«Загадки Зимушки-Зимы» — конспект занятия по формированию навыков языкового анализа и синтеза

ЗимаЗанятие «Загадки Зимушки-Зимы» разработано для детей подготовительной к школе логопедической группы и направлено на формирование у дошкольников с речевыми нарушениями навыков языкового анализа и синтеза.

В занятие включены задания для развития зрительного восприятия, пространственных ориентировок, синтаксического контроля. Предусмотрены упражнения по анализу логико-грамматических конструкций,составлению схемы предложения, звуко-буквенному-анализу слов и развитию мелкой моторики.

Тема: «Загадки Зимушки-Зимы»

(Конспект занятия по формированию навыков языкового анализа и синтеза)

ЗАДАЧИ:

  • образовательные: развитие синтаксического контроля (чувства грамматической правильности высказывания); формирование навыка анализа логико-грамматических конструкций; закрепление умения определять принадлежность слов к определенной части речи; закрепление навыка анализа состава предложения и звуко-буквенного анализа слов.
  • коррекционные: развитие слухового внимания и памяти, зрительного восприятия; общей и мелкой моторики, логического мышления.
  • воспитательные: воспитание умения работать в коллективе, формирование навыков взаимопроверки.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Вырезанные из бумаги снежинки разной величины (8 штук), игровое поле с цветными квадратами, наборы полосок и фишек для составления схем предложений и слов, картинки для игры «Цепочка слов», карточки с 6-юпредметными картинками (по количеству детей), простынь для имитации сугроба, белый зефир.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети заходят в кабинет, замечают разбросанные по ковру снежинки разных размеров и висящую над столом логопеда большую снежинку.

Логопед: Ну и ну! 5 минут назад ничего здесь не было, а теперь снега полным- полно.  (срывает снежинку с нитки и читает):

- С вами рада встрече я,
мои милые друзья!
Тех, кто загадки мои отгадает,
Весьма интересный сюрприз ожидает…
Вы на снежинках ищите загадки.
Я вам удачи желаю, ребятки!

- Догадались, ребята, кто здесь похозяйничал? (ответы детей). Верно, это зимушка-Зима в гости заглянула да снега насыпала.
Упражнение на развитие зрительного восприятия

«Разложи снежинки по порядку».

Логопед: Хотите узнать, что за сюрприз Зима приготовила? (Хотим). Тогда начнем отгадывать загадки, вон их сколько (показывает на ковер). С какой же начать? Давайте соберем снежинки и разложим их в порядке возрастания.

Дети собирают снежинки и прикрепляют их к магнитной доске.

Упражнение на развитие пространственной ориентировки

«Полет снежинки».

На листе квадрат, состоящий из клеток разного цвета. На одном из них прикреплена снежинка. Дети по инструкции логопеда отслеживают ее полет и говорят, на клетку какого цвета села снежинка. Например, две клетки влево, 1 вниз, , 2 вправо и т.д. Если за пределами поля, то необходимо хлопнуть в ладоши.

Развитие синтаксического контроля.

Игра «Правильно – неправильно».

Логопед: Ребята, каким нужно быть и что уметь, чтобы отгадать загадки? (Надо быть внимательным, сообразительным, надо уметь рассуждать и думать).

- Давайте проведем тренировку. Слушайте меня внимательно.

- Если я скажу правильно, бывает, вы поднимите руки вверх, если неправильно – машите кистями рук. И постарайтесь мою ошибку исправить:

  • Наступила морозная зима. Выпал белая снег. (Выпал белый снег)
  • Оля вчера катается на коньках. (Оля вчера каталась на коньках)
  • Дети пошли на улицу. У девочки нет шарф. (У девочки нет шарфа)
  • Дети слепили снеговик. (Дети слепили снеговика)
  • Я завтра играл в снежки (Я вчера играл в снежки).

- Все были внимательны, я уверена, что все загадки мы отгадаем, задания выполним и сюрприз получим.

Дети садятся на ковер.

Блиц-опрос.

Логопед берет снежинку, читает задание: «Пока бежит песок в часах, ответить на вопросы»:

- Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений)

- Из чего строятся предложения? (Предложения строятся из слов)

- На что делятся слова? (Слова делятся на слоги).

- Из чего состоят слоги? ( Слоги состоят из звуков).

- Какие звуки называются гласными звуками? ( Звуки, которые можно петь, называются гласными).

- Как называются звуки, которые нельзя петь? ( Согласные звуки).

- Какими бывают согласные звуки ( Согласные бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими)

- Чем отличается звук от буквы? (Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим, читаем и пишем).

Игра с мячом «Мяч бросай, на вопрос отвечай».

(анализ логико-грамматических конструкций)

  • Собаку укусила пчела? Кто кусался? (пчела)
  • Петю ударил Ваня. Кто драчун? (Ваня)
  • Внука провожал дедушка. Кто уезжал? (внук)
  • Собака бежала за мальчиком. Кто бежал впереди? (мальчик)
  • Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга? (Олина)
  • Света старше Кати. Кто младше? (Катя)
  • На вокзале сына встречала мама. Кто приехал? (сын)
  • Заяц убегал от волка. Кто бежал последним? (волк)

Дети садятся за столы.

Составление схемы предложения.

Логопед: Чем обозначаются слова в схеме предложения? (полосками).

Как обозначается начало предложения в схеме? (Дополнительным вертикальным штрихом)

Чем обозначается конец предложения? (точкой)

Дети из снега построили крепость.

(Один ребенок у доски выкладывает схему из полосок, второй чертит мелом, остальные на местах)

Логопед: Мы говорим слитно: « Из снега». А как доказать, что это два слова, а не одно? (Нужно вставить между этими словами какое-нибудь слово.) Например? (Из мокрого снега, из липкого снега и т.д.)

Дидактическое упражнение «Покажи слова руками» .

Логопед: Ребята, мы знаем, что слова бывают разные и отвечают они на разные вопросы.

Есть слова-предметы, которые отвечают на вопросы… ( Кто? Что?)

Есть слова-признаки, которые отвечают на вопросы … (Какой? Какая? Какие?)

Есть слова-действия, которые отвечают на вопрос … (Что делает? Что делал?)

Эти слова мы можем изобразить при помощи геометрических фигур.

Логопед называет слова, относящиеся к разным частям речи, дети пальцами показывают: слова-предметы- квадрат, слова- признаки- кольцо (круг), слова- действия- треугольник.

Диван, яблоко, висит, короткий, бегемот, плачет, твердый, строит, радость, воздушный.

Физминутка ( дети выполняют движения по тексту).

Раз, два, три, четыре, пять-
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Суп поели, спать пошли.

Дидактическая игра «Цепочка слов».

Дети берут картинки и выкладывают цепочку по типу игры домино: последний звук первого слова является началом второго слова.

Звуко-буквенный анализ слова.

Дети составляют схему слова САНКИ. Один ребенок работает у доски с фишками, второй — выкладывает слово из букв, третий — записывает мелом, остальные дети работают за столами.

Игра «Шифровальщики».

Логопед: Из первых букв данных слов сложить новое слово. Оно укажет, где искать сюрприз.

Итог занятия.

Дети находят «сугроб». В нем пакет со «снежками» (зефиром).

Логопед подводит итог занятия.

Литература:

  1. Беженова М.А. Веселая грамматика. — Д.: Сталкер, 1998.- 336с.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).-СПб.:СОЮЗ,1999.-160с.
  3. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 6-7 лет с ОНР.-М.:ТЦ СФЕРА, 2012.-64с.- (Библиотека логопеда-практика).
Смирнова Елена Борисовна Смирнова Елена Борисовна,
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад № 57 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г.Казани
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста Занятие по логоритмике «Веселые овощи» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт» Конспект фронтального логопедического занятия по теме «Транспорт»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями старшей возрастной группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»
План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей» План-конспект совместного занятия с детьми и родителями средней группы в рамках работы «Родительского клуба» на тему: «Развитие мелкой моторики и моторных навыков у детей»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.