«Загадки Зимушки-Зимы» — конспект занятия по формированию навыков языкового анализа и синтеза

ЗимаЗанятие «Загадки Зимушки-Зимы» разработано для детей подготовительной к школе логопедической группы и направлено на формирование у дошкольников с речевыми нарушениями навыков языкового анализа и синтеза.

В занятие включены задания для развития зрительного восприятия, пространственных ориентировок, синтаксического контроля. Предусмотрены упражнения по анализу логико-грамматических конструкций,составлению схемы предложения, звуко-буквенному-анализу слов и развитию мелкой моторики.

Тема: «Загадки Зимушки-Зимы»

(Конспект занятия по формированию навыков языкового анализа и синтеза)

ЗАДАЧИ:

  • образовательные: развитие синтаксического контроля (чувства грамматической правильности высказывания); формирование навыка анализа логико-грамматических конструкций; закрепление умения определять принадлежность слов к определенной части речи; закрепление навыка анализа состава предложения и звуко-буквенного анализа слов.
  • коррекционные: развитие слухового внимания и памяти, зрительного восприятия; общей и мелкой моторики, логического мышления.
  • воспитательные: воспитание умения работать в коллективе, формирование навыков взаимопроверки.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Вырезанные из бумаги снежинки разной величины (8 штук), игровое поле с цветными квадратами, наборы полосок и фишек для составления схем предложений и слов, картинки для игры «Цепочка слов», карточки с 6-юпредметными картинками (по количеству детей), простынь для имитации сугроба, белый зефир.

Ход занятия

Организационный момент.

Дети заходят в кабинет, замечают разбросанные по ковру снежинки разных размеров и висящую над столом логопеда большую снежинку.

Логопед: Ну и ну! 5 минут назад ничего здесь не было, а теперь снега полным- полно.  (срывает снежинку с нитки и читает):

- С вами рада встрече я,
мои милые друзья!
Тех, кто загадки мои отгадает,
Весьма интересный сюрприз ожидает…
Вы на снежинках ищите загадки.
Я вам удачи желаю, ребятки!

- Догадались, ребята, кто здесь похозяйничал? (ответы детей). Верно, это зимушка-Зима в гости заглянула да снега насыпала.
Упражнение на развитие зрительного восприятия

«Разложи снежинки по порядку».

Логопед: Хотите узнать, что за сюрприз Зима приготовила? (Хотим). Тогда начнем отгадывать загадки, вон их сколько (показывает на ковер). С какой же начать? Давайте соберем снежинки и разложим их в порядке возрастания.

Дети собирают снежинки и прикрепляют их к магнитной доске.

Упражнение на развитие пространственной ориентировки

«Полет снежинки».

На листе квадрат, состоящий из клеток разного цвета. На одном из них прикреплена снежинка. Дети по инструкции логопеда отслеживают ее полет и говорят, на клетку какого цвета села снежинка. Например, две клетки влево, 1 вниз, , 2 вправо и т.д. Если за пределами поля, то необходимо хлопнуть в ладоши.

Развитие синтаксического контроля.

Игра «Правильно – неправильно».

Логопед: Ребята, каким нужно быть и что уметь, чтобы отгадать загадки? (Надо быть внимательным, сообразительным, надо уметь рассуждать и думать).

- Давайте проведем тренировку. Слушайте меня внимательно.

- Если я скажу правильно, бывает, вы поднимите руки вверх, если неправильно – машите кистями рук. И постарайтесь мою ошибку исправить:

  • Наступила морозная зима. Выпал белая снег. (Выпал белый снег)
  • Оля вчера катается на коньках. (Оля вчера каталась на коньках)
  • Дети пошли на улицу. У девочки нет шарф. (У девочки нет шарфа)
  • Дети слепили снеговик. (Дети слепили снеговика)
  • Я завтра играл в снежки (Я вчера играл в снежки).

- Все были внимательны, я уверена, что все загадки мы отгадаем, задания выполним и сюрприз получим.

Дети садятся на ковер.

Блиц-опрос.

Логопед берет снежинку, читает задание: «Пока бежит песок в часах, ответить на вопросы»:

- Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений)

- Из чего строятся предложения? (Предложения строятся из слов)

- На что делятся слова? (Слова делятся на слоги).

