Конспект НОД с использованием логопедической ритмики для детей 5-7 лет с ТНР «Прогулка в осенний лес»

Представляем вашему вниманию конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием логопедической ритмики в группе компенсирующей направленности для детей 5-7 лет с ТНР.

«Прогулка в осенний лес»

Цель:  коррекция речевых нарушений путём развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.

Образовательные задачи:

  • активизировать словарный запас по теме «Осень»;
  • развивать подражательность, координацию и переключаемость движений;
  • работать над развитием способности согласовывать движения с музыкой.

Коррекционные задачи:

  • работать над развитием мимических движений, артикуляционной моторики, мелкой и общей моторики;
  • продолжать работу по развитию чувства темпа и ритма;
  • развивать ориентировку в пространстве, память, слуховое внимание, способность к расслаблению (релаксации);
  • формировать правильное диафрагмальное дыхание и естественное звучание голоса.

Развивающие задачи:

  • развивать зрительное внимание и прослеживающую функцию глаза, фиксацию взгляда;
  • развивать мышление, память, слуховое внимание.

Оборудование: музыкальные инструменты (деревянные палочки, «шумелки», колокольчик, треугольник, пакет, бубен, барабан, дудочка, металлофон, стакан с водой и трубочка), разрезные картинки «Грибы», осенние листья (берёзовый, кленовый, дубовый), муляжи грибов, обруч.

Ход занятия:

1. Организационный момент. Развитие логического мышления.

Логопед предлагает детям отгадать загадку:

Вот художник так художник,
Все леса позолотил,
Даже самый сильный дождик
Эту краску не отмыл.
Отгадать загадку просим:
Кто художник этот?..
(Осень)

-  Какие изменения происходят осенью в природе? А рассказать об этом нам помогут музыкальные инструменты.

2. Речевая игра с использованием музыкальных инструментов

«Осень наступила»

Наступила осень (звенит бубен).
Под ногами зашуршали первые опавшие листья (шуршащий звук).
Подул осенний ветер (дудка).
Пригнал тёмные тучи (барабан).
Закапал дождик (металлофон).
А потом всё чаще и чаще (металлофон).
Побежали ручьи по дорогам («буль-бульки»).
Холодно и сыро стало вокруг.
Но вот дождь закончился,
И из-за тучи выглянуло солнышко (треугольники).
Осветило солнышко осеннюю полянку (треугольники),
И увидели мы красивые разноцветные деревья (шуршащий звук).
Ветер подул на них (дудка),
И деревья зашумели своей листвой (шумелки).
Где то далеко застучал дятел (палочки).
Белка готовила запасы на зиму и прыгала по веткам (колокольчик).
Зайка спешил поменять свою шубку (барабан).
Птицы запели в последний раз перед тем, как улететь на юг (свистулька).
Днём все собрались на полянке:
И солнышко, и деревья, и листья, и ветер –
И стали радоваться последним желтым денькам (звучат все инструменты).
Но вот наступил вечер и всё вокруг умолкло (умолкают).
Стало тихо-тихо.

3. Упражнение для совершенствования различных видов ходьбы, бега, развития чувства ритма.

- Давайте поедем на прогулку в осенний лес.

Музыкально-ритмическая композиция «Весёлые путешественники» м. В.Шаинского, сл.С.Михалкова (Буренина А.И. Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» — СПб., 1997)

- Мы с вами в осеннем лесу. Под ногами шуршат листочки. (Под любую спокойную музыку дети выполняют скользящий шаг и произносят звук [Ш]).

4. Упражнение на развитие чувства ритма, на координацию речи с движением.

- Давайте поздороваемся с лесом.

«Осенний лес»

Здравствуй, лес, осенний лес! (поднимают руки вверх через стороны)
Мы хотим твоих чудес. (опускают руки вниз, шевеля пальчиками)
Будем слушать леса звуки?
Да, да, да. (3 хлопка)
Помогать нам будут руки?
И-ног-да. (3 хлопка)
Помогать нам будут ножки?
Топ – топ-топ. (3 притопа)
Что ходили по дорожке:
Шлёп, шлёп, шлёп! (3 хлопка по коленкам)
Филин с дерева кричит:
Ух! Ух! Ух! (на выдохе произносят «ух!»)
Шишки с ёлочки упали
Бух, бух, бух. (3 прыжка)
Хрустнет ветка под ногами:
Щёлк, щёлк, щёлк. (3 щелчка пальцами)
В своё логово идёт…
Волк, волк, волк. (изображают пасть волка)
Птичка с дерева вспорхнула:
Чик-чирик! Чик-чирик! (изображают крылышки)
Ёжик в листиках шуршит:
Шик, шик, шик (сжимают и разжимают пальцы).

Звучит запись шума ветра. (Аудиокассета «Звуки природы»).

5. Упражнение на развитие зрительного внимания и прослеживающей функции взгляда.

