Взаимодействие логопеда и остеопата в коррекции тяжёлых нарушений речи

Процесс коррекции тяжелых речевых нарушений идёт, как правило, по пути постановки звукопроизношения, накоплению активного и пассивного словаря, работы над связной речью и формированию фонетико-фонематической компетенции. Успешно справиться с подобными состояниями детей, мешающими им правильно развиваться и становиться полноценными членами общества, может только логопед, да и то не во всех случаях.

К сожалению, в условиях дошкольных учреждений (как муниципальных, так и частных) бывает очень сложно индивидуально уделить внимание такому важному аспекту, как развитие познавательных возможностей ребёнка. Если не уделить должного внимания их расширению, то возможна трансформация или усугубление симптоматики: дизартрии в заикание или затяжные неврозоподобные состояния, тики. В дальнейшем коррекция сложна, а иногда невозможна.

Тяжелые нарушения речи необходимо как можно раньше корректировать. Логопед в большинстве случаев оказывает неоценимую помощь таким детям своими логопедическими методами. Но в некоторых случаях одному логопеду не справиться. Был проведен ряд исследований, которые показали, что совместное ведение детей с тяжелыми нарушениями речи логопедом и остеопатом дает отличные результаты, которые для одного логопеда не достижимы.

Ключевыми аспектами работы остеопатов в логопедической сфере являются:

  • последствия родовых травм и энцефалопатий,
  • задержки психо-эмоционального и физического развития детей,
  • отставание в учебе,
  • неврозы,
  • ортопедические нарушения — нарушения осанки, сколиозы, дисплазия тазобедренных суставов и др.,
  • проблемы уха, горла и носа,
  • различные нарушения речи.

В Великом Новгороде совместно с остеопатом Спесивцевым В.С. мною был реализован этот современный подход и дал неплохие результаты. Для определения эффективности работы остеопата при совместной коррекции речи детей, мы взяли группу детей 4-5 лет с диагнзом ТНР (дизартрия, сенсомоторная алалия). Дети, помимо занятия со мной (логопедом-дефектологом), посещали остеопата.

Остеопат работает с ребенком

Дело в том, что все тяжелые нарушения речи имеют разные и глобальные причины. Иногда одну доминирующую причину расстройства можно обнаружить. Но в большинстве случаев причин может быть несколько, и степень их взаимного участия проследить не представляется возможным.

К основным причинам тяжелых речевых расстройств относятся проблемы внутриутробного развития плода и раннего периода развития ребенка в основном связанные с поражением головного мозга. Круг таких причин начинается от проблем матери во время беременности и заканчиваться тяжелыми родами и травмами в раннем детстве ребенка.

Остеопат Спесивцев В.С. мягкими мануальными (то есть ручными) техниками без каких-либо устройств, без применения лекарств воздействует на кости черепа, позвоночника, крестца.

Мануальные техники остеопата

Хороший остеопат в состоянии за несколько сеансов выправить череп, поврежденный и деформированный во время родов.

Тем самым снимается напряжение мозговых оболочек, создаются условия для комфортного функционирования мозга. Если этого не сделать вовремя, то есть в первые годы жизни ребенка, то невидимые обычному глазу деформации закрепляются, приводя к различным трудностям: плохая успеваемость в школе, трудности в обучении и социальных контактах, проблемы с речью.

Наша система такова: Виталий Сергеевич создает потенции для последующего развития личности ребенка, максимально щадяще убирая последствия травматизации, а я в свою очередь превращаю эти потенции в реальные жизненные успехи ребенка: нормализация речи, способность концентрироваться, повышение внимания и успеваемости, и так далее.

Совместная работа логопеда и остеопата

Как показывают наши наблюдения за детьми, уже в первые недели после комплексного лечения: логопед + остеопат были значительные качественные изменения, а именно: у детей с нарушением мелкой моторики отмечалось появление навыков самообслуживания, улучшился или полностью востановился сон, улучшались возможности развития серийной организации движений. При нарушениях артикуляторной моторики, проявляющихся в девиации языка (неправильная, несбалансированная работа мышц языка), гиперсаливации (повышенное слюноотделение).

После нескольких сеансов у остеопата происходила заметная нормализация функций: наблюдалось увеличение словаря, улучшалось понимание речи, зрительного и слухового внимания и памяти, логического и пространственного мышления. Кроме того, у 20% сенсо-моторных алаликов было диагностированно смещение шейных позвонков, нарушение строения костей черепа, как следствие — нарушение ликвородинамики (это патологические состояния, которые обусловлены нарушением секреции, резорбции и циркуляции цереброспинальной жидкости.), ВЧД (внутре черепное давление), ТНР и общей и мелкой моторики.

Через год совместной коррекции (остеопат Спесивцев В.С.+ логопед Мазалева О.А.):

  • 10 % детей выходили с диагноза сенсо-моторная алалия на ОНР I уровня,
  • 7% — Онр II уровня,
  • 3% — ОНР III уровня,
  • 40% дизартриков преодолевали диагноз без неврологического вмешательства.

То есть создавались условия, база для развития при коррекции речевых нарушений логопедом. Результаты, полученные при данных исследованиях, подтверждают, что остеопатическое лечение детей создает предпосылки для нормализации работы нервной системы, создаёт предпосылки для интеллектуальной и психической деятельности.

При своевременном обращении родителей к остеопату возможно избежать диагноза ТНР (тяжёлое нарушение речи), гиперактивность и многое другое.

Мазалева Ольга Алексеевна Мазалева Ольга Алексеевна,
МАДОУ №76 «Родничок»,
Великий Новгород

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (5 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.