Конспект индивидуального логопедического занятия предназначен для учащихся 2 класса, посещающих логопункт с логопедическим диагнозом «Нарушение чтения и письма, обусловленные ФФНР», I этап.
Тема: Дифференциация парных звонких и глухих согласных.
Лексическая тема: «Лес».
Цель: дифференциация парных звонких и глухих согласных в устной речи, правильное обозначение их на письме.
Задачи:
1. Коррекционно-развивающие:
- Создать условия для развития фонематического слуха, внимания, мышления, памяти.
- Содействовать преодолению дисграфических ошибок: оглушение звонких согласных.
- Способствовать развитию навыков звукового анализа и синтеза.
2. Образовательные:
- Способствовать правильному написанию звонких согласных в слове.
- Создать условия для обогащения словаря по теме лес.
3. Воспитательные:
- содействовать формированию положительного отношения учащегося к занятию, аккуратность, усидчивость.
4. Оздоровительные:
- Создать условия для развития мелкой моторики рук.
- Способствовать укреплению глазных мышц.
Оборудование: картинки, карточки, грибы, вырезанные из картона, лесовичек, домики, смайлики, кроссворд, картонная пятерка.
Лексический материал: загадки.
Ход занятия:
Организациооный момент.
- Здравствуй, Марина, сегодня мы с тобой отправимся в гости в лес. Лес — это большой дом, где живут разные растения, животные и птицы. Начнем! Повторяй за мной!
Раз, два, три, четыре, пять,
(Пальчики обеих рук «здороваются», начиная с больших.)
В лес пойдём мы погулять.
(Обе руки идут пальчиками по коленкам.)
За черникой, за малиной, за брусникой, за калиной.
Землянику мы найдём
И домой мы отнесём.
(Загибает пальчики)
Основная часть.
- Ну, вот представь, что мы очутились в лесу. А лес этот не простой, а сказочный. Здесь живет старичок — лесовичёк. