В статье рассказывается о значении использования малых фольклорных форм на логопедических занятиях по развитию речи у старших дошкольников.
На современном этапе перед педагогами стоит задача открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать гармоничную личность, сформировать в его сознании систему общечеловеческих ценностей.
Значительное влияние на развитие ребёнка оказывает устное народное творчество. В фольклоре заложена мудрость многих поколений, позитивно влияющая на формирование и развитие ребёнка. Раннее знакомство с фольклором стимулирует речевое развитие малыша, учит связно выражать свои мысли и эмоции.
Пословицы и поговорки представляют собой особый вид поэзии веками впитывавший в себя опыт и мудрость многих поколений, морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Малые фольклорные формы хранят историю развития народа, отражают его характер, культуру, симпатии и антипатии. Пословицы и поговорки освещают явления, предметы, человека с разных точек зрения и благодаря своему разнообразию дают великолепный богатейший материал для развития речи.
Постигая скрытый в пословицах и поговорках смысл, ребёнок, учится мыслить, а попытки объяснения формируют и совершенствуют навыки связной речи. При знакомстве детей с малыми фольклорнными формами особое внимание необходимо уделить пониманию меткости, точности их языка, формированию умения отличать и понимать прямой и переносный смысл выражений. Пословицы и поговорки характеризуются ёмкостью содержания, поэтому применимы к множеству сходных ситуаций, однако конкретный смысл обретают только в контексте. Данная особенность позволяет эффективно использовать их при обучении детей творческому рассказыванию, формировании и развитии речи-рассуждения.
Использование в логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей посредством знакомства с образностью и многозначностью родного языка.
Использование в речи пословиц и поговорок учит детей лаконично, точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, творчески использовать слово, формирует умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, интонационно окрашивать речь. Дети учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать малые фольклорные фырмы близкие и противоположные по смыслу.
Основу успешности проводимой работы составляет формирование у дошкольников понятия о том, что фразеологические обороты являются целостной неделимой единицей, несущей определённый смысл только при условии точного воспроизведения без замен или перестановок слов.
Пословицы и поговорки активизируют речь ребёнка, развивают мышление и чувство родного языка. При систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы.
Опираясь на выше сказанное, приведем фрагмент подгруппового занятия из цикла «Времена года».
Тема: «Зима»
Цели:
- Расширить и закрепить знания и представления о зиме.
- Активизировать словарь по теме «Зима».
- Познакомить детей с пословицами и поговорками о зиме.
- Учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках.
- Обогатить лексику родственными словами (мороз).
- Учить вести диалог по содержанию рассказа.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
Оборудование:
- сюжетные картины «Зимой на катке», «Зима. Игры на свежем воздухе», «Зима. Помощь взрослым», «Зима. На горке».
Ход занятия:
1. Беседа по картине. Чтение стихотворения.
(На доске выставляется сюжетная картина «Зимой на катке».) — Рассмотрите картину и назовите время года, изображённое на ней.
(На картине изображена зима.)
- Где находятся дети?( Дети находятся на катке.)
- Что они делают?( Они катаются на коньках.)
- Послушайте стихотворение «На катке»:
Блестят коньки, блестит каток
Пушистый снег искрится.
Надень коньки свои, дружок
Попробуй прокатиться.
Пускай тебя, щипнёт мороз –
Смотри, не испугайся.
Пусть заморозит он до слёз –
Ему не поддавайся!
Не отпускай, скользи вперёд,
Лети быстрее птицы.
Мороз упрямый отстаёт
От тех, кто не боится!
(В. Донникова)
- Какой мороз в стихотворении? (Мороз сердитый.)
- От кого он отстаёт? (От тех, кто не боится.)
- Что делают дети на катке, чтобы не боятся мороза? (Они катаются, двигаются, резвятся, играют в хоккей.)
(Словарная работа: резвятся)
2. Работа с пословицами и поговорками.
