Цель: формировать базу для развития всех компонентов речи:
- формирование познавательной деятельности;
- систематизация представлений об окружающем мире;
- развитие творческой личности ребёнка, стремящейся к исследованию окружающего мира.
I этап. Работу c детьми, имеющими ОНР, начинаю с конструирования, выкладывания танграмов.
II этап. На следующем этапе учу детей дифференцировать геометрические фигуры (плоские) и геометрические тела (объёмные), затем – соотносить их с предметами и с изображениями предметов.
III этап. В дальнейшем провожу работу по формированию временных представлений:
1. Смена времён года.
- Наглядно показываю, как вертится Земля (глобус) вокруг Солнца (мячик). Объясню, что когда Земля наклоняется вперёд, то та её часть, где располагаемся сейчас мы (наша область, наша страна), лучше прогревается Солнцем, — вот и наступает в этой части Земли лето. Затем постепенно Земля начинает отклоняться от Солнца (показываю, как отклоняется), становится всё прохладнее, наступает осень. Когда сильно отклонится – у нас будет зима. Затем Земля медленно начинает наклоняться к Солнцу, поэтому становится всё теплее; на Земле начинает таять снег – вот и весна наступила!
- После усвоения данного материала, наглядные представления о движении Земли вокруг Солнца переносятся на плоскость.
Круг d = 45 см – это схема, изображающая времена года в пространстве. В центре круга располагается «Солнце», вокруг него движется «Земля» — маленький голубой шарик на острой ножке (при необходимости его можно воткнуть в край схемы и показать, где сейчас находится «Земля»). Солнце «движется» по часовой стрелке, значит, «Земля» движется против часовой стрелки. Наша схема наглядно это движение показывает: (рисунок 1).
Круг разбит на 12 секторов – это месяцы года. Каждые три сектора обозначают время года.Три верхних сектора обозначают зиму (они белого цвета);
Три нижних сектора обозначают лето:
- июнь – сектор тёмно-зелёного цвета (т.к. листья на деревьях уже большие, а трава высокая);
- июль – сектор красного цвета (стоит на дворе жара, «щёки от жары красные»);
- август – сектор бледно-красного цвета (уже нет сильной жары, просто тепло);
Три сектора справа обозначают осень:
- сентябрь – сектор жёлтого цвета (трава, листья на деревьях начинают желтеть);
- октябрь — сектор оранжевого цвета (уже все листья изменили окраску, больше листьев оранжевых и багряных);
- ноябрь — сектор серого цвета (деревья стоят голые, «серые», тучи тоже серые, идут дожди).
Три сектора слева обозначают весну:
- март — сектор бледно-голубого цвета (тает снег, бегут маленькие ручейки);
- апрель — сектор синего цвета (снег весь растаял, бегут широкие ручьи, на реке ледоход);
- май — сектор бледно-зелёного цвета (появляется травка, а на деревьях — маленькие листики).
2. Смена дней недели. Каждый прожитый день обозначаем прямоугольником и закрашиваем его в цвет, «соответствующий» дню недели. Для определения дней недели используется цветовой спектр солнечного луча (красный — понедельник, оранжевый – вторник, жёлтый – среда и т.д.). (Рисунок 2).
Прожили семь дней (цикл закончился) – прошла неделя. Начинается другая неделя, а мы продолжаем выкладывать ряд с закрашенными прямоугольниками (дети видят, что между неделями нет разрыва).
3. Теперь можно отработать понятие – «Время суток». На прямоугольнике делаю обозначения: начало полоски – это утро, середина – полдень, далее – вечер и ночь; полоска закончилась – закончились сутки.
И, конечно же, показываю движение Земли (глобуса) вокруг своей оси относительно Солнца (дети не просто запоминают названия времени суток, а наглядно «видят», как происходит смена времени суток – Земля, поворачиваясь, «отворачивается» от Солнца, поэтому на ней становится всё темнее и темнее).
4. Усвоив это понятие, дети начинают отрезать полоски (прожитые сутки) на внешнем крае нашего круга (теперь вглубь, к центру на 1,5 см.) и, соответственно, закрашивать их в необходимый цвет.
Используя эту схему (круг), дети могут:
- посчитать, сколько уже прожили дней в данном месяце, а сколько осталось прожить дней до конца месяца;
- определить, какой сегодня день недели, какой был перед ним, а какой день будет за ним.
- посчитать, сколько недель уже прожили в данном месяце, и сколько недель осталось ещё прожить;
- определить, какой будет следующий месяц, а какой месяц уже закончился;
- какое время года на дворе и пр. Всё видно наглядно.
