Методическая разработка: Наглядно-информационный материал по лексической теме «Животные юга и севера»

Дикие животные юга и севераУспешная коррекция речевых нарушений возможна только при сохранении тесной связи между всеми участниками коррекционного процесса — педагогами, детьми, родителями. Красочное, интересное оформление логопедического уголка неизменно привлекает внимание родителей, побуждает их активно участвовать в развитии наших воспитанников.

Наглядно-информационный материал «Животные юга и севера» предназначен для оформлении уголка логопеда в подготовительной к школе группе. В нем содержатся рекомендации родителями по проведению бесед с ребенком и чтению художественной литературы, игры, направленные на формирование лексико-грамматический категорий, развитие навыков звукового анализа, связной речи, словесно-логического мышления, формирование тонкой моторики пальцев.

Занимаемся по теме «Животные юга и севера»

Знает ли Ваш ребёнок:

  • Животных, обитающих в жарких странах, на севере, в Австралии, в океане?
  • Части тела животных и чем они покрыты?
  • Названия детенышей животных?
  • Где можно увидеть тигра, льва, белого медведя и других животных юга, севера, океана в Москве? (в зоопарке, в цирке, в океанариуме)
  • Как называют людей, которые работают с животными в цирке? (дрессировщики)
  • Кто лечит животных? (ветеринары)

Прочитайте детям стихи и рассказы:

С.Маршак «Обезьяна», «Где обедал, воробей?», «Детки в клетке», А.Барто «Олень», Э.Мошковская «Зоопарк», К.Чуковский «Крокодил», Г. Остер «Зарядка для хвоста», «Привет мартышке», «Куда идёт слонёнок», Р. Киплинг «Слонёнок», «Рикки-Тикки-Тави», «Как леопард стал пятнистым», Д. Биссет «Сказки», Э. Успенский «Про Веру и Анфису», А.Михайлов «Как я подружился с дельфином», Б.Заходер «Кит», М.Лукашина «Стать бы китом»,
А.Барто «Если б я была дельфином», Н.Шемякина «Сказка про кита», Ю.Яковлев «Умка»

«Изучаем, рассказываем, обсуждаем»

  1. Рассмотрите с детьми иллюстра-ции, картины, фотографии с изо-бражением природы (тундра, джунгли, саванна), животных юга и севера.
  2. Каких животных можно встретить на севере? (северный олень, морж, тюлень, белый медведь, полярный волк, песец). Обсудите с детьми их внешний вид, повадки. Почему тюлени и моржи лучше чувствуют себя в воде? Почему медведи и волки на севере белые?
  3. Каких животных можно встретить в жарких странах, в Австралии? (тигр, лев, слон, зебра, жираф, носорог, бегемот, кенгуру и т.д.) Обсудите их внешний вид и по-вадки. Какое животное называют «царем зверей»? Какая особен-ность есть у кенгуру? Почему но-сорога так называют?
  4. Какие животные обитают в океане? Как дельфины помогают людям?
  5. У каждого дикого животного есть свои характерные черты. О ком говорят: длинношеий, полосатый, сумчатый, пятнистый, большеухий, четверорукая? Подберите слова-признаки о раз-ных животных.
  6. Сходите с детьми в цирк, зоопарк, зоологический музей, дельфинарий.
  7. Обсудите, как люди ухаживают за животными в вольерах зоопарка. Расскажите, кто лечит животных. Как нужно вести себя в зоопарке?

Расскажите детям о животных севера.

Белый медведь — самый крупный хищник в мире. Шкура этого медведя очень плотная, непромокаемая и абсолютно белого цвета, поэтому его очень трудно заметить на снегу или льдине. Он замечательно плавает — этому способствует перепонка, которой соединены между собой подушечки его лап.

У котиков, тюленей и моржей — огромные ноздри, и за короткое время они могут вдохнуть количество воздуха, необходимое, чтобы оставаться под водой около 10 минут. Они питаются рыбой, едят раков, моллюсков, креветок.

У моржей массивное морщинис-тое тело, покрытое редкой щети-ной и длинные клыки. Морж за-щищается клыками от врагов, с помощью клыков он вскарабки-вается на берег и передвигается по льдине или земле. Длина клыков у крупных моржей дости-гает одного метра.

Сильный голос моржа напоминает одновременно и рев льва, и мычание быка; во время сна, на льдине или в воде, он звучно похрапывает. Может часами отдыхать, развалившись на солнце. Морж раздражителен и строптив, однако он не замедлит прийти на помощь своему собрату, которого атакуют охотники. Под кожей моржа толстый слой жира – замечательная защита от холода.

