбол, хоккей, теннис, баскетбол (слова для справок: транспорт, семья, цвета, время, радиоаппаратура, явления природы, времена года, учебные заведения, предприятия, инструменты, деревья, музыкальные инструменты, медицинские учреждения, медицинский персонал).

  • Рассмотрите картинки. Обратите внимание на то, что разные предметы называются одним и тем же словом:

ручка, коса, ключ.

1) У этой кастрюли очень удобные ручки. У ребенка маленькая ручка. Мужчина взялся за ручку двери. Я пишу ручкой.

2) У девочки длинная коса. Траву косят косой. В реку вдается песчаная коса.

3) Я открываю дверь ключом. Из-под земли бьет целебный ключ. Девочка учится писать скрипичный ключ. Он нашел ключ к моему сердцу.

  • Какие предметы на картинках можно назвать одним и тем же словом?

(слова для справок: лисичка, мат, носик, шашка).

Даются картинки: лиса, спортивный мат, шашка-оружие, гриб-лисичка, мат в шахматной игре, шашка для игры, носик у ребенка, носик у чайника.

  • Окончите разные предложения одним и тем же словом.

1) Учительница вошла в …; рабочий … всегда впереди (класс).

2) На почтовый конверт наклеивается…; не ударь в грязь лицом, держи…(марка).

3) Солдат получил внеочередной …: у девушки красивый…(наряд).

4) Музыкант взял не ту…; правительство опубликовало …(нота).

5) По этому поводу ведется…; твоя болезнь – это … переутомления (следствие).

6) На землю опустилась …: у меня дел …(тьма).

7) Сегодня на обед отварной …; я хорошо знаю английский…(язык).

  • Приведенные ниже слова имеют по два значения. Объясните оба значения каждого из слов :

роль, совет, шах, папа, туз, союз, ножка, шпик.

  • Придумайте предложения, употребив следующие словосочетания:

танцевал польку, встретил польку; борются за мир, объехал весь мир; надул шарик, надул друга; обошел полсвета, обошел вниманием; полезное предложение, сделал предложение; врачебный прием, прием в честь гостя; худой человек, худой ботинок, худые дела.

  • Вставить пропущенные близкие по смыслу определения, пользуясь словами, приведенными в скобках.

Мы жили в небольшом, … доме. Задача оказалась трудной, … . В соседней квартире живет старая … женщина. Нам стало почему-то грустно, … . советские солдаты – храбрые, … люди ( маленьком, нелегкой, пожилая, невесело, мужественные).

  • Подчеркните близкие по смыслу определения.

Чемодан оказался нелегкий, тяжелый. Это способная, талантливая актриса. Доктор был немолодым, пожилым человеком. Дети смотрели смешной, веселый фильм. Дети любят добрых, щедрых волшебников. Это простое, несложное дело.

  • Ответьте на вопросы, пользуясь словами, приведенными в скобках.

О какой стране написана эта книга? Где живет Ваша сестра? Какой сегодня день? Какой человек этот ученый? Каких вы любите людей? Каким должен быть воин?

(О самой замечательной, самый прекрасный; рядом, недалеко; талантливый, способный; частных, правдивых, прямых; смелым, храбрым, мужественным).

  • Похожи ли по смыслу слова:

1) Смелый, храбрый, мужественный; глупый, неумный, недалекий; бедность, скудность, нищета; добрый, щедрый; брать, хватать; бросать, кидать, швырять; вечный, бессмертный; тревожить, волновать.

2) Простой, сложный; бездельник, лодырь, труженик; бездушный. Черствый, отзывчивый; беспокоить, успокаивать, тревожить; молодой, пожилой, старый.

  • В чем смысл каждой из следующих пословиц?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Тише едешь, дальше будешь. На всякого мудреца довольно простаты. Что с воза упало, то пропало. Что написано пером, то не вырубишь топором. По одежке встречают, по уму провожают. Как волка не корми, все равно в лес смотрит. С кем поведешься. От того наберешься. Клин клином вышибают. Как аукнется. Так и откликнется.

  • Выберите предложения, объясняющие содержание пословиц.

А. Не все золото, что блестит ( бронза не золото, а блестит; не суди по внешности; натертый паркет блестит).

Б. Цыплят по осени считают (осенью подсчитывают урожай; курица растеряла цыплят; не говори «гоп» пока не перепрыгнешь).

В. Семь раз отмерь, один раз отрежь ( ничего не делай, не обдумав; возьми линейку, семь раз отмерь этот кусок, а потом отрежь; портной снимает мерку, а потом кроит).

  • Как вы понимаете следующие выражения:

Каменное сердце, железная рука, острый язык, больной вопрос, стреляный воробей, золотая середина, легкая рука, последняя капля, золотая голова, медный лоб, золотые руки, светлая голова, золотое дно, медвежья услуга, крепкий орешек.

  • Объясните, что значат следующие выражения. Найдите объяснения в приведенных внизу пояснительных предложениях:

бежать, высунув язык; больной вопрос; встать с левой ноги; тянуть за язык; выбросить из головы.

