Конспект НОД учителя-логопеда с детьми старшей группы компенсирующей направленности.
Тема: Знакомство со звуком «Н» на материале лексической темы «Перелётные птицы».
Цель:
- Знакомство со звуком «Н»;
- Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы».
Задачи:
- учить детей правильной формулировке характеристики изученного звука;
- развивать навык звукового анализа (определение наличия звука «н» в прямых и обратных слогах, в словах);
- учить правильно употреблять окончания существительных в Р.П.;
- развивать психические процессы;
Оборудование:
Игрушка Ворон, картинки с изображением реки, леса, болота , озера, предметные картинки с изображением перелётных птиц, символ звука «н», символы гласных звуков, картинка с изображением лесного перекрёстка.
Ход занятия:
- Дети, у нас сегодня в гостях Мудрый Ворон. Он рассказал мне, что, пролетая над лесом, не увидел ни одной птицы, опустели болота, не слышны птичьи голоса на озёрах и реках (см. картинку с изображением леса, озера, реки, болота).
- Как вы думаете, куда исчезли птицы?
- Улетели в тёплые края.
- Мудрый Ворон спрашивает, а знакомы ли вы с птицами, всех ли птиц, которые улетают на юг ,вы знаете?
На картинку с изображением леса, болота, реки, озера выкладываются картинки с изображением перелётных птиц (например: чайки на картинку с изображением реки; утки, гуси – на картинку с изображением озера и т.д.)
Уточняем названия птиц и доказываем с детьми, что эти птицы перелётные.
Игра на развитие внимания: «Кто улетел в тёплые края?»
Дети закрывают глаза, одна картинка с изображением птицы убирается.
Дети определяют, кого нет, правильно употребив окончания существительных в родительном падеже.
- Дети, на лесном перекрёстке Ворон увидел конверт и принёс его в детский сад. Хотите посмотреть, что в конверте?
Из конверта логопед достаёт символ звука «н».
Рассматриваем звук «н», даём полную характеристику звуку (согласный, твёрдый, звонкий)
Определяем наличие звука «н» в слогах, словах.
Кисть руки имитирует клюв птицы.
- Если услышите звук «н», «открываем» клюв, если звука «н» нет – клюв закрыт;
Подведение итогов:
- С какими птицами познакомились? (Ответы детей)
- Какой звук нам подарил Мудрый Ворон? (Ответы детей)
Занятие №2(Продолжение)
Конспект НОД учителя-логопеда Мартыновой Анны Владимировны с детьми старшей группы компенсирующей направленности.
Тема: «Дифференциация звуков «Н» – «Нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы».
Цели:
- Учить детей различать звуки «н»-«нь» в слогах, словах;
- Формировать навык звукового анализа и синтеза;
- Активизировать словарь по теме: «Перелётные птицы»;
Оборудование: игрушка Мудрый Ворон, птички с изображением на них предметов со звуками «н», «нь», гнёзда синего и чёрного фонов, пересечённые лесные дорожки, символы звуков, синее полотно, прищепки синего и жёлтого цветов, контуры тучи и солнца
Организационный момент: Детям предлагается вспомнить историю о Мудром Вороне. Чему он был удивлён, когда пролетал над лесом, болотом, прудом, рекой? Куда улетели птицы? Какой звук нашёл Ворон на перекрёстке лесных дорог? (Ответы детей)
- Вчера мы познакомились со звуком «н» (артикуляция звука). У звука «н» есть «мягкая» парочка – звук «нь» (артикуляция звука и сравнительная характеристика). Но не все птицы улетели в тёплые края. Я предлагаю внимательно рассмотреть птиц. На каждой птичке картинка со звуками «н», «нь». Если твёрдый звук, птичка полетит в чёрное гнёздышко. Если звук – мягкий, в синее гнёздышко. (Совместная деятельность логопеда с детьми)
- «Ворон предлагает почитать».
(На перекрёстке выставляется звук «н», гласные звуки в конце лесных дорожек. Гласные звуки «едут» по дорожкам к звуку «н» и в обратном направлении. Дети ориентируются при чтении на клюв Ворона, читают прямые и обратные слоги: он, ан, ин, ын, эн, на, но, ну, ны, ни).
Ворон предлагает найти в окружающей обстановке предметы, про которые можно сказать: он, она, они, оно. Логопед совместно с детьми находят предметы и доказывают, что их можно заменить тем или иным местоимением.
- Вы знаете, что по одному птицы не улетают. Крупные птицы выстраиваются клином, во главе стаи летит вожак. Это самая старая, сильная, мудрая птица. Она знает путь. Мелкие птицы собираются в стайки или летят вереницей, караваном, то есть друг за другом. Мы тоже поможем улететь нашим птицам.
Логопед расстилает синее полотно, дети собирают лучики для солнышка с помощью жёлтых прищепок и тучку с помощью синих прищепок. Создаём картину неба. Логопед совместно с детьми выстраивают птиц клином. Ещё раз проговариваются новые слова. Затем дети «превращаются» в птиц, выстраиваются вереницей и отправляются в группу.
Приложение
Мартынова Анна Владимировна,
учитель-логопед
МК ДОУ №16 «Солнышко»,
г. Лодейное Поле Ленинградской области