Оглавление:
- Введение.
- Диагностический блок.
- Организационно – методический.
- Коррекционно – развивающий блок.
- Аналитический блок.
- Примерный план взаимодействия педагогов.
- Заключение.
Большое внимание в последнее время уделяется коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста, которые имеют разные отклонения в речевой и познавательной сфере. К сожалению, число таких детей с каждым годом только увеличивается.
Взаимодействие педагогов — актуальная проблема. Учитель-логопед осуществляет коррекцию речи. А в группах детей с ЗПР (задержкой психического развития) эту работу проводит и учитель-дефектолог. Для того, чтобы работа эта была более эффективной, следует подключать к этому процессу и других специалистов. Так как время коррекционных занятий с детьми данной категории ограничено, логопедические занятия не могут включить всего лексического и грамматического материала, то взаимосвязь и преемственность в работе логопеда и воспитателя, логопеда и музыкального руководителя, логопеда и инструктора по физической культуре становится актуальными.
Поэтому возникла идея разработать модель взаимодействия логопеда со специалистами. В модели взаимодействия педагогов мы выделили четыре блока. В каждом блоке мы определили ряд задач.
Диагностический блок
Диагностический блок — определение тех сторон развития, которые требуют особого внимания.
Задачи диагностического блока:
- изучение психических и речевых особенностей развития ребёнка;
- выделение факторов риска, на основе полученных результатов обследования;
- определение общей картины развития ребёнка.
Для обследования состояния речи и психических функций совместно с педагогом – психологом мы разработали карту психо-речевого развития ребёнка. С целью сократить время на обследование и избежать дублирование мы объединили схожие разделы. Вашему вниманию предлагаются разделы психо-речевой карты:
- анкетные данные;
- сведения о родителях;
- анамнез;
- раннее психо-моторное развитие;
- раннее речевое развитие;
- обследование психических функций;
На данном этапе предполагается получение следующего результата:
- выявление факторов риска;
- определение общей картины развития ребёнка.
Организационно-методический блок
Как и большинство педагогов, мы разработали подробное перспективное планирование работы с дошкольниками с ОВЗ, а также составили индивидуальную программу развития на каждого ребёнка.
Задачи:
- разработка совместного плана коррекционно – развивающих занятий;
- составление индивидуальной программы развития ребёнка
Результатом взаимодействия педагогов является план взаимодействия специалистов и индивидуальная программа развития.
Коррекционно-развивающее направление
Третьим, пожалуй, основным блоком мы выделили Коррекционно-развивающее направление.
Задачи:
- проведение коррекционной работы, основанной на приемственности и взаимодействии специалистов.
Предполагаемый результат коррекции:
- повышение уровня развития детей;
- коррекция, имеющихся нарушений.
Результаты проведённой работы оцениваются в рамках аналитического этапа.
Аналитический блок
В котором мы выделили ряд задач:
- анализ динамики развития ребёнка в процессе коррекционно – развивающей работы;
- отслеживание эффективности коррекционно – развивающей работы.
Предполагаемым результатом является оформление листа динамики развития и определение эффективности коррекционно-развивающей работы.
Я хотела бы представить Вашему вниманию план взаимодействия педагогов на примере одной недели. План составлен для детей с речевыми нарушениями, но принцип его разработки, содержание также применим в группах для детей с ЗПР. Примерный вариант планирования составлен на основе требований программ для детей с нарушениями речи.
Ведущая роль в организации и проведении коррекционной работы принадлежит логопеду. Логопед осуществляет формирование навыков правильной речи. Воспитатель занимается закреплением навыков правильной речи.
В рамках данного лексического материала, закрепляемого звука воспитатели планируют содержание своих занятий в течение недели. Так при прохождении темы «Золотая осень» воспитатель совместно с детьми изготавливает аппликацию «Осенние картинки». На этом занятии воспитатель закрепляет представления детей об осенних изменениях в природе. В процессе трудовой деятельности привлекает детей к уборке овощей на огороде, сбору семян, пересаживании цветов.
Для успешного преодоления нарушений речи у детей важна и взаимосвязь в работе логопеда с музыкальным руководителем. Важность развития у дошкольников правильного неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений объединяет усилия обоих специалистов. Изучаемый звук включается в различные попевки, пропевание фраз, насыщенных изучаемым звуком.
Совместная работа логопеда и педагога по физической культуре осуществляется в нескольких аспектах. Развитие всех типов дыхания осуществляется путем включения в физкультурные занятия упражнений, регулирующих физиологическое и речевое дыхание; синхронность речевого и неречевого выдоха, его плавность и длительность. Эффективно проводятся упражнения, направленные на развитие мелкой моторики пальцев рук.Также широко используются различные речевые игры с движениями.
Польза сотрудничества логопеда и психолога проявляется не только в чёткой организации работы, но и в своевременных и успешных результатах коррекции. В ходе изучения данного материала задачи психолога несколько изменяются. Если логопеду важно расширять представления, словарь детей. То у психолога на первый план выступают задачи развития психических процессов. Так по теме «Осень» психолог развивает у детей способность к установлению причинно – следственных связей, развивает внимание при проведении игровых моментов, формирует зрительно – моторную координацию, когда предлагает детям дорисовать пропущенные элементы. Способствует умению анализировать, выделять 4 – й лишний.
Заключение:
Считаем, что изложенные нами взгляды на взаимодействие специалистов при коррекции речевых нарушений, не претендуют на всеобщность и универсальность. Но разработанная модель взаимодействия логопеда и специалистов способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов в области коррекционной педагогики.
Панина Марина Александровна,
учитель-логопед МДОУ № 1 «Родничок»,
г.о.Новокуйбышевск
Спасибо. Очень актуальная и полезная информация!
Статья мне понравилась. В данной статье раскрыт вариант комплексного подхода к детям с ОВЗ на дошкольном этапе, что в свою очередь должно способствовать положительной динамике в речевом развитии детей данной возрастной категории и эффективной подготовке к школе. Нужная и поучительная статья.
На мой взгляд действительно очень актуальная тема,т к именно тесное взамодействие,выполнение поставленных задач воспитателя и учителя- логопеда может обеспечить эффективность коррекционной работы, достичь поставленной цели и решить ряд логопедических нарушений у детей.
Мне всегда казалось, что любое взаимодействие специалистов приводит к положительному результату, поэтому и работа становится интереснее. Конечно и у воспитателя группы, и у логопеда, и у психолога, и у родителей в конце концов одна цель — развивать и помогать ребенку. Когда все части воздействия согласуются, то развитие проистекает и быстрее, и качественнее. Это замечают все, кто организует это сотрудничество. Думаю, что вы молодцы! Так держать)
Актуально,доступно для специалистов и родителей.Сотрудничество педагогов способствует,несомненно,более гармоничному развитию детей и оптимизирует,координирует работу коллектива!
Согласна, что очень важна параллельная работа психолога, т.к развитие речи должно идти одновременно с развитием мышления, его операций, и с развитием других психических процессов. Так, например, при обучении грамоте необходимо владение анализом и синтезом,
Статья учителя-логопеда Паниной Марины Александровны посвящена актуальной теме взаимодействия логопеда с педагогами в коррекционно-развивающем сопровождении детей с ОРЗ. От качества и уровня взаимодействия педагогов группы зависит эффективность коррекционно-развивающей работы. В данной статье предложена модель взаимодействия логопеда со специалистами. Рекомендую прочитать статью как начинающим учителя-логопедам, так и педагогам с опытом.