Пояснительные предложения.

1) Ну, зачем я это сказал, разве кто-нибудь тянул меня за язык?
2) Я опаздывал на работу и бежал за автобусом, высунув язык.
3) Воспитание детей – больной вопрос многих людей.
4) не расстраивайся, выбрось это из головы.
5) Мой брат встал сегодня, наверное, с левой ноги: все ему не так, невозможно угодить.

  • Объясните выражения:

Глаза разбегаются, говорить под руку, дальше ехать некуда, делать спустя рукава, слюнки текут, держать язык за зубами, заварить кашу, мир тесен.

  • Ответьте на вопросы.

1) О каком человек говорят, что у него денег куры не клюют? О богатом или о бедном?
2) О каком человеке говорят, что он сухим выйдет из воды? О ловком или о робком?
3) О каких людях говорят, что они два сапога пара? О похожих или о разных?
4) Что значит делать из мухи слона? Преувеличивать значимость событий или преуменьшать?
5) О каком человеке говорят, что он тянет время? О медлительном или о решительном, подвижном?
6) О каком человеке говорят, что ему цены нет? О добром, умном или о глупом, злом?
7) Что значит ждать у моря погоды? Заниматься пустым делом или реальным?
8) Что значит жить душа в душу? Хорошо или плохо?
9) Что значит терять голову? быть спокойным или озабоченным?
10) Что значит нем как рыба? Быть молчаливым или разговорчивым?

  • Вспомните как можно больше слов.

Дай мне пожалуйста: … , … , … , … , … .
Я люблю собирать: … , … , … , … , … .
Я читаю: … , … , … , … .
Я люблю есть: … , … , … , … .
Я покупаю в магазине: … , … , … , … .
Я собираюсь идти, ехать: … , … , … .
Я люблю смотреть: … , … , … .
Я хочу узнать: … , … , … .
Дома я: … , … , … .
Я получаю: … , … , … .
Я говорю с: … , … , … .
Работать можно: на … , в … .
Побывать на отдыхе, в отпуске можно: … , … , … .
Лечиться можно: на … , в … .
Я хочу пойти: на … , в … , … .

  • Напишите начало предложений:

_____________, я написал отцу ответ.

_____________, мы вышли из дома.

_____________, мой друг будет геологом.

_____________, я увидел портрет автора книги.

_____________, они разговаривали о своих делах.

_____________, все билеты проданы.

  • Произнесите по буквам следующие слова:

Обязанность, овощехранилище, овцеводство, оглавление, огнетушитель, однофамилец, окаменелость, окружность, олимпиада, олицетворение, онтогенез, оплодотворение, опровержение, опрыскиватель, оптимизм, орангутанг, оранжерея, организатор, орденоносец, орфография, оскорбление, основоположник, осуществление, отвращение, отрешенность,.

  • Объясните значения слов:

Комната, окно, потолок, диван, полка, стол, огород, грядка, лопата, дёрн, помидоры, лук.

  • Отнять от 250 по 17; от 114 по 19; …
  • Подобрать подходящие по смыслу слова.

А) Влияние, внимание, вода, возвращение, воздействие, воздух, вера, возможность, воля.

Б) Коллективный, конкретный, контрольный, космический, красивый, краткий, критический, круглый, коричневый.

В) Выдерживать, вывязывать, выздоравливать, выигрывать, выключать, вынимать, выносить, выписывать, входить.

Г) бессознательно, бесстрастно, бесследно, бестактно, бестолково, бесхитростно, бесцветно, бесчеловечно, безудержно, безоблачно.

  • Составить предложения с данными словами:

Пруд – ласточка. Зверь – овраг. Замок – скала.

Свеча – зеркало. Пароход – туман. Удар – стена.

Птица – небо. Ребёнок – темнота. Улица – ветер.

Орел – гнездо – дорога – море.

Шум – река – гром – ветер.

Слезы – дом – мальчик – озеро.

Шляпа – газета – беседа – юноша.

Рассвет – ночь – старик – озеро.

Земля – огонь – тайна – скорость.

Месяц – деревня – день – дети.

Лестница – лес – балкон – луга – ромашки.

  • Скороговорка.

Шаланду наполнили шалфеем и шафраном.

  • Составить предложения из данного количества слов.

1)​ Визит, газета, Россия, предстоящий, Финляндия, о, президент, сообщать, в.

2)​ Правая, нож, держать, левая, рука, в, вилка, надо, а.

3)​ Включать, по, он, тренер, сразу же, команда, просьба, футболист, в.

4)​ Внимание, лектор, в, час, безраздельно, аудитория, владеть, течение.

5)​ Забастовка, порт, по, власть, решение, закрыть, в, временно, быть, докер, связи, с.

6)​ Через, пожарный, ловко, дом, быстро, и, влезать, горящий, окно, в.

7)​ Растения, благотворно, луч, влиять, на, солнечный, рост, развитие.

8)​ Забота, окружать, и, дети, наша, в, страна, внимание, весь.

Составить слова из заданных букв.

