Влияние анатомо-физиологических особенностей голосового аппарата на формирование звукопроизношения у детей с расщелинами неба

Краткая аннотация.

Ринолалия – самостоятельное речевое нарушение, характеризующееся своеобразным комплексом симптомов, при котором ведущим расстройством является нарушение артикуляции и фонации звуков.

Нарушения речи у детей с врожденными расщелинами губы, мягкого и твердого неба являются следствием анатомического недостатка – сообщения полости рта с полостью носа, атрофии мышц лица и мягкого неба, ограничений подвижности языка и его малой активности при речевой артикуляции, а также следствием слабых сокращений мышц глотки.

Звукопроизношение у детей с расщелинами нёба Отсутствие небной занавески исключает замыкание носоглоточного пространства, что и является главной причиной нарушения речевого дыхания. Так как гортань, рот и нос у детей с этой патологией образуют тройной резонатор, речь приобретает характерную окраску. Звукопроизношение у детей с расщелинами нёба характеризуется патологическим изменением тембра гласных звуков.

В регулировании резонанса ротоглоточных полостей важная роль принадлежит мягкому небу. Дефект или неполноценность мягкого неба нарушает этот процесс или делает его невозможным, следствием чего является патологическое изменение тембра гласных звуков.

Нарушения в произнесении согласных звуков объясняется расстройством артикуляции вследствие недостаточного воздушного давления, чрезмерного носового резонанса, зубо-челюстных деформаций, вредных речевых навыков, часто сопутствующего понижения слуха.

Влияние анатомо-физиологических особенностей голосового аппарата на формирование звукопроизношения у детей с расщелинами неба

В голосообразовании активное участие принимают диафрагма, легкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, полость носа и его придаточные пазухи.

Диафрагма, или грудобрюшная преграда, представляет собой мощную мышечно-сухожильную пластинку, которая отделяет грудную полость от брюшной. Она имеет куполообразную форму, выпуклость которой обращена в сторону грудной полости и прикреплена к шести нижним ребрам, к задней поверхности мечевидного отростка и к поясничным позвонкам.

Через отверстие в ней из брюшной полости в грудную переходят пищевод и сопровождающие его блуждающие нервы, аорта, нижняя полая вена, ствол симпатического нерва и другие органы.

Диафрагма и межреберные мышцы принимают активное участие при вдыхании воздуха. Сокращение мышечных пучков диафрагмы способствуют уплощению и снижению ее купола, увеличению грудной полости, расширению легких и заполнению их вдыхаемым воздухом. Выдох наступает в результате рефлектороного сокращения поперечнополосатых реберных мышц брюшного пресса. Такой выдох достаточен лишь для обычного дыхания и непригоден для фонаторного. Во время фонаторного вдоха диафрагма как бы коррегирует силу подскладочного давления и объема проходящего при вдохе через голосовую щель воздуха, при этом создается возможность извлечения различных по высоте и силе звуков.

Легкие – один из важнейших органов дыхательной системы. По своей форме они напоминают половину конуса, вершина которого обращена кверху, а основание лежит на диафрагме. Легкие имеют три поверхности: наружную, или реберную, внутреннюю, или средостенную, и нижнюю, или диафрагмальную. Расширение грудной клетки наступает в результате сокращения вдыхательных межреберных мышц, опущение и уплощение купола диафрагмы, что влечет за собой расширение легких и заполнение их воздухом. При сокращении выдыхательных межреберных мышц грудная клетка уменьшается, в размерах, диафрагма расслабляется, объем легочной ткани уменьшается, т.к. наступает эвакуация воздуха из легких.

Трахея представляет собой цилиндрическую трубку, состоящую из 16-20 гиалиновых хрящевых колец, имеющих форму открытой сзади подковы. Длина трахеи 11-13см. Сзади она прилегает к пищеводу. Трахея является продолжением гортани книзу. Начинается анна на уровне 7 шейного позвонка, спускается в грудную полость и на уровне 4-5 грудных позвонков делится на правый и левый бронхи. Трахея участвует в проведении воздуха и голосообразовании. В ней происходит дальнейшее согревание вдыхаемого воздуха и очищение его от пыли.

Бронхи имеют строение, аналогичное трахее, состоят из эластичной, легко растяжимой ткани. Правый бронх шире, короче, чем левый, и является как бы продолжением трахеи. Два основных бронха делятся на бронхи первого, второго, третьего порядка и т.д. вплоть до мельчайших веточек-бронхиол.

Гортань представляет собой часть дыхательной трубки. Она подвижно соединена с подъязычной костью и вместе с ней подвешена к нижней челюсти и основанию черепа. В результате этого во время разговора, глотания и глубокого дыхания гортань может подниматься и опускаться. Уровень гортани взрослого человека соответствует 4-6 шейным позвонкам, у детей она находится несколько выше и по мере роста постепенно опускается.

Гортань является сложными анатомическим образованием, состоящим из хрящей, мышц, связок и нервов. Хрящевой скелет гортани образован тремя непарными и тремя парными хрящами. К первым относятся перстневидный, щитовидный и надгортанник, ко вторым – черпаловидные, рожковидные и клиновидные.

Гортань выполняет три основные функции: дыхательную, защитную и голосообразовательную. Мышцы гортани сокращаясь в разных направлениях, обеспечивают движение голосовых складок при дыхании и в процессе голосообразования.

Голосообразовательная функция гортани в большинстве случаев является произвольным актом, реже – непроизвольным.

Голосовая, или фонаторная, функция присуща не только человеку, но и всем животным, которые дышат легкими. У человека она имеет особое значение, так как связана с речевой функцией.

Голос представляет собой совокупность звуков, образующихся при помощи голосового аппарата, и, как правило, является произвольным процессом, который подчинен человеческому сознанию. Реже голос может быть и рефлекторным, когда звук воспроизводится без осмысленного желания, например крик от неожиданной боли или испуга.

Голос образуется в результате того, что воздух, выталкиваемый под давлением из легких и бронхов, на своем пути встречает сопротивление в виде сомкнутых и напряженных голосовых складок. Пробивающаяся воздушная струя вызывает их вибрацию, в результате чего и получается звук, который, однако, нельзя считать полноценным, т.к. он очень слаб и примитивен.

Индивидуальную силу и тембр голос приобретает в так называемой надставной трубке, в которую входят гортанные желудочки, глотка, полости рта, носа и придаточных пазух, составляющие верхний резонатор. Нижним резонатором является легкие и бронхи.

Ротовая полость служит для приема пищи, образования звуков и дыхания. С боков она ограничена щеками, сверху – твердым и отчасти мягким небом, снизу – языком и мышечно – перепончатой стенкой, идущей от нижней челюсти к подъязычной кости. Слизистая оболочка полости рта покрыта многослойным плоским эпителием содержащим большое количество слизистых желез. Мягкое небо является продолжением твердого. Оно образует подвижную перегородку между полостью рта и глотки. Зубы укреплены в ячейках верхней и нижней челюстей. Язык – массивный мышечный орган. Сложно переплетенная система мышц языка и разнообразие точек их прикрепления обеспечивают изменение формы, положения и напряжения языка, что имеет значение в процессе произношения звуков речи.

Глотка – это место перекреста пищеварительного и дыхательного тракта. Она представляет собой полость, ограниченную мышечными стенками, покрытыми фасциями снаружи и слизистой оболочкой изнутри.

Глотка делится на три отдела:

  1. Верхний /носоглотка/,
  2. Средний /ротоглотка/,
  3. Нижний /гортаноголотка/.

Носоглотка сообщается с полостью носа через хоаны и с барабанной полостью через слуховую трубку. Передняя ее стенка занята хоанами, книзу носоглотка переходит в ротоглотку. Границей между этими отделами является мысленное продолжение твердого неба кзади. На верхнее-задней стенке носоглотки имеется скопление лимфоидной ткани – носоглодочная миндалина. Латерально на уровне задних концов нижних носовых раковин находятся глоточные отверстия слуховых труб, окруженные лимфоидной тканью /трубочные миндалины/. Ротоглотка спереди посредством зева сообщается с ротовой полостью. Сверху зев ограничивается мягким небом с языком, снизу – корнем языка, а с боков – небными дужками. Небные миндалины представляют собой крупное скопление лимфоидной ткани. Расположены они в тонзиллярных нишах между передними задними небными дужками.