У северного оленя длинная, густая шерсть, ветвистые рога, длинные ноги, маленький хвост. Олень питается травой, грибами, лишай-ником. Когда лежит снег, он по за-паху определяет, где растет ягель, передними копытами разгребает снег и достаёт замороженный лишайник.

Песец похож на лисицу. У него такая же пышная меховая шубка, пушистый хвост. Только цвет песцовой шубки не рыжий, а желтовато – серый. А зимой – снежно-белый, иногда с голубым отливом. Так песец летом маскируется под цвет земли, а зимой под цвет снега.

«Играем и запоминаем»:

«Семейка»

Папа – олень, мама – олениха, детеныш – олененок
Слон – слониха – слонёнок
Тигр – тигрица – тигренок
Лев – львица – львенок
Медведь – медведица – медвежонок
Кенгуру – кенгуру – кенгуренок и т.д.

«Сравни животных»

Белый медведь – это северное животное, а жираф — южное. Медведь — животное хищное, а жираф – травоядное. Медведь питается рыбой и тюленями, а жираф – травой и листьями. Медведь белый, а жираф рыжий с темными пятнышками. У медведя толстая шкура, а у жирафа тонкая. У медведя короткая шея, а у жирафа длинная. У медведя на ногах когти, а у жирафа копыта.

Предложите ребёнку сравнить льва и дельфина, оленя и слона.

«Чей хвост, чья голова?»

У льва – львиный хвост, львиная голова.
У тигра –
У кенгуру –
У дельфина –
У оленя –
У моржа –
У обезьяны –

«Объясни слово».

двугорбый верблюд
носорог
одногорбый верблюд
быстроногий леопард
сумчатый кенгуру
полярный волк

«Подбери слово».

О ком можно сказать: южные? Северные? (полосатые, хищные, травоядные, длинношеие, четверорукие, быстроногие, длиннорогие, гордые, спокойные, умные, сумчатые, морские)

Играем и запоминаем:

«Играем со звуками»

Названия каких животных юга, севера, океана начинаются со звука А? Бь? Дь? С? Вь? В? Зь? Ж? Ть? Ль? М? К? Кь? Н? П?

«Сравни этих животных»

Слон высокий, а жираф ещё … (выше)
Бегемот тяжёлый, а слон ещё …
Лошадь выносливая, верблюд ещё …
Заяц прыгает далеко, а кенгуру ещё …

«Закончи слова»

В жарких странах живут сло …, бе …, зе …, обе …, лео …, ти …, жи …, вер …, носо …, кен …. На севере живут ме…, мо…, тю…, пе…

«Быстрее, сильнее, выше»

Кто быстрее, гепард или лев?
Кто тяжелее, носорог или тюлень?
Кто сильнее, тигр или зебра?
Кто больше, слон или белый медведь?
Кто выше, жираф или тигр?

«Что у кого?»

Слон и лев. У кого хобот, а у кого грива? Жираф и морж. У кого бивни, а у кого пятна? Бегемот и верблюд. У кого огромная пасть, а у кого два горба? Тигр и леопард. У кого пятна, а у кого полоски?
Кенгуру и носорог. У кого на животе сумка, а у кого на носу рог?
Тюлень и кенгуру. Кто умеет прыгать, а кто быстро плавает?

«Расскажи!»

Помогите ребёнку рассказать об одном из животных.

Это тигр. Он живёт в жарких странах. Я видел его в зоопарке. Он большой, рыжий, полосатый. У него круглая голова, мощные лапы с когтями и длинный хвост. У тигра зоркие глаза, чуткие уши и острые зубы. Он охотится на других животных. Его детёныши — тигрята.

Скачать наглядно-информационный материал
«Животные юга и севера»

Жураковская Янина Викторовна,
учитель-логопед высшей категории,
ГБОУ школа № 1494 (детский сад № 864),
г.Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Материал к занятиям Метки: 

Сейчас читают:

Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей» Методические рекомендации «Памятка для родителей по развитию лексико-грамматического строя речи у детей»
Рекомендации по развитию словарного запаса у младших школьников при помощи антонимов, синонимов, фразеологизмов Рекомендации по развитию словарного запаса у младших школьников при помощи антонимов, синонимов, фразеологизмов
Логопедическое занятие в старшей группе (ЗПР)  ‘Загадки Светофора’ Логопедическое занятие в старшей группе (ЗПР) ‘Загадки Светофора’
Интегрированная образовательная деятельность «Зимующие птицы» Интегрированная образовательная деятельность «Зимующие птицы»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.