Материал «Задания для совместной деятельности детей и родителей старшей группы компенсирующей направленности» будет полезен начинающим учителям-логопедам при планировании материала для закрепления полученных знаний с родителями дома.
Тема: «Фрукты»
1. Рассмотрите с ребенком фрукты: яблоко, ананас, грушу, банан, апельсин, мандарин, лимон, гранат. Знать наизусть названия фруктов, уметь их называть и показывать. Уточните, как это все можно назвать одним словом («фрукты»). Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.
2. Игра «Какой сок?»
Сок из яблок — это сок (какой?) -яблочный.
- из груши — грушевый
- апельсина — апельсиновый
- лимона — лимонный
- банана — банановый
- граната — гранатовый
- ананаса — ананасовый
- персика — персиковый
- абрикоса — абрикосовый
3. Выучить «Наш сад».
Прекрасен наш осенний сад. В нем слива есть и виноград. На ветках, как игрушки, И яблоки, и груши. А к ночи веет холодок И желтый лист шуршит у ног. Плоды мы утром соберем И всех соседей созовем. И солнышку помашем, «Спасибо, осень!» — скажем.
4. Наклеить (нарисовать) 4-5 картинок фруктов, называть их цвет и вкус.
Звуки [У]-[А].
1. Артикуляционная гимнастика «Лопаточка», «Вкусное варенье».
2. Пальчиковая гимнастика №1-2.
3. Повторить слова на звук [У], [А] (мама запишет)
[У]-…
[А]- ….
4. Назови первый звук в слове: уши, Аня, улитка, апельсин, арка, астры, аист, удочка, антенна, утюг, армия.
5. «Послушай внимательно». Хлопни в ладошки, когда услышишь звук[А]: А — О — У — А — Ы — Э — А — Ю — А — А — И
Хлопни в ладоши, если услышишь звук [У]:
И — У — Ы — У — А -У -И -У -А — И -Ы -У -А -У -А-И -У.
Звук [О].
1. Артикуляционная гимнастика:
- «Окошко закрывается и открывается» — спокойное открывание и закрывание рта.
- «Почесывание» нижней и верхней губ зубами.
- Высунуть язык, «покусать» его зубами, произнося: дя-дя-дя-дя…
2. Пальчиковая гимнастика «По ягоды».
Мы шли-шли-шли, Шагают пальчиками по столу. Землянику нашли Изображают землянику. Раз, два, три, четыре, пять, «Пальчики здороваются». Мы идем искать опять. Шагают пальчиками по столу.
3. Звук О — гласный звук (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук О, губы округлены. Звук О обозначается красным цветом.
2. Подними руку, когда услышишь звук [О]:
О — И — У — О — А — И — О — И — О — У — А — И -О — И — О -У — О.
3. Выучить слова с первым звуком [О]: осы, осень, окна, обувь, Оля, окунь, ослик, облако, обруч, озеро, отпуск, очередь, остров.
4. Подобрать картинки наклеить (нарисовать) предметы, в названии которых первый звук О.
Тема: Лес. Грибы, ягоды, деревья.
1. Пальчиковая гимнастика:
Ветер по лесу летал. Плавные движения ладонями.
Ветер листики считал:
Вот дубовый, Загибаем пальцы на обеих руках.
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с берёзки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
2. «С какого дерева листок?»
- лист березы – березовый
- лист клена — …
- лист осины — …
- лист липы — …
- лист рябины — …
- лист каштана — …
3. Ответь на вопросы, а мама запишет ответы:
- Что растёт в лесу?
- Где растут ягоды?
- Где растут грибы?
- Какие лесные ягоды ты знаешь?
- Какие грибы ты знаешь?
4. Игра «Что это?»
(закончить предложение и повторить его полностью).
- Береза, осина, дуб – это …
- Орешник, шиповник, сирень – это …
- Опенок, сыроежка, мухомор – это …
- Черника, малина, земляника– это …
Звук [Э].
1. Артикуляционная гимнастика.
2. Звук [Э] — гласный (его можно петь, тянуть, воздушная струя не встречает преграды). Когда мы произносим звук [Э], губы в улыбке, язык внизу.
