Моя авторская разработка посвящена ранней коррекции речевых нарушений. Предлагаю идею кружковой работы логопеда с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи.
Распространённость речевых нарушений среди дошкольников в настоящее время настолько велика, что открытие логопедических групп и логопедических пунктов в дошкольных общеобразовательных учреждениях становится актуальным. Научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания дефекта и его ранней коррекции. В наше дошкольное учреждение в логопедические группы и на логопедические пункты зачисляются старшие дошкольники с ФФН, фонетическим недоразвитием речи, ЛГНР.
Поэтому возникла идея оказать коррекционную помощь детям среднего дошкольного возраста. Мы решили организовать кружковую работу с детьми 4 – 5 лет с ОНР.
Цель логопедического кружка: способствовать более прочному усвоению материала, изученного на логопедических занятиях, содействовать развитию речи детей, усвоению детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи.
Педагогический замысел кружка:
- преодолевать речевой и неречевой негативизм (работать над ослаблением чувства неуверенности, страха речи, ожидания неуспеха),
- формировать устойчивый эмоциональный контакт с ребенком, развивать положительное эмоциональное отношение к НОД;
- развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности;
- работать над расширением понимания речи;
- развивать потребность в общении и формировать коммуникативные умения, способность взаимодействовать с окружающими (со взрослыми и детьми);
- развивать интерес к окружающей действительности и стимулировать познавательную активность;
- формировать речь во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления;
- работать над вербализацией игровых действий (учить отражать в речи содержание выполненных действий);
- формировать общие речевые умения.
При организации коррекционного процесса большое значение придаётся общедидактическим принципам: воспитывающего характера обучения, научности, наглядности, сознательности и активности, прочности и индивидуального подхода.
Логопедическое воздействие опирается на специальные принципы:
- принцип опоры на развитие речи в онтогенезе;
- принцип системности;
- принцип опоры на коммуникативную функцию речи;
- принцип учёта индивидуальных особенностей ребёнка;
На основе методических пособий Громовой О.Е., Соломатиной Г.Н., Кабушко А. Ю., Нищевой Н.В. и важнейших онтогенетических закономерностей было разработано подробное перспективное планирование с дошкольниками, рассчитанный на один год обучения.
НОД с детьми проводится 1 раз в неделю по 15 – 20 минут во второй половине дня.
Планирование коррекционного обучения в отличие от планирований такого типа для старших и подготовительных групп не делится на периоды обучения. Тематика НОД здесь построена с учётом от простого к сложному с накоплением постепенного объёма знаний, умений, навыков на протяжении всего учебного года.
Система НОД кружковой работы включает следующие направления:
- Развитие зрительного и слухового внимания. Привлечение внимания ребенка к предметам, неречевым звукам, формирование сосредоточения на звуке, определение местонахождения источника звука, различать звуки по силе и высоте. Совершенствовать процессы запоминания и воспроизведения последовательности и количества предметов (3-4 картинок).
- Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики. Выработка динамической координации движений: четких и точных движений, выполняемых в определенном темпе и ритме. Развитие движений кистей рук в специальных упражнениях: сжимание, разжимание, встряхивание и помахивание кистями. Подготовка артикуляторного аппарата к естественному формированию правильного звукопроизношения в процессе выполнения в игровой форме артикуляторных упражнений по подражанию.
- Развитие лексико-грамматических категорий. При изучении лексических тем происходит знакомство с предметами и явлениями. При этом применяются наглядные методы обучения – демонстрация натуральных предметов и их изображений, действий с ними. Для формирования грамматических категорий включаются в систему обучения разнообразные упражнения, закрепляющие понимание и употребление доступных для детей грамматических конструкций.
- Формирование связной речи. При развитии связной речи будут созданы условия для использования детьми ситуативной речи в общении друг с другом и со взрослыми (в различных видах деятельности). Освоение первых форм связного высказывания: обучение ответам на вопросы по демонстрации действий, по картинкам, по прочитанной сказке; заучивание двустиший и простых потешек, коротких стихотворений и небольших сказок совместно со взрослым (взрослый начинает, ребенок добавляет слово или словосочетание).
Таким образом, своевременно осуществлённая коррекция поможет преодолеть речевые нарушения у воспитанников.
Панина Марина Александровна,
учитель-логопед,
ГБОУ ООШ №9 СПДС «Родничок»,
Самарская область, г. Новокуйбышевск