Структура групповых логопедических занятий в условиях стационара с пациентами с речевыми расстройствами грубой степени выраженности

Одним из действенных методов комплексной нейроребилитации пациентов с наиболее грубой степенью выраженности речевых расстройств, проводимой в Центре патологии речи и нейрореабилитации, являются групповые логопедические занятия.

Целью групповых занятий является восстановление вербальных и других форм коммуникации пациентов с афазиями в социуме.

Групповые логопедические занятия носят, помимо дидактического, психотерапевтический характер, что в сочетании с медикаментозной терапией, индивидуальными логопедическими занятиями, музыкальными занятиями, занятиями в кабинете эрготерапии, занятиями с применением компьютерных технологий является определяющим стимулом для восстановления речевой коммуникации.

Комплекс мероприятий позволяет достичь максимального результата в процессе восстановления речи.

Основным критерием объединения пациентов с афазиями в группы служит степень выраженности их речевого расстройства.

Группы могут быть разновозрастными и объединять пациентов с разным преморбидным уровнем образования. Наполняемость группы для пациентов с грубыми речевыми нарушениями не должна превышать 5-8 человек. Как правило, это пациенты с афферентной моторной афазией, эфферентной моторной афазией, динамической афазией.

Групповые занятия проводятся ежедневно в определённое время в специально оборудованном помещении. Продолжительность занятия составляет 1 час.

На групповых логопедических занятиях используются растормаживающие и стимулирующие методы работы.

Основные направления работы:

  1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи.
  2. Растормаживание произносительной стороны речи.
  3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи.
  4. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания.
  5. Преодоление расстройств речевого программирования.
  6. Стимулирование глобального чтения.

Предлагаемая последовательность видов работ:

1. Приветствия (называние друг друга по имени, знакомство с новым пациентом, введение нового пациента в группу)

2. Сопряженное, отраженное и самостоятельное произнесение автоматизированных речевых рядов (счёт, дни недели, месяцы)

3. Оканчивание пословиц и фраз с «жестким» контекстом, названий литературных произведений и фильмов («Гусарская …», «Вишнёвый … » … хором и по очереди)

4. Речевое «обыгрывание» опредёлённой предметной и глагольной лексики («Профессии», «Напитки», «Продукты»,
«Одежда», «Мебель» и т.д.)

  • Показ картинных и реальных изображений, реальных предметов («покажите стол, окно» и т.д. )
  • Называние картинного изображения (если пациент может назвать картинку)
  • Ответы утвердительным или отрицательным жестом на вопросы ( «Это стол? »)
  • Узнавание предмета по описанию («Посуда, в которой заваривают чай»)
  • Растормаживание произносительной стороны речи: сопряженное и отраженное произнесение простых слов и фраз («Пустой гранённый …»; «Серебряная чайная…» );
  • Стимулирование простых коммуникативных видов речи: ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуативном диалоге («Кто учит детей?», «Кто лечит больных?», «Кто танцует на сцене?», «Кто рисует?»);
  • Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых слов («да», «нет», «хочу», и т.д.) («Вы хотите есть?», «Вы мужчина?», «Это нос?», «Это расчёска?»);
  • Ответы на ситуативные вопросы и составление наиболее простых фраз в диалоге с опорой на пиктограмму («Я хочу есть», «Я хочу есть салат», «Я хочу есть кашу», «Я не хочу есть кашу»), с опорой на фишки, простую сюжетную картинку («Я пью сок», обращение к соседу: «Что Вы будете пить?», «Я буду пить воду» или «Учитель учит детей», «Я мою руки»)

5. Стимулирование глобального чтения: раскладывание подписи к картинкам (предметными и сюжетными). Специалист, или пациент, умеющий читать вслух, прочитывает название карточки, остальные пациенты соотносят название со своей картинкой.

6. Ответы на ситуативные вопросы в диалоге с возможностью выбора ответа из числа предложенных альтернатив (варианты ответов представлены в форме текста): (распорядок дня: «Куда Вы сейчас пойдете?» Меню: «Что Вы сегодня ели?» и т.д.)

7. Сопряжённое с логопедом исполнение популярных народных и авторских песен

«Если б знали вы, как мне дороги,
Подмосковные … »

Стихотворение «Буря мглою небо кроет, вихри снежные …»)

8. Прослушивание простого сюжетного текста, содержащего фразы с жёстким контекстом («Наступила зима. Выпал белый пушистый…»)

9. Прощание, сопряжённое с жестом («Спасибо», «До свидания», «До завтра», «Хороших выходных», «Пока»)

Групповые занятия обеспечивают наиболее комфортную коммуникативную среду, необходимую для больных с речевыми расстройствами грубой степени выраженности (в среде пациентов с подобными грубыми речевыми расстройствами, больные чувствуют себя спокойнее, раскрепощаются и обретают уверенность в возможности восстановления), способствуют формированию навыков межличностного общения в различных ситуациях, воздействуют на эмоционально-волевую сферу, повышают мотивацию к продолжению нейрореабилитации.

Проведение групповых логопедических занятий с больными с речевыми нарушениями грубой степени выраженности имеет большое значение, как для восстановления речевой коммуникации, так и в целях психотерапии.

Специальные приёмы и методы групповой восстановительной работы позволяют не только добиваться значительных результатов в восстановлении речи, но и нивелировать нарушения нейродинамического аспекта психической деятельности, формировать навыки самоконтроля, оказывают положительное влияние на психоэмоциональное состояние. Таким образом, расширяются возможности психологической и вербальной коммуникации пациентов.

Использованные литературные материалы:

  • Бейн Э.С., Бурлакова М.К., Визель Т.Г. Пособие по восстановлению речи при афазии, 1982
  • Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. Методическое пособие, 2011
  • Визель Т.Г., Основы нейропсихологии, 2009
  • Шкловский В. М., Визель Т. Г., Насоновская Г. М., Боровенко Т. Г. Значение групповых занятий в реабилитации больных с последствиями инсульта и нейротравм // Нейропсихологические исследования в неврологии, нейрохирургии и психиатрии. — Л., 1981.
  • Оппель В. В. Восстановление речи после инсульта // Материалы конференции к 100-летию со дня рождения В. В. Оппель. — СПб., 2002.
  • Оппель В. В. Восстановление речи при афазии. — Л., 1963.
  • Оппель В. В. Восстановление речи после инсульта. — Л., 1972
  • Морозова И.А., Пушкарёва М.А. – Коррекционно-развивающее обучение (КРО) – Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий, 2009
  • Кошелева Н.В., Кочеткова Н.А. – Активизация речевой коммуникации у детей и взрослых с патологией речи, 2014
  • Понизова О.В. Организация групповых логопедических занятий и их влияние на психоэмоциональное состояние пациентов с дизартрией, 2014
Мишиева Марина Геннадьевна Мишиева Марина Геннадьевна,
логопед,
Центр Патологии Речи и Нейрореабилитации,
г. Москва
Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников
Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи Особенности усвоения орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи
Реабилитация лиц с нарушениями голоса Реабилитация лиц с нарушениями голоса

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.