- Из чего состоят слоги? ( Слоги состоят из звуков).

- Какие звуки называются гласными звуками? ( Звуки, которые можно петь, называются гласными).

- Как называются звуки, которые нельзя петь? ( Согласные звуки).

- Какими бывают согласные звуки ( Согласные бывают глухими и звонкими, твердыми и мягкими)

- Чем отличается звук от буквы? (Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим, читаем и пишем).

Игра с мячом «Мяч бросай, на вопрос отвечай».

(анализ логико-грамматических конструкций)

  • Собаку укусила пчела? Кто кусался? (пчела)
  • Петю ударил Ваня. Кто драчун? (Ваня)
  • Внука провожал дедушка. Кто уезжал? (внук)
  • Собака бежала за мальчиком. Кто бежал впереди? (мальчик)
  • Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга? (Олина)
  • Света старше Кати. Кто младше? (Катя)
  • На вокзале сына встречала мама. Кто приехал? (сын)
  • Заяц убегал от волка. Кто бежал последним? (волк)

Дети садятся за столы.

Составление схемы предложения.

Логопед: Чем обозначаются слова в схеме предложения? (полосками).

Как обозначается начало предложения в схеме? (Дополнительным вертикальным штрихом)

Чем обозначается конец предложения? (точкой)

Дети из снега построили крепость.

(Один ребенок у доски выкладывает схему из полосок, второй чертит мелом, остальные на местах)

Логопед: Мы говорим слитно: « Из снега». А как доказать, что это два слова, а не одно? (Нужно вставить между этими словами какое-нибудь слово.) Например? (Из мокрого снега, из липкого снега и т.д.)

Дидактическое упражнение «Покажи слова руками» .

Логопед: Ребята, мы знаем, что слова бывают разные и отвечают они на разные вопросы.

Есть слова-предметы, которые отвечают на вопросы… ( Кто? Что?)

Есть слова-признаки, которые отвечают на вопросы … (Какой? Какая? Какие?)

Есть слова-действия, которые отвечают на вопрос … (Что делает? Что делал?)

Эти слова мы можем изобразить при помощи геометрических фигур.

Логопед называет слова, относящиеся к разным частям речи, дети пальцами показывают: слова-предметы- квадрат, слова- признаки- кольцо (круг), слова- действия- треугольник.

Диван, яблоко, висит, короткий, бегемот, плачет, твердый, строит, радость, воздушный.

Физминутка ( дети выполняют движения по тексту).

Раз, два, три, четыре, пять-
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили,
Птичек крошками кормили,
С горки мы потом катались,
А еще в снегу валялись.
Все в снегу домой пришли.
Суп поели, спать пошли.

Дидактическая игра «Цепочка слов».

Дети берут картинки и выкладывают цепочку по типу игры домино: последний звук первого слова является началом второго слова.

Звуко-буквенный анализ слова.

Дети составляют схему слова САНКИ. Один ребенок работает у доски с фишками, второй — выкладывает слово из букв, третий — записывает мелом, остальные дети работают за столами.

Игра «Шифровальщики».

Логопед: Из первых букв данных слов сложить новое слово. Оно укажет, где искать сюрприз.

Итог занятия.

Дети находят «сугроб». В нем пакет со «снежками» (зефиром).

Логопед подводит итог занятия.

Литература:

  1. Беженова М.А. Веселая грамматика. — Д.: Сталкер, 1998.- 336с.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя).-СПб.:СОЮЗ,1999.-160с.
  3. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей 6-7 лет с ОНР.-М.:ТЦ СФЕРА, 2012.-64с.- (Библиотека логопеда-практика).
Смирнова Елена Борисовна Смирнова Елена Борисовна,
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад № 57 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г.Казани
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (1 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В» Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: «Звуки [в] — [в’]. Буква В»
Речевая викторина «Умники и Умницы» Речевая викторина «Умники и Умницы»
Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!» Тематическое речевое развлечение на тему «Наша Армия сильна!»
Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте с элементами театрализации на тему:  «Цирковая афиша» Конспект непосредственной коррекционно-образовательной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ОНР по обучению грамоте с элементами театрализации на тему: «Цирковая афиша»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.