Восстановление речи у больных с семантической афазией

Восстановление речи при афазииСемантическая афазия возникает при поражении зоны ТРО (третичной коры теменно-височно-затылочных отделов сокращение от temporal-parietal-occipital) левого полушария (у правшей).

В основе этой формы афазии лежат дефекты симультанного (одновременного) анализа и синтеза (трудности в оценке пространственных и «квазипространственных» отношений).

Как проявляется семантическая афазия? Проявляется семантическая афазия в виде:

  1. Нарушений понимания определенных логико-грамматических конструкций (например: брат отца, отец брата, весна перед летом и т.п.) — импрессивного аграмматизма.
  2. У больных также выявляется непонимание инструкций с пространственными отношениями;
  3. Невозможность показа частей тела и их изображений из-за нарушений знания «схемы тела»;
  4. Пальцевая агнозия;
  5. Нарушение словообразования из-за неправильного использования морфологических единиц языка (суффиксов, префиксов) отражающих «квазипространственные» отношения.

Больные с диагнозом «изолированная семантическая афазия» встречаются в практике достаточно редко. Однако, как элементы при афферентной моторной афазии, акустико-мнестической афазии нарушения пространственных и квазипространственных отношений выявляются достаточно часто.

Упражнения и задания для преодоления семантической афазии

Мы предлагаем Вашему вниманию некоторые типы упражнений и заданий, используемых при логопедической работе по преодолению семантической афазии.

Преодоление пространственной апрактоагнозии.

Больному предлагается:

  • Определить положение предметов в пространстве. Покажите в кабинете дверь, окно, пол, вазу на столе, вазу на подоконнике.
  • Нарисовать схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов (дом справа от дерева, точка под кругом, квадрат между точкой и кругом и т.д.);
  • Нарисовать изображение плана пути (как можно дойти из палаты в кабинет, от метро до Центра?),
  • Нарисовать изображение комнаты;
  • Конструирование по образцу (из предложенных наборов геометрических фигур, разрезных картинок),
  • Конструирование по словесному заданию (сверху надо положить круг, снизу круга приставить большой прямоугольник, справа и слева к прямоугольнику приставьте маленькие прямоугольники, снизу к прямоугольнику приставьте 2 маленьких прямоугольника – стилизованное изображение человека);
  • Работа с часами (покажите половину шестого, без четверти три, пятнадцать часов, полдень, половину девятого; узнавание времени по часам с прорисованным циферблатом, с частично прорисованным циферблатом, со «слепым» циферблатом);
  • Работа географической картой (нахождений на карте заданных объектов: Киев, он западнее Москвы; Мурманск, он находится севернее Киева, какие города находятся восточнее Москвы).

Восстановление способности понимания слов с пространственным значением:

  • Вставьте пропущенные предлоги.

Мальчик входит … автобус
Самолёт летит … облаками

  • Вставьте пропущенные глаголы.

Подбежала, выбежала, сбежал,
Собака … из дома.
Дочка … к маме.
Мальчик … с лестницы.

  • Составление фраз со словами имеющими пространственное значение.

Придумайте предложение со словами: справа, слева, направо, налево, сверху, внизу.

Работа над сложноподчиненными предложениями.

  • Уточнение подчинительных союзов.

Я взял зонт, … пошел дождь.
Я возьму зонт, … пойдет дождь.

  • Заполнение пропущенных главных и придаточных предложений.

Мы не пошли гулять, потому что …
Студент опоздает на лекцию, если …
…, хотя на улице шел проливной дождь.
…, если достанем билеты.

  • Составление предложений с заданными союзами.

…, потому что …
…, если …
…, когда …

Словообразование.

  • Измените слово по образцу.

Что? Какой?
Глаз Глаз…
Лес Лес…
Гриб Гриб…

Какой? Что делать?
Желтый Желт…
Блестящий Блест…
Толстый Толст…

Кто? Кто?
Проситель Проситель…
Учитель Учитель…
Писатель Писатель…

Что делать? Что сделать?
Писать …писать
Петь …петь
Рисовать …рисовать

  • Вставить слово.

Лес, лесной, лесник, лесок.
На краю поля вырос молодой ….
Я люблю вдыхать … аромат.
В избушке нас … угостил горячим чаем.
За рекой шумел дубовый ….
Переход, ходики, поход, ходить, отходчивый.
На стене весели …
Туристы собирались в ….
На перекрестке обозначили пешеходный ….
Младенец научился ….
У моей бабушки был …. характер.

Конструирование сложноподчиненных предложений:

  • Придумайте предложение с предлогами перед и вокруг.

Например: «Машина объехала вокруг дома и остановилась перед подъездом».

  • Придумайте предложение с предлогами «из» и «в».

Например: «Самолёт выкатился на взлетное поле и взлетел в небо».

  • Придумайте предложение с предлогами «на» и «из».

Например: «На столе стояла тарелка из фаянса».

Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций:

  • Картинное изображение сюжета конструкции (можно изображать схематично).

Нарисуйте:

Собака выскочила из-за куста.
Собака лежит под кустом.
Собака сидит около куста.
Птица летает над кустом.
Кошка спит за кустом.

  • Введение дополнительных слов, обеспечивающих смысловую избыточность.
  • Решение арифметических задач.
  • Введение логико-грамматических конструкций в развернутый смысловой контекст;

Вам надо отправить телеграмму. Куда вы пойдете? Где находится почта? Что находится справа и слева от здания, в котором расположена почта?

Вы стоите в очереди. Эта женщина стоит перед вами или за вами? Вы стоите перед мужчиной или за мужчиной?

Работа над развернутым высказыванием:

  • Изложения, сочинения (с опорой на картинный материал);

Куда полез мальчик?
С какой стороны дерева обломилась ветка?
Куда упал мальчик?
К кому подбежала девочка?
Составьте рассказ по картинке.

  • Импровизация на заданную тему.

Расскажите, как вы собираете грибы.

  • Толкование сложных по смысловой структуре слов.

Что обозначают слова: учительница, писательница, ученица. Как вы поняли, что это особы женского пола?
Сахарница, пепельница, мыльница. Что указывает на то, что это хранилище чего-то?

Солодовникова Людмила Михайловна,
логопед ЦПРиН ДЗМ,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.