Глотка принимает участие в процессе глотания, дыхания, выполняет вкусовую, защитную, дыхательную функции. Одновременно она служит резонатором для голоса.

Носовая полость находится между передней третью основания черепа, глазницами и ротовой полостью. Спереди она открывается ноздрями, сзади сообщается с носоглоткой посредством хоан.

Перегородкой, стоящей в сагиттальной плоскости, носовая полость делится на две половины, каждая из которых имеет внутреннюю., наружную, верхнюю и нижнюю стенки. Внутренней стенкой является носовая перегородка, образованная впереди хрящом, а в задних отделах – костями. Так, в задненижнем отделе – сошником, а в задневерхнем – перпендикулярной пластинкой решетчатой кости. Наружная стенка носа имеет в составе своего скелета носовые кости, лобный отросток верхней челюсти, слезную кость, перпендикулярную пластинку небной кости и часть крыловидного отростка основной кости. На наружной стенке прикрепляются три основные раковины /нижняя, верхняя и средняя/. Кроме того, существует еще три носовых хода: нижний, средний и верхний.

Носовая полость имеет ряд придаточных пазух. Все они парные.

Это:

  • верхнечелюстная /гайморова/,
  • лобная,
  • основная,
  • клетки решетчатого лабиринта.

Все пазухи в норме содержат воздух. Стенки их выстланы тонкой слизистой оболочкой, которая является продолжением слизистой оболочки носа.

Через нос в нормальных условиях проходит весь вдыхаемый и выдыхаемый воздух. Носовая полость выполняет дыхательную, защитную, обонятельную и резонаторную функцию. Для голосообразования основное значение имеет дыхательная и резонаторная функции.

Полость носа и ее придаточные пазухи служат неподвижными резонаторами для голоса, усиливают его звук и дают ему определенный тембр и звучность.

Итак, голосовой аппарат человека представляет собой сложную систему, действием которой и определяется звукообразование. В голосообразовании принимают участие легкие, бронхи, трахея, гортань и совокупность резонаторов, к которым относятся глотка, ротовая полость, нос и его придаточные пазухи. Все функции голосового аппарата находятся в непосредственной зависимости между собой и подчинены регулирующему влиянию коры головного мозга.

Небо в норме – это образование, которое разобщает полости рта, носа и глотки. Оно состоит из твердого и мягкого неба.

Твердое небо имеет костную основу. Спереди и по бокам его обрамляет альвеолярный отросток верхней челюсти с зубами, а сзади – мягкое небо. Твердое небо покрыто слизистой оболочкой, поверхность которой позади альвеол имеет повышенную тактильную чувствительность. Высота и конфигурация твердого неба влияют на резонанс.

Мягкое небо является задним отделом перегородки между полостями носа и рта. Само мягкое небо представляет мышечное образование. Передняя треть его практически неподвижна, средняя наиболее активно участвует в речи, а задняя – в напряжении и проглатывании. При подъеме мягкое небо удлиняется. При этом наблюдается истончение его передней трети и утолщение задней.

Мягкое небо анатомически и функционально связано с глоткой. Вместе они образуют небно-глоточный механизм, участвующий в дыхании, глотании и речи.

При дыхании мягко небо опущено и частично прикрывает отверстия между глоткой и полостью рта. При глотании мягкое небо натягивается, поднимается и приближается к задней стенке глотки, которая соответственно движется навстречу и вступает в контакт с небом. Одновременно сокращаются и другие мышцы языка, боковых стенок глотки, ее верхнего сжимателя.

В процессе речи постоянно повторяется очень быстрое мышечное сокращение, которое приближает мягкое небо к задней стенки глотки по направлению кверху и кзади. При поднятии оно вступает в контакт с валиком Пассавана.

При дутье, глотании, свисте мягкое небо поднимается еще выше, чем при фонации, и закрывает носоглотку, в то время как глотка суживается. Однако механизмы небноглоточного смыкания при речи и неречевой деятельности различны.