3. Хлопни в ладоши, если услышишь звук [Э]:
И — Э — О — У — Э — А — Э — И — О — У — Э — О — У – Э — А –И — Э
4. Запомнить слова со звук [Э]: Эмма, Эдик, эму, эхо, Эля, эльф, экран, этажи, этажерка, эскимо, электричка, электричество, экскаватор, эскалатор.
5. Послушай, сколько звуков. Назови первый, второй, третий звук: АЭ, ЭАИ, УИЭ.
6. Подобрать картинки (наклеить) или нарисовать предметы, в названии которых первый звук [Э].
Тема: «Почта».
1. Пальчиковая гимнастика:
Почтовый ящик открываем,
Сжимание и разжимание кулачков.
Сколько писем! Посчитаем?
Пальцы разжаты и сильно оттопырены.
Кате, Ване, Михаилу,
Загибают по одному пальчику на каждой руке, начиная с мизинца.
Александру и Данилу.
2. Посылка для бабушки (чья посылка?) — бабушкина посылка.
Телеграмма для мамы (чья телеграмма?) -…
Дедушка купил журнал (чей журнал?) -…
Письмо от тети (чьё письмо?)- …
3. «Подбери признак»:
- Журнал (какой?)- большой, красивый, яркий, цветной, красочный…
- Газета (какая?) — большая, тонкая, цветная, …
- Конверт (какой?) — маленький, прямоугольный, белый…
- Телеграмма (какая?) — срочная, маленькая, прямоугольная …
- Открытка (какая?) — праздничная, поздравительная, ….
4. «Назови ласково»:
- Марка- марочка
- конверт-…
- журнал — …
- газета — …
- посылка — …
Звуки [В]-[В'].
1. Артикуляционная гимнастика:
- «Улыбка» -«Трубочка»,
- «Качели»,
- «Маляр»,
- «Футбол».
2. Запомни!
- Звук [В] — согласный, звонкий, твердый. Обозначается синим цветом.
- Звук [В'] (Вь) — согласный, звонкий, мягкий. Обозначается зеленым цветом.
3. Выучи: — слова со звуком [В] в начале слова – вата, волк, ванна, высота, ватрушка, валенки, воробей, ворота. — слова со звуком [В'] в начале слова – веник, ведро, венок, вишня, виноград, велосипед, вещи, вилка.
4. Повтори чистоговорки за взрослым:
- Ва-ва-ва — Высокая трава.
- Ве-ве-ве — Васильки растут в траве.
- Ву-ву-ву — Васильков букет нарву.
- Ву-ву-ву — Мы видели сову.
- Ва-ва-ва — Громко ухает сова.
- Вы-вы-вы — Не боимся мы совы.
- Ве-ве-ве — Много мыслей в голове.
5. Звуковой анализ слогов: ВА ВИ
6. Составь по 2 предложения со словами на звуки [В], [В'], а взрослый запишет. Нарисуй схему под предложением.
Образец смотрите в условных обозначениях (в начале тетради).
7. Подобрать (наклеить или нарисовать) картинки со звуками [В], [В'] в начале слова.
Тема: «Посуда».
1. Пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, Одна ладонь скользит по другой по кругу.
Мы посуду перемыли: Ладони прижаты друг к другу.
Чайник, чашку, ковшик, ложку. Открывают по одному пальчику, начиная с мизинца.
И большую поварешку.
2. Игра «Образуй слово».
- Стакан из стекла — стеклянный.
- Чашка из фарфора — фарфоровая.
- Кастрюля из металла — металлическая.
- Сковорода из чугуна — чугунная.
- Пиала из керамики — керамическая.
- Кувшин из глины — глиняный.
- Тарелка из пластмассы — пластмассовая.
- Бокал из хрусталя — хрустальный.
- Ложка из дерева — деревянная.
3. Игра «Наоборот».
- Глубокая тарелка — мелкая тарелка.
- Большая кастрюля — маленькая кастрюля.
- Новая чашка — старая чашка.
- Чистая тарелка — грязная тарелка.
- Насыпать сахар в сахарницу — высыпать сахар из сахарницы.
- Закрыть кастрюлю — открыть кастрюлю.
4. Подобрать картинки с изображением посуды, наклеить (нарисовать) их.
Татаренко А.С.,
учитель-логопед