Мы представляем вашему вниманию конспект НОД на основе интеграции образовательных областей «Познание» и «Коммуникация» «Зимующие птицы» (в рамках тематического проекта «Зимующие птицы»).
Коррекционно-образовательные задачи:
• Уточнить, расширить представления о зимующих птицах
• Активизировать словарь по теме «Зимующие птицы»
• Учить отвечать на вопросы, составлять предложения со значением противопоставления
• Совершенствовать грамматический строй речи
Коррекционно-развивающие задачи:
• Развивать зрительное и слуховое внимание, речевой слух, фонематическое восприятие
• Развивать правильный речевой выдох, силу голоса, координацию речи с движением
• Развивать общую и мелкую моторику
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитывать доброжелательность, бережное отношение и любовь к природе
• Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Оборудование:
Фотографии зимующих птиц, мяч, предметные картинки с изображением зимующих птиц, конверты с разрезными картинками, карточки-символы, кормушка, пшено
Ход совместной работы:
1. Организационный момент. Дети приглашаются к местам. На столе разложены фотографии птиц.
- Я загадаю вам загадки, а отгадки вы найдете на столе, и мы поместим их на доске.
- Красногрудый, чернокрылый, любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине он появится опять…(снегирь)
- Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Это кто?…(воробей)
- Непоседа, невеличка, желтая почти вся птичка.
Любит сало и пшеничку. Кто узнал ее?…(синица)
- Как лиса среди зверей эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома, а зовут ее…(ворона)
- Эта хищница болтлива, воровата, суетлива.
Стрекотунья белобока, а зовут ее… (сорока)
- Про кого были наши загадки? Какие это птицы?
- Сегодня мы поговорим о зимующих птицах. Почему их называют зимующими? Каких еще птиц вы узнали на картинках?
2. Работа над речевым дыханием (Логопед показывает фото птиц)
- На выдохе произносим названия вот этих птиц вместе и по одному.
3.Упражнение «Назови ласково»:
- Я буду бросать вам мячик , вы говорить это слово ласково.
Клюв- клювик
Хвост- хвостик
Перо-перышко
Грудь- грудка
Крыло- крылышко
4.Разрезные картинки. Конверты с разрезными картинками дети выбирают сами.
5.Упражнение в составлении предложений со значением противопоставления.
- Помогите мне закончить предложения:
- У вороны большие крылья, а у воробья… маленькие крылышки.
- У сороки длинный хвост, а у воробья… коротенький хвостик.
- У дятла большая голова, а у синицы… маленькая головка.
- Ворона каркает, в воробей… чирикает.
- У человека дети, а у птиц… птенцы.
- У животных шерсть, а у птиц… перья.
6. Пальчиковая игра «Дятел».
- Ваша левая ладошка — это дерево, а указательный палец правой руки — клюв дятла.
-Я по дереву стучу, (по 4 удара на каждую строчку)
Червяка добыть хочу.
Хоть он скрылся под корой,
Все равно он будет мой.
А теперь поменяем руки — правая рука — дерево, а левая — клюв.
7. Согласование числительного с именем существительным. ( На наборное полотно выставляется по одной картинке
птиц).
- Сосчитаем до пяти.
- Одна сорока, две сороки, три сороки, четыре сороки, пять сорок.
- Один снегирь…
- Один голубь…
8. Вы хорошо справились с пересчетом птиц. Теперь помогите правильно сказать. Задание на внимание
« Исправь ошибку».
- У воробья сзади клюв.
- У совы вверху крылья.
- У сороки сбоку хвост.
9. Физкультминутка.
- Вот под елочкой зеленой
Скачут весело вороны.
Кар-кар-кар. Кар-кар-кар. (громко)
Только к ночи умолкают
И все вместе засыпают.
Кар-кар-кар. Кар-кар-кар (тихо)
10. Как ворона каркает, мы знаем. А как подают голос другие птицы?
- Воробей подает голос так: чик-чирик. Он чирикает.
- Синица подает голос так: тинь-тинь-тинь. Она тинькает.
- Сова подает голос так: ух-ух-ух. Она ухает.
11. Как вы думаете, ребята, легко ли птицам зимой живется? Могут ли люди помочь птицам?
На доске иллюстрации «Кормушка» и «Покормим птиц», на наборном полотне картинки:
Снегирь воробей ворона синица
Ягоды зерна остатки еды сало
Рябина хлебные крошки зерна семена (картинка с черным хлебом)
- Подберите каждой птице корм . Почему не положили ни одной птице карточку с черным хлебом?
12. Пальчиковая гимнастика «Покормим птиц»
- Давайте вместе насыплем в кормушку корм для птиц. (Дети подходят к кормушкам и, щепоткой набирая крупу, сыплют ее внутрь кормушки).
13. Итог непосредственно-образовательной деятельности.
- Молодцы! О ком мы говорили сегодня? Как мы будем помогать птицам зимой? В группе прошла экологическая акция « Спасаем птиц». Ваши родители сделали для птиц кормушки, и они висят вокруг детского сада на деревьях. На каждой прогулке вы подкармливаете зимующих птиц. И весной от благодарных птиц вы услышите веселые песенки.
Авторы:
1) Кубанская Ольга Ивановна- учитель-логопед I квалификационной категории МДОУ д/с № 9 комбинированного вида п. Кильдинстрой Мурманской области.
2) Тетенькина Ольга Витальевна- воспитатель I квалификационной категории МДОУ д/с № 9 комбинированного вида п. Кильдинстрой Мурманской области.