Листья кружатся, шуршат,
Дует ветер хлёсткий,
И от холода дрожат
Тонкие берёзки.

Зрительная гимнастика с музыкальным сопровождением «Листочки» м. М.Гоголевой. (Журнал «Музыкальный руководитель» — № 8 – 2010)

Листья осенние тихо кружатся, (Качают руками над головой)
Листья под ноги нам тихо ложатся. (Приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (Водят руками по ковру вправо, влево)
Будто опять закружиться хотят.
И под ногами шуршат, шелестят, (Встают, водят руками вверх, вниз, глазами следят за движением)
Будто опять закружиться хотят. (Кружатся)

6. Упражнение на развитие слухового внимания, познавательной деятельности.

- Посмотрите, какие осенние листья лежат перед вами. С каких деревьев эти листья?

- С клёна — кленовые, с берёзы — берёзовые, с дуба – дубовые. Давайте поиграем с листочками.

«Игра с листочками» м. и сл. С.Насауленко (журнал «Колокольчик» — №23 – 2001 – с.17) (собирают листья в букеты)

7. Упражнение для развития мелкой мускулатуры пальцев рук.

Меж еловых мягких лап (поглаживание подушечками пальцев колени)
Дождик кап, кап, кап. (стучат пальцами по коленям)
Где сучок давно засох, (поднимают руки вверх)
Серый мох, мох, мох. (сжимают и разжимают пальцы)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб.
Кто нашёл его, друзья? (указательным пальцем правой руки поочерёдно касаются пальцев левой)
Это я, я, я. (сжимают все пальцы, кроме мизинца и показывают его)

8. Упражнения на развитие внимания, мышления, мимики, познавательной деятельности, координации движений.

- Ребята, а вы любите собирать грибы?

Дидактическая игра «Разрезные картинки – грибы»

Цель игры: упражнение в составлении целой картинки из отдельных фрагментов; классификация растений по признаку – грибы съедобные и несъедобные.

Ход игры.

Для каждого ребёнка в конвертах лежат разрезные картинки с изображением грибов. Дети из частей собирают целые картинки и определяют, какие грибы – съедобные или несъедобные. Отвечать нужно восклицаниями: «Ах!» — если гриб съедобный, «Ох!» — если гриб несъедобный.

Подвижная игра «Кто скорей возьмёт грибок» м. М.Гоголевой, сл. В.Рыжовой.

Цель игры: совершенствовать технику ходьбы, развивать ловкость, внимание, согласовывать слова с движениями.

Ход игры.

На полу лежат обручи. Внутри каждого обруча – 4 гриба. Вокруг каждого обруча стоят по 5 детей. Дети идут по кругу и произносят слова:

Мы идём, идём, идём, (Идут по кругу.)
Мы грибы сейчас найдём
Под листочком, под травинкой,
На пенёчке, под осинкой.
Вот и гриб, не зевай (Выпрямляют руки вперёд.)
И быстрей его хватай! (Хлопают в ладоши.)

По окончании слов дети должны быстро взять гриб из круга.

9. Упражнение на развитие чувства ритма.

- Что-то солнышко спряталось. Посмотрите, летит орлица по синему небу. Крылья распластала, солнышко застлала. Как вы думаете, что это? (Туча).

Распевка «Тучка» м. и сл. М.Картушиной (Картушина М.Ю. Мы играем, рисуем и поём. Интегрированные занятия для детей 5-7 лет – М.: «Скрипторий 2003», 2009)

Кап-кап-кап, тучка,
Кап-кап-кап, плакучка,
День и ночь плачет,
Дождь по лужам скачет.
(прохлопывают ритмический рисунок)

10. Упражнение на координацию речи с движением и музыкальным сопровождением.

Танец «Виноватая тучка» м. Д.Тухманова, сл. Ю.Энтина.

11. Заключительная часть. Пение.

- Но вот опять выглянуло солнышко и стало светло. Закончилась наша прогулка по осеннему лесу. Пора возвращаться домой.

Прощаемся, Осень, с тобой,
Совсем уже рядом зима.
Спасибо тебе за подарки,
За всё, что ты, Осень, дала.
Песня «Красавица Осень» м. и сл. М.Сидоровой (журнал «Колокольчик» — № 34 – 2005 – с.5).

12. Итог занятия.

- Вот и вернулись мы в детский сад. Понравилась вам наша прогулка? Что запомнилось?

Авторы:
1. Кузьмичёва Татьяна Николаевна,
учитель-логопед 1кв. категории,
МДОУ детский сад №9 комбинированного вида,
посёлок Кильдинстрой Кольского района Мурманской области.
2. Вавкина Наталья Анатольевна,
музыкальный руководитель 1 кв. категории,
МДОУ детский сад №9 комбинированного вида,
посёлок Кильдинстрой Кольского района Мурманской области.

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.