IV этап. Формирование пространственных представлений по:
- вертикальной оси;
- по горизонтальным осям.
V этап. Знакомство детей со схематическим обозначением предлогов и постепенное введение всех предлогов в предложения. (Рисунок 3,4).
Дети выстраивают схемы предложений, используя счётные палочки и предметные картинки. (Рисунок 5).
Конспект занятия
Тема. Формирование пространственно-временных представлений у старших дошкольников с ОНР.
Грамматическая тема: «Формирование грамматического оформления связных высказываний».
Лексическая тема: «Дикие животные Крайнего Севера».
Цели:
Образовательные:
- совершенствовать грамматический строй речи;
- учить выполнять заданные действия по инструкции;
- формировать навыки самоконтроля за речью.
Коррекционно-развивающие:
- развивать оптико-пространственные представления;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память;
- формировать речемыслительную деятельность;
- формировать навыки диалогической речи;
- развивать навыки синтаксического конструирования.
Воспитательные:
- прививать любовь к природе;
- развивать положительную мотивацию к занятиям;
- развивать навыки речевой коммуникации, умение слушать товарища.
Оборудование: Круг d = 45 см. – это схема, изображающая времена года в пространстве. Картинки по теме: олень, песец, бурый медведь, белый медведь, нерпа, морж, лиса, волк, заяц, морской котик, тюлень.
Схемы-символы, обозначающие предлоги, счётные палочки, обозначающие слова.
Ход занятия.
Логопед: Здравствуйте, я очень рада вас видеть. А вы рады встрече со мной? Тогда отобразите это на своём лице (дети улыбаются).
1. Организационный момент.
Логопед: Ребята, посмотрите на нашу схему, которая изображает времена года. Она нам поможет поиграть в игру: «Самый внимательный». Кто выиграет, тот быстрее других сядет:
- Какое теперь время года? (Осень).
- Как называется весенний месяц? (Октябрь).
- Кто знает, какое сегодня число? (Девятое).
- А как вы догадались? (Наша схема нам всё показала).
2. Ориентировка во времени.
Логопед: Ребята, чтобы не «потерять» дни, недели и месяцы, что нужно уметь делать? (нужно уметь считать прожитые дни, недели и месяцы).
- Сколько же дней мы уже прожили в октябре? (Мы прожили девять дней).
- А как вы догадались? (На схеме отрезано восемь полосочек, последняя полоска закрашена оранжевым карандашом, значит, был вторник).
- Которую по счёту полоску отрежем на схеме сегодня? (Девятую, потому что сегодня девятое октября).
- Карандашом, какого цвета раскрасим полоску? (Жёлтым карандашом, потому что сегодня среда).
Логопед: Молодцы! Предлагаю вам поиграть в игру: «Что за чем, что перед чем».
- Ребята, кто догадался, где на нашей схеме располагается среда? Не забывайте отвечать полным ответом. (Среда стоит за вторником, но перед четвергом; среда находится между вторником и четвергом).
- А как на схеме располагается месяц октябрь? (Октябрь стоит перед ноябрём, но за сентябрём; октябрь находится между сентябрём и ноябрём).
- Где же осень на нашей схеме? (Осень располагается за летом, но перед зимой; она находится между летом и зимой).
3. Дидактическая игра «Найди лишнее слово».
Логопед: Ребята, послушайте внимательно. Как вы думаете, какое среди этих слов лишнее? Почему?
- сентябрь, октябрь, осень, ноябрь.
Дети: Лишнее слово осень, — это время года, а остальные слова обозначают осенние месяцы.
- дождь, листопад, ручеёк, лужа.
Дети: Лишнее слово листопад.
4. Работа над предложением.
Логопед: Ребята, вы очень хорошо выполнили задания, отгадали все слова и не сделали ни одной ошибки. Теперь я попрошу вас составить предложения, используя слова, с которыми мы работали. Кто готов назвать своё предложение?
Ответы детей:
1. Осенью мы можем наблюдать листопад.
2. Осенних дней прожили много, а дождей ещё не было.
Логопед: Молодцы, ребята! А теперь подведём итоги. Кто как работал? Вы сами должны оценить свою деятельность, выбирайте призы (за хорошую работу синие квадратики, за отличную – красные многоугольники).
5. Работа над грамматическими категориями.
- Сейчас мы отправимся в путешествие по лесным тропинкам. Все готовы?
Игра «Кто на чём?»
- Я поеду на велосипеде.
- А я сяду на лошадь, и она умчит меня.
- Я хочу поехать на мотоцикле .
Игра «Кто быстрее? Кто за кем?»
- Мчусь на мотоцикле, а за мной Миша на лошади.
- Я на лошади, а за мной Саша на велосипеде.
- А я на своём самокате за Сашей…
Физкультминутка.
Ехали, мы, ехали, до ямы доехали,
Яму объехали, дальше поехали.
Ехали, мы, ехали, до горы доехали,
В гору мы въехали, с горы съехали,
Дальше поехали.
К дому подъехали, вот и приехали.
Логопед: Я вижу, что у всех хорошее настроение! Рассказывайте, что было самым трудным в путешествии? Кто повстречался в пути? И отгадайте, кого видела я?
Загадка:
В птичник повадится – жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы.
Дети: Лису.
(на доске выставляются хвосты животных).
Логопед: Верно, лису. А чей у лисы хвост? (лисий).
Игра «Кого видели?» «Чей хвост?»
- Я видел бурого медведя. Хвостик у него медвежий.
- А я видел волка и стадо оленей. У волка хвост волчий, у оленя олений.
- Мне пришлось увидеть двух зайцев и ворону. У зайца заячий хвост, у вороны вороний.
Логопед: Совершенно верно, а как одним словом скажем, кто это был?
Дети: Это были дикие животные.
Логопед: Молодцы, ребята! Со всеми заданиями справились! Нам положен сюрприз. (Дети подходят к вазе с сюрпризом)
Логопед: Ребята, посмотрите, вместо сюрприза в вазе какие-то картинки лежат, что бы это значило? Я догадалась! Эти картинки обозначают животных. Но что я вижу! Здесь есть «лишний» предмет. Кто быстрее найдёт его, получит приз!
- Ребёнок: Ворона – предмет лишний. Это дикая птица (берёт приз).
Логопед:
- Ребята, вам встретились только взрослые животные? А их детёныши вам в пути не попадались?
Игра «Где, чья мама?»
- Я встретил бельчонка – это детёныш белки.
- Я повстречал медвежонка – это детёныш медведицы.
- Я видел волчат – это детёныши волчицы.
Логопед: Ребята, возьмите себе ту картинку, которая обозначает животное, увиденное вами в пути. Как можно обыграть картинку?
Дети: Можно поделить слово на слоги.
Логопед: Верно! А что ещё?
Дети: Можно назвать в слове звуки по порядку.
Логопед: Правильно! А можно…
Дети: Можно придумать со словом предложение!
1. Дети делят слова, обозначающие животных на слоги (называют слоги: ударный и безударные).
2. Дети придумывают предложения, используя предметные картинки.
Я качусь на самокате. За зайцем гнался волк.
В лесу живут медведи. У меня из-под ног выскочил заяц.
Дети оценивают свою работу (берут призы).
6. Закрепление навыка работы над предложением.
Дети слушают инструкцию, по очереди подходят к магнитной доске и выполняют задание (картинки, счётные палочки на магнитах):
Инструкция:
1. Нужно выложить схему предложения из счётных палочек, обозначив маленькое слово (предлог) короткой палочкой.
2. Над маленьким словом (предлогом) поставить схему-символ, обозначающую предлог;
3. Над схемой поставьте карточку с написанным маленьким словом;
4. Теперь нужно «прочитать» предложение, двигая пальчиком вдоль счётных палочек.
5. Объяснить, сколько всего слов в предложении, где стоит в предложении маленькое слово.
Дети выполняют задание и объясняют свои действия:
За зайцем гнался волк.
Ребёнок: В предложении четыре слова. Слово ЗА стоит в начале предложения, перед словом ЗАЙЦЕМ.
Логопед: Поставьте, пожалуйста, слово ЗА на третье место. Измените, таким образом, предложение.
Волк гнался за ЗАЙЦЕМ.
Ребёнок: Слово ЗА стоит за словом ГНАЛСЯ и перед словом ЗАЙЦЕМ; слово ЗА стоит между словами ГНАЛСЯ и ЗАЙЦЕМ.
Логопед: Замечательно все справились с заданием. А что это за картинки? Они остались лежать на столе и не приняли участия в нашей игре?
Дети: Это животные, которых мы не видели, путешествуя по лесу.
Логопед: Почему же вы их не встретили?
Дети: Потому, что белый медведь, нерпа, морж, морской котик и тюлень не живут в лесу, они живут в Арктике.
7. Итоги. Молодцы, ребята! На этом наше занятие подошло к концу, пришла пора прощаться. Вам осталось оценить свою деятельность и подсчитать свои призы (после каждого задания дети оценивали свои ответы, отбирая фишки, обозначающие хороший или отличный ответ).
Кайгородова Нина Егоровна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Солнышко»,
п. Тазовский, ЯНАО