Цель: Учить правильно произносить сонорный звук [л].
Задачи:
Воспитательные задачи:
- воспитывать правильную осанку при нахождении за партой.
- воспитывать умение выслушивать до конца и не перебивать старших.
Развивающие задачи:
- развивать зрительную и слуховую память ребенка при прослушивании.
Коррекционные задачи:
- добиваться правильной артикуляции.
- добиваться правильного произношения звука [л] изолированно, в слогах, в словах и в предложениях.
Оборудование: зеркало, предметные картинки с изображением лопаты, луны, лошади, лодки, лапы, лампы, лука; глобуса, куклы, глаз, столов, мыла, клубка, юлы, белки, волка, яблока, пилы, колокола, самолета, платья, иглы; ангела, угла, дятла; предметные картинки с изображением артикуляционной гимнастики.
Речевой материал:
а) Звуки: [л-л-л].
б) Слоги: ла-ла-ла, ло-ло-ло, лу-лу-лу, лы-лы-лы, лы-лу-ла, лу-ла-ло, лы-лы-ло, ло-ло-ла-ло, лу-ла-лу-ла, ла-ло-лы-лу, ла-лу-лы-ло.
в) Слова: лопата, лошадь, лодка, лапа, лампа, лук; глобус, кукла, глаза, столы, мыло, клубок, юла, белка, волк, яблоко, пила, платье, игла; ангел, угол, дятел.
г) Предложения:
ла-ла-ла – у нас есть пила.
ло-ло-ло – мыли мы стекло.
лу-лу-лу – не могу найти пилу.
лы-лы-лы – тапки мне малы.
Мама надела халат. На елке сидела белка. Лампу поставили на стол.
д) Загадка – сообщение темы.
В голубой станице
Девица круглица
Ночью ей не спится -
К нам в окно глядится.
(луна)
е) Стихотворение для физкультминутки:
Вот мой флажок качается –
Вот так, вот так, вот так.
Флажок мой поднимается –
Вот так, вот так, вот так.
Вот флажком своим я помашу –
Вот так, вот так, вот так.
Теперь флажок я опущу, тихонько опущу.
Ход занятия
Организационный момент.
- Здравствуй! Садись ровно, спинку держи прямо. Я тебе сейчас загадаю загадку, а ты мне ее должен отгадать:
В голубой станице
Девица круглица
Ночью ей не спится -
К нам в окно глядится.
- Правильно! А какой звук находится в начале слова? Молодец.
Основной этап.
1) Артикуляционная гимнастика.
Я буду называть тебе упражнение, а ты мне будешь показывать, как ты их делаешь. «Улыбка», «Бегемотик», «Качели», «Маляр».
Логопед называет упражнение. Если у ребенка не получается, то логопед показывает. Ребенок выполняет 3-4 раза.
2) Изолированное произнесение звука [л].
Логопед кладет картинку с изображением самолета, а затем колокола.
- Л-л-л – так гудит колокол. Повтори.
- Так же гудит самолет. Скажи, как гудит пароход. Проводи пальчиком по дорожке, произнося отчетливо: л-л-л.
3) Звук [л] в слогах.
А теперь мы с тобой поиграем в игру, которая называется «Эхо». Сначала я говорю, а потом ты повторяешь.
ла-ла-ла
ло-ло-ло
лу-лу-лу
лы-лы-лы
лы-лу-ла
лу-ла-ло
ло-ло-ла-ло
лу-ла-лу-ла
ла-ло-лы-лу
ла-лу-лы-ло
4) Звук [л] в словах.
Игра «Половинки».
- А сейчас я тебе покажу картинки, и мы их назовем. Сначала я, потом ты. При этом правильно произноси звук [л].
лопата, лошадь, лодка, лапа, лампа, лук, глобус, кукла, глаза, столы, мыло, клубок, юла, белка, волк, яблоко, пила, платье, игла; ангел, угол, дятел.
- Я загадаю слово и назову его половинку — начало. А ты добавь недостающую часть и скажи слово целиком. Картинки тебе помогут справится с заданием. Логопед выкладывает перед ребенком картинки.
Кук.., сто.., пи.., иг.., дя.., ан..
5) Физкультминутка.
- А сейчас мы с тобой встанем и немножко отдохнем. Повторяй за мной движения.
Вот мой флажок качается –
Вот так, вот так, вот так.
Флажок мой поднимается –
Вот так, вот так, вот так.
Вот флажком своим я помашу –
Вот так, вот так, вот так.
Теперь флажок я опущу, тихонько опущу.
Логопед встает вместе с ребенком из-за стола. Ребенок повторяет за логопедом движения. Логопед проговаривает речевой материал.
6) Звук [л] в предложениях.
Игра «Исправь предложение».
Игра «Составь предложение».
А теперь повторяй за мной:
ла-ла-ла – у нас есть пила.
ло-ло-ло – мыли мы стекло.
лу-лу-лу – не могу найти пилу.
лы-лы-лы – тапки мне малы.
- Волшебник случайно заколдовал предложения, и слова в них перепутались. Помоги волшебнику. Найди и исправь ошибки.
Халат надел маму.
На белке сидела елка.
Стол поставили на лампу.
- Составь предложение о Владике и Миле по схеме. Тебе помогут картинки.
Итог занятия.
- Ты хорошо занимался! Давай вспомним, какие упражнения мы сегодня проходили? Что тебе понравилось больше всего? А какой звук мы сегодня учились говорить красиво? Молодец.
Юнькова Екатерина Сергеевна,
учитель-логопед,
ГБОУ лицей №1568
им. Пабло Неруды,
Дошкольное отделение №4,
город Москва