(На доске добавляются сюжетные картины: «Зима. Игры на свежемвоздухе»,« Зима. Помощь взрослым».)
- Чем ещё занимаются дети и взрослые зимой на улице, чтобы не замёрзнуть? ( Дети катаются на санках, лыжах, ледянках, лепят снеговиков, играют в снежки, разгребают снег.)
- Известна ли вам пословица «Мороз не велик, да стоять не велит»?
- Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей.)
- Мороз бодрит и заставляет всех людей, независимо от возраста двигаться быстрее, чтобы не замёрзнуть. Послушайте другие пословицы о морозе и выберите только те, которые по смыслу подходят к пословице «Мороз не велик, да стоять не велит»:
- Без мороза вода не замёрзнет.
- Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
- Снег холодный, а от мороза укрывает.
- Зима лодыря морозит.
(Дети выбирают подходящие пословицы.)
3. Физминутка.
«Художник-невидимка»
Художник-невидимка (Маршируют по кругу друг за другом с высоким подниманием колена.)
По городу идёт.
Всем щёки нарумянит, (Останавливаются, встают лицом в круг, трут щёки ладонями, щиплют себя за нос.)
Всех за нос ущипнёт.
А ночью он, пока я спал, (Идут на цыпочках друг за другом.)
Пришёл с волшебной кистью
И на окне нарисовал (Останавливаются лицом в круг, «рисуют» листья воображаемой кистью.)
Сверкающие листья.
4. Работа с текстом.
(На доске выставляется сюжетная картина «Зима. На горке».)
- Послушайте рассказ «Морозный день»:
Однажды в морозный день братья Саша и Коля решили пойти погулять. Мама их предупредила: «Сегодня на улице мороз!» Саша оделся как обычно, но взял с собой санки. А Коля испугался мороза и надел: кофту, свитер, тёплые рейтузы, брюки, тёплую шапку, шубу, рукавицы, а сверху повязал мамину шерстяную шаль. На улице Саша то взбирался на горку, то быстро скатывался вниз, бегал и резвился. Ему было тепло и весело. А Коля стоял в стороне, похожий на шарик. Ему было трудно двигаться, и он вскоре замёрз. Когда мальчики вернулись домой, Саша сказал маме: «Какой чудесный морозный денёк!» А Коля стоял грустный и молчал.
Вопросы к тексту:
- Кто испугался мороза?
- Как Коля спасался от мороза?
- Что делал на улице Саша?
- Кому из братьев было холодно на морозе и почему?
- Раскрывает ли смысл этого рассказа пословица «Мороз не велик, да стоять не велит»?
- Вспомните другие пословицы. (Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Зима лодыря морозит.)
- А как вы себя ведёте на улице в мороз?
5. Игры.
Игра «Исправь ошибку»
(Педагог произносит пословицы с искажением, а дети исправляют ошибки.)
- Мороз не велик, да стоять велит.
- Мороз проворного за нос хватает, а перед ленивым шапку снимает.
- Зима лодыря согревает.
Игра «Образуй слово» (образование родственных слов)
- Как называется небольшой, слабый мороз? (морозец)
- Как назовём очень сильный мороз? (морозище)
- Мороз что делает? (морозит)
- Если зимой на улице мороз, то день… (морозный).
- Как называется лёгкий утренний мороз осенью или весной? (заморозки)
- Как по-другому назывался Дед Мороз в одной из сказок? (Морозко)
- Где замораживают продукты? (в морозильнике)
- Какие продукты будут в морозильнике? (замороженные)
- Назовите замороженное сладкое кушанье из сливок, молока, сока ягод. (мороженое)
- Как по-другому назвать продавщицу мороженого? (мороженщица).
Итак, если пословицы и поговорки отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых фольклорных форм в речевом развитии детей вполне оправдывает себя, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.
Баркарева Екатерина Николаевна,
учитель-дефектолог, учитель-логопед,
ГБОУ города Москвы «Гимназия № 1519»