Существует также функциональная связь между мягким небом и гортанью. Она выражается в том, что малейшее изменение положения небной занавески влияет на положение голосовых складок. А возрастание тонуса в гортани влечет за собой более высокий подъем мягкого неба.

Врожденные расщелины неба нарушают это взаимодействие.

Вследствие тесной функциональной связи мягкого неба гортани малейшее напряжение и движение мышц небной занавески вызывают соответствующее напряжение и двигательную реакцию в гортани.

При расщелинах неба мышцы, поднимающие и растягивающие его, вместо того чтобы быть синергистами, работают как антагонисты. При этом из-за понижения функциональной нагрузки в них, как и в мышцах глотки, идет дистрофический процесс.

Патологические изменения глоточного кольца начинают проявляться в 4-5 лет. Слизистая оболочка становится бледной, истонченной, атрофичной, перестает реагировать на прикосновение, боль, термические раздражители.

Хронаксия мышц с возрастом удлиняется, а затем они вообще перестают сокращаться. Глоточный рефлекс резко понижается и исчезает.

Эти симптомы свидетельствуют об атрофии мышечных волокон и дегенеративных изменениях в чувствительных и трофических волокнах сжимателя глотки. Патологический дистрофический процесс в мышцах и приводит к их ассиметрии резонаторных полостей гортани и ассиметричному движению голосовых складок.

Неправильное образование при ринолалии ряда звонких согласных ларингеальным /гортанным/ способом, когда смыкания осуществляются на уровне гортани и озвучиваются трением воздуха о края голосовых складок.

Фонаторная роль ротоглоточной полости связана прежде всего с небно-глоточным аппаратом, в котором глотка является резонатором. Соединенная резонирующая система полости рта и глотки обладает неограниченными возможностями вариаций, поскольку глоточная трубка может иметь одно или два входных отверстия в зависимости от того, открывает или закрывает мягкое небо отверстие, соединяющее глотку с носоглоткой.

Мягкое небо не являясь резонаторным само по себе, относится к артикуляторам. Однако за счет своей подвижности оно помогает регулировать резонанс в полости рта и носа. Усиление резонанса в полости рта или носа зависит от того, проходят тоны, образованные в гортани, беспрепятственно в полость носа или рта вследствие сужения одной из камер воздушный поток идет по пути наименьшего сопротивления.

У лиц с расщелиной неба регулирование резонанса в той или иной полости невозможно, вследствие дефекта, в результате появляется открытая гнусавость, то есть патологическое изменение тембра голоса и искаженное произнесение звуков речи, обусловленное нарушением нормального участия носовой полости в процессах голосо- и звукообразования.

Степень выраженности ее зависит, с одной стороны от величины дефекта, с другой – от объема и состояния полостей носа и носоглотки, которые служат резонаторами.

Изменение тембра наиболее характерно для гласных звуков. Как известно, гласные представляют собой озвонченный выдох, получивший в подставной трубе ту или иную окраску, тембр в зависимости от формы ротоглоточной полости. Звучание голоса в характере той или иной гласной зависит от присутствия в его тембре отдельных усиленных обертонов, так называемых формант гласных.

Форманты возникают в результате резонанса полости ротоглоточного канала, которые создают определенное акустическое сопротивление работающим голосовым связкам, причем каждый гласный требует для своего образования определенного объема полостей, что практически достигается перемещением языка в полости рта, сокращением мышц глотки, мягкого неба и губ. Объемы глоточной и ротовой полостей по величине находятся в обратных соотношениях и изменяются при произнесении различных гласных. Ротовая полость увеличивается при переходе от гласного И к гласному У в последовательности И-Э-А-О-У, глоточная же уменьшается при переходе от И к Э и А, при переходе от О к У снова увеличивается. Переход от гласного к гласному есть тембральное изменение звука, обязанное своим происхождением изменению резонанса ротоглоточных полостей. В регулировании резонанса этих полостей важная роль принадлежит мягкому небу. Дефект или неполноценность мягкого неба нарушает этот процесс или делает его невозможным, следствием чего является патологическое изменение тембра гласных звуков.

