Здоровое питание и развитие речи ребенка

Материал разработан для выступления на семинаре, посвященном проблемам здорового питания в рамках проектной деятельности. Статья предназначена и для родителей, которые не видят взаимосвязи между правильным, здоровым питанием ребенка и развитием его речи. В содержании приведены яркие примеры с опорой на старые и добрые сказки.

Здоровое питание и развитие речи детейЦелью моего выступления является сопоставления двух остро стоящих проблем на сегодняшний день, которые на первый взгляд, не имеют тесной взаимосвязи. Эти проблемы звучат так: «Здоровое питание и Развитие речи ребенка».

Для того, чтобы грамотно сопоставить данные проблемы, предлагаю ответить на вопрос: «С чего начинается здоровье ребенка и своевременное развитие его речи?»

Итак, первый и наиболее значимый фактор — это здоровье матери.

К детородному возрасту организм женщины должен быть физиологически и функционально готов, соответственно богат необходимыми витаминами и минералами, которыми и будет питаться 9 месяцев ребенок во чреве матери. Здоровое и правильно сбалансированное питание матери до беременности, во время ее и в период кормления грудью — залог здоровья малыша.

Конечно, существует много факторов влияющих на рождение здорового ребенка и его развитие от 0-7 лет. Этот период жизни ребенка стоит назвать основополагающим и максимально сенситивным. И именно в этот период от нас с вами зависит очень многое. Если мы хотим, чтобы наши дети грамотно и своевременно отражали окружающий мир (а как они это смогут сделать? При участии речи и других психических функций) мы должны заложить основу этому. Встает вопрос: «Каким образом?»

Правильное питание, богатое всеми необходимыми детскому организму веществами. Только при этом условии дети смогут быть соматически здоровыми и готовыми к полноценному развитию, а не ослабленными с достаточным количеством хронических заболеваний, которые будут ослаблять остроту восприятия и опосредования окружающей действительности, тем самым задерживать ход нормального развития ребенка и его речи в частности.

Каждый ребенок проходит основные периоды развития – до года, до 3 лет и до 7. Это своего рода кризисные этапы, которые при правильном воспитании пройдут наиболее спокойно и продуктивно.

До полугода ребенок осваивает две основные свойственные этому возрасту функции артикуляционного аппарата — это сосание и глотание, таким образом он укрепляет мышечную систему органа речи, готовясь к более сложным операциям. Затем мы радостно наблюдаем процесс лепета и желание ребенка захватывать что бы то ни было губами. Он все тянет в рот- костная система тоже должна укрепляться. Мы постепенно переводим ребенка на более грубую и твердую по консистенции пищу, которая, безусловно, должна быть полезной и правильно подобранной.

Итак, к 1,3 при нормальном развитии у ребенка появляются первые аморфные интонационно окрашенные слова. И в чем же наша задача на данном этапе? Мы должны помочь ребенку соотнести образ предмета со словом его обозначающим. Тем самым расширяя пассивный и активизируя активный словарь, обращая внимание ребенка на все, что происходит вокруг него.

Например, что такое овощи, где они растут и что с ними можно делать. Мы с ранних лет сможем привить ребенку культуру питания, обогатить не только предикативный (предметный) словарь, но и расширить глагольный — морковка растет, мы ее едим, мама готовит из нее суп и салат.

Итак, достигая кризиса 3 лет ребенок функционально здоров, а его психические функции, готовы к новым, более сложным операциям. Когда малыш идет в сад, его речь получает новый пусковой механизм к развитию и более сложному оформлению. Только общение, зона ближайшего и актуального развития дадут возможность правильно использовать накопленный до 3 лет опыт. Далее мы можем только поддерживать выбранный курс. Чтобы к поступлению в школу, к 7 годам, ребенок смог максимально раскрыться и реализовать свои возможности.

Спешу заострить Ваше внимание на очень интересном факте. Все мы выросли на мудрых русских сказках. А давайте вспомним, сколько русских сказок призывает нас правильно питаться? Это и «Репка», и «Гуси-лебеди» с молочными берегами и яблонями, и каша из топора. А всеми любимый мультфильм про Вини — Пуха, который так любил мед. Все эти произведения не только развивают наших детей, делая их мир ярким и волшебным, но и прививают им правильное отношение к полезным продуктам и здоровому питанию в целом.

Мы подошли к некоторым выводам.

Правильно организованный воспитательный процесс:

- прививает детям культуру питания, делая его «здоровым питанием» ;
- улучшает психологический контакт союза мать-ребенок;
- оптимизирует социальную адаптацию ребенка, будь то быт или общество;
- развивает психические функции ребенка, в том числе речь в разных направлениях – активный и пассивный словари, дает соотнесение образа предмета со словом, его обозначающим, что в свою очередь к 7 годам приводит к грамматически, лексически и синтаксически правильно оформленной речи.

Таким образом, все вышесказанное дало нам возможность проследить тесную взаимосвязь двух основных проблем —  здорового питания и развития речи ребенка. А самое главное, мы теперь четко понимаем нашу роль в развитии того и другого направления.

Спасибо за внимание!

Картаполова Александра Владимировна,
учитель-логопед,
ГБОУ СОШ №433 имени Героя Советского Союза И.И. Якушкина,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 3,67 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Развитие речи, Родителям Метки: ,

Сейчас читают:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Речевые игры для всей семьи Речевые игры для всей семьи
Советы родителям: «Дыши правильно» Советы родителям: «Дыши правильно»
Почему ребенок не говорит? Почему ребенок не говорит?

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.