Конспект открытого индивидуального занятия (старшая группа) на тему: «Постановка сонорного звука «Р»
Тема: Постановка звука «Р».
Цель:
- Формировать правильное произношение сонорного звука «Р» .
- Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
- Отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
- Вырабатывать подъем языка вверх, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Задачи:
- Воспитательные задачи:
- воспитывать правильную осанку при нахождении за партой.
- воспитывать умение выслушивать до конца и не перебивать старших.
- Развивающие задачи:
- развивать умение ребенка
- развивать зрительную и слуховую память ребенка при прослушивании.
- Коррекционные задачи:
- Сформировать необходимый уклад органов артикуляционного аппарата для постановки звука «Р».
Оборудование: зеркало, картинки с артикуляционной гимнастикой, соска для выработки вибрации языка, картинка – символ – машина, картинка ракеты.
Речевой материал:
Звук: «Р-Р-Р»
Физкультминутка:
1) «Солнце»
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
(ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами»).
2) «Деревья»
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
(поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы).
3) «Цветок»
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок – пион!
(подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки округлые – «бутон». Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть – «цветок».
4) «Бабочка»
Бабочка – коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На березовой ветке.
(Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые «бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки).
Ход Занятия:
Организационный момент.
- К нам сегодня приехала машина, но у нее сломался мотор. Давай поможем сегодня машине завести мотор. Чтобы он у нее рычал: Р-Р-Р. А для этого нам надо выполнить гимнастику для язычка.
Основной этап.
1) Артикуляционная гимнастика для детей.
2) Восприятие звука «Р» в начале слова.
Восприятие звука в потоке прочих звуков.
- Чтобы нам научиться правильно говорить звук «Р», нам надо будет размять наш язычок, сделать с ним зарядку:
Улыбнись, покажи зубы.
1) «Лопатка»
2) «Чашечка»
3) «Вкусное варенье»
4) «Парус»
5) «Маляр»
6) «Грибок»
7) «Качели»
8) «Барабан»
- Посмотри на картинку и внимательно послушай, как я по нескольку раз произнесу ее название. Если правильно названа картинка, подними руку вверх и скажи «да». Если неправильно, покачай головой и скажи «нет».
Это лакета?
Это ракета?
Это акета?
Это якета?
Это ракета?
Это вакета?
- Внимательно послушай и запомни, как у машины должен рычать мотор: р-р-р-р.
- Хлопни в ладоши, когда услышишь, как рычит мотор машины. а на другие звуки не реагируй: с-м-ль-л-й-в-ль-з-г-н-р-р-вь-ль-й-нь-л-з-в-р-ж-ы-у-л-р-ль-ж-р.
2) Физкультминутка (Пальчиковая гимнастика).
«Солнце»
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
(ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами»).
«Деревья»
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
(поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы).
«Цветок»
Набухай скорей, бутон,
Распусти цветок – пион!
(подушечки пальцев обеих рук сомкнуть. Ладошки округлые – «бутон». Нижние части ладоней прижать друг к другу, а пальцы широко раздвинуть по кругу и немного прогнуть – «цветок»).
«Бабочка»
Бабочка – коробочка,
Улетай под облачко.
Там твои детки
На березовой ветке.
(Скрестить запястья рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые «бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки).
Логопед показывает движения, а потом ребенок повторяет за ним.
3) Постановка сонорного звука «Р».
1) При звуке «Р» у нас:
- Рот широко открыт.
- Зубы на большом расстоянии.
- Язык широкий, его кончик поднимается кверху и упирается в бугорки за верхними зубами.
- Горлышко гудит.
- Дуем на кончик языка и он дрожит.
2) Постановка звука Р с механической помощью от звука «Д».
- Произнеси звук «Д», прижимая кончик языка к альвеолам.
- Сначала делаем это медленно, затем удлиняем вибрацию.
- И чтобы удержать язык в верху у альвеол, мы используем «палочку выручалочку» («палочку выручалочка» стоит в одном месте у начала подъязычной уздечки в нижней части языка).
Ребенок произносит звук «Д» а мы делаем колебательные движения под языком «палочкой выручалочкой».
- Следим, чтобы язык не сползал не влево не вправо, чтобы боковые края были подняты.
Итог занятия.
- Молодец, очень хорошо сегодня занимался!
- Какие упражнения тебе заполнились на занятии?
- Чему мы сегодня помогали заводить мотор?
- Какой звук мы с тобой пробовали произносить правильно?
Юнькова Екатерина Сергеевна,
учитель-логопед,
ГБОУ лицей №1568 им. Пабло Неруды,
Дошкольное отделение №4,
город Москва