Степень назализации отдельных гласных различна. Наиболее изменяется тембр гласных И и У, наименее А.

Вследствие небно-глоточной недостаточности особенно искажается произнесение согласных звуков. Согласные образуются, когда выдыхаемая струя воздуха встречает в надставной трубке различного рода преграды, при преодолении которых происходят шумы, различающиеся по:

  1. Способу артикуляции;
  2. Участию голоса в формировании звука;
  3. Месту образования и артикуляторным органам;
  4. Акустическому характеру – твердости и мягкости.

Формирование согласных звуков в полости рта связано с артикуляцией – образованием звуков речи посредством движением языка и небно-глоточного механизма в соответствии с дыханием и фонацией.

У лиц с расщелиной неба нарушение в произношении согласных объясняется расстройством артикуляции вследствие недостаточного воздушного давления, чрезмерного носового резонанса, зубочелюстных деформаций, вредных речевых навыков, часто сопутствующего понижения слуха.

В норме взрывные / смычные / согласные образуются посредством быстрого освобождения воздуха, задержанного языком / д, т, к, г / или губами /п, б/. Недостаточный напор воздуха в грудной клетке, утечка его через нос и невозможность получения контакта /из-за дефекта/ между спинкой языка и небом / для к, г / приводит у лиц с расщеплением к вокальному замещению взрывных согласных – остановке голоса или замене звука. Наиболее характерно однообразие замен согласных: глухих на фарингеальные, а звонких на ларингеальные звукообразования.

Фрикативные /щелевые/ согласные / в, ф, ж, ш, с, з, х / образуются во время прохождения выдыхаемой струи воздуха через узкую щель, создаваемую путем приближения нижней губы к верхним резцам / в, ф /, а также кончика языка к резцам / с, з / или различным участкам неба / для остальных фрикативных звуков/.

У лиц с расщелиной неба в связи с имеющейся патологией формирование некоторых фрикативов происходит в не свойственном им месте: так С и З могут образовываться между корнем языка и мягким небом, а воздушная струя, направленная в носовую полость, может явиться причиной их сигматизма. Образование фрикативов может происходить между языком и задней стенкой глотки или в гортани, которая наряду с фонаторной функцией принимает и артикуляторную.

У лиц с расщелиной неба чаще всего отсутствуют звуки, требующие для своего образования либо сильного напора воздуха / к, г, р, б, т ,д, п, ц, ч, щ, з, с/, который не может быть создан вследствие утечки воздуха через нос либо смычки артикуляторных органов в различных частях расщепленного неба / к, г, ч, щ, ж ,ш / или во фронтальном участке зубной дуги /р, з, с, ц, д, т / где часто имеется дефект альвеорального отростка адентия или небно- расположенные зубы либо то и другое.

Наивысший уровень гнусавости наблюдается у больных со сквозной расщелиной неба. У них же выявляется и нарушение звукопроизношения.

Итак, при врожденной расщелине неба отмечается нарушение фонации. У лиц с расщелиной неба нарушения в произнесении гласных и согласных звуков объясняется расстройством артикуляции вследствие недостаточного воздушного давления, чрезмерного носового резонанса, зубочелюстных деформаций, вредных речевых навыков, часто сопутствующего понижения слуха.

Врожденные расщелины неба являются одним из наиболее распространенных пороков развития лица и челюстей. Причинами его могут быть самые разные экзогенные и эндогенные факторы, воздействующие на плод на раннем этапе его развития – до 7-9 недель.

По данным статистики, приблизительно на 800-1000 новорожденных детей рождается один ребенок с расщелиной неба. У этих детей наблюдаются большие функциональные нарушения: функции сосания, глотания и дыхания, а позже функции жевания и речи. Наиболее тяжелым осложнением при дефектах неба необходимо считать нарушение речи. Это часто причиняет больному большие страдания, угнетает его психику, приводит к тому, что дети становятся малообщительными и замкнутыми.

Нарушение речи у детей с врожденными расщелинами губы, мягкого и твердого неба является следствием анатомического недостатка-сообщения полости рта с полостью носа, атрофии мышц лица и мягкого неба, ограничений подвижности языка и его малой активности при речевой артикуляции, а также следствием слабых сокращений мышц глотки. Отсутствие небной занавески исключает замыкание носоглоточного пространства, что и является главной причиной нарушения речевого дыхания с момента его появления. Рассеивание воздуха голосовыдыхательной струи при одновременном выходе воздуха через нос и через рот приводит к ослаблению речевых артикуляций. Кроме того, речевой выдох неравномерно распределяется по слогам при произнесении слова; в конце слова вместо полного выдоха часто встречается задержка дыхания. Так как гортань, рот и нос у детей с этой патологией образуют тройной резонатор, речь приобретает характерную окраску.

Открытая ринолалия у детей с расщелинами неба рассматривается как один из наиболее тяжелых дефектов речи, в очень сильной степени травмирующий психику ребенка и поддающийся исправлению лишь путем длительного логопедического обучения. Речь у этих детей имеет еще и ту особенность, что наряду с выраженной гнусавостью в произнесении гласных звуков у них наблюдается неправильная артикуляция согласных. При расщелине неба передняя часть речевого аппарата – губы, зубы, кончик языка – не принимают участия в речевом процессе, а вся артикуляция переносится в глубину ротовой полости и корню языка. Возникает сложное косноязычие или так называемая вокальная речь, состоящая из отдельных гласных. С возрастом речевой дефект укрепляется настолько, что даже после пластической операции на небе произнесение все равно остается неправильным.

При расщелине неба у ребенка вырабатывается целый ряд приспособительных движений губ, носа, языка и мягкого неба. Больной старается при артикуляции звуков помешать выходу воздуха через нос, сопровождая речь несвойственными движениями мышц лица, сужением ноздрей, сморщиванием носа и поднятием верхней губы. Наряду с движением крыльев носа у некоторых больных при разговоре сокращаются лобные мышцы. Этих больных называют «разговаривающие лицом». Игра мимических мышц особенно сильно выражена при произнесении шипящих и смычных звуков.

Врожденные расщелины в большинстве случаев сопровождаются различными деформациями зубо-челюстно-лицевой области, что усугубляет нарушение речи.
Для устранения недостатков речи необходимо комплексное воздействие на пациента со стороны логопеда и врача-ортодонта.

Таким образом, ринолалия – самостоятельное речевое нарушение, характеризующееся своеобразным комплексом симптомов, при котором ведущим расстройством является нарушение артикуляции и фонации звуков.

Нарушения речи у детей с врожденными расщелинами губы, мягкого и твердого неба являются следствием анатомического недостатка – сообщения полости рта с полостью носа, атрофии мышц лица и мягкого неба, ограничений подвижности языка и его малой активности при речевой артикуляции, а также следствием слабых сокращений мышц глотки. Отсутствие небной занавески исключает замыкание носоглоточного пространства, что и является главной причиной нарушения речевого дыхания. Так как гортань, рот и нос у детей с этой патологией образуют тройной резонатор, речь приобретает характерную окраску.

В регулировании резонанса ротоглоточных полостей важная роль принадлежит мягкому небу. Дефект или неполноценность мягкого неба нарушает этот процесс или делает его невозможным, следствием чего является патологическое изменение тембра гласных звуков.

Нарушения в произнесении согласных звуков объясняется расстройством артикуляции вследствие недостаточного воздушного давления, чрезмерного носового резонанса, зубо-челюстных деформаций, вредных речевых навыков, часто сопутствующего понижения слуха.

Громович Светлана Демьяновна,
учитель-логопед,
Дошкольное учебное заведение №1,
г.Судак, Республика Крым

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 4,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Ринолалия Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическая работа по формированию навыка словообразования прилагательных у детей с ОНР 3 уровня Логопедическая работа по формированию навыка словообразования прилагательных у детей с ОНР 3 уровня
Речевая коммуникация детей с тотальной слепотой дошкольного возраста Речевая коммуникация детей с тотальной слепотой дошкольного возраста
Этапы и онтогенетические закономерности становление слоговой структуры слова в детском возрасте Этапы и онтогенетические закономерности становление слоговой структуры слова в детском возрасте
Общее недоразвитие речи Общее недоразвитие речи

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.