А,м,к о,с,а,д л,п,о,т к,а,н,и,г а,б,м,у,а,г

Т,к,и з,о,р,а с,о,л,т с,а,л,а,в г,а,а,е,з,т,

У,ш,м о,д,а,в к,о,р,т т,а,р,а,в б,с,е,е,а,д

Ш,д,у з,м,и,а с,о,л,н в,т,е,а,к к,р,о,о,а,в

  • Назвать лишнее слово:

Стол, шкаф, ковер, кресло, диван.

Пальто, шапка, шарф, сапоги, куртка.

Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша.

Волк, собака, рысь, лиса, заяц.

Лошадь, корова, баран, олень, свинья.

Роза, тюльпан, василек, фасоль, мак.

Автобус, трамвай, комбайн, велосипед, мотоцикл.

Зима, апрель, осень, весна, лето.

Мама, подруга, сын, папа, бабушка.

Море, озера, река, мост, пруд.

Круг, квадрат, карандаш, треугольник.

Молоток, топор, ложка, пила, клещи.

Сыр, булка, мороженое, масло, творог

  • Вставить слова: ни с кем, некогда, не с кем, ничего, некого, никого, не о чем.

Не встретил ….

Не встречался ….

Встречаться было ….

Не слушал ….

Слушать было ….

… не было в комнате.

Я не говорил ….

Разговаривать было … и ….

  • Вставить глаголы:

… гудок и поезд …

… вечер и … огоньки.

… ветер и яблоко …

Почка … и … листочек.

Уроки …, … каникулы, дети …

… утро, … солнце.

… дождливая осень.

Поле … снегом.

Небо … огнями салюта.

Пламя медленно …

  • Вставить предлоги:

Товары погрузили … пароход и доставили … места назначения.

Ребята сбежали … горы и свернули … дороги … поле.

Мы внесли вещи … вагон и поставили их … полку.

… входе … завод рабочий предъявил пропуск.

… нескольких шагов … меня стоял леопард … двумя детенышами.

Мы … лыжах добрались … леса.

… поздним вечером …. Окном шумела вьюга.

… воробьям … пушки не стреляют.

… горой весна … самом разгаре, а … горе снег еще не растаял.

… удочкой .. руках я пробирался … реке … рыбную ловлю.

Котенок ночевал … комнате, … ночь забирался .. стол.

  • ​Подобрать к частям целое:

Ствол, ветки, сучья, крона, листья, кора, корни, дупло – это дерево.

Дно, крышка, стенки, ручки – это …

Палуба, каюта, борта, иллюминаторы. Паруса, мачта, якорь, нос, корма – это …

Голова, руки, ноги, сердце, живот – это …

Материки, моря, океаны, горы, полюса – это …

Фундамент, подъезд, этажи, двери, стены, крыша, окна, лестница, комнаты, чердак – это …

Циферблат, маятник, стрелки, механизм, шестеренки – это …

Крылья, кабина, пропеллер, шасси, хвост, мотор, сопло, трап, фюзеляж – это …

Колеса, кузов, мотор, руль, кабина, двигатель, коробка передач, ходовая часть – это …

  • Изменить слово по образцу:

Что?
Какой?
Что делать?
Как?

ласка
ласковый
ласкать
ласково
жар
шум
смех
боль
мороз
радость
печаль
гордость
лень
трусость
смелость
чистота

  • Заменить одним словом:

Принять решение – решить
Привести в исполнение — …
Принять участие — …
Задать вопрос — …
Оказать влияние — …
Дать приказ — …
Бросить взгляд — …
Оказать помощь — …
Дать ответ — …
Покрыть краской — …
Лить слезы — …
Сделать подарок — …

  • Составить рассказ по опорным словосочетаниям.

«На рыбалке»

Сговорились с товарищем, встретились за околицей, обошли болотце, за рощей свернули к речке, расположились за камышом, восторгались удачей, уха с лещом и плотвицей.

«Летом»

Летнее утро, синее небо, легкие облака, свежее дыхание ветерка, ближняя тропинка, прозрачная речка, горячий песок, утреннее купание.

  • Ответить на вопросы по тексту.

«Угорь»

Самая интересная рыба белорусских озёр – угорь. Он длинный, толстый, похож на змею. Это не просто самая вкусная рыба, но и самая удивительная.

Угорь проползает по земле от озера к озеру. Рассказывают, в росистые лунные ночи он выползает на поле есть горох.

Метать икру угорь плывёт в большую реку, потом в Балтику, Атлантический океан и достигает Саргассова моря. Там выводятся личинки и плывут назад.

Долгие месяцы тянется опасное путешествие. Почти взрослыми угри возвращаются в родное озеро.

1.​ Какой угорь? На кого похож?
2.​ Как он проползает от озера к озеру?
3.​ Куда он выползает? Чем питается?
4.​ Куда плывет угорь и зачем?
5.​ Какими угри возвращаются?

Холод Нина Юрьевна,
логопед нейрореабилитационного отделения
ГБУЗ г. Москвы « Городская поликлиника № 12
Департамента здравоохранения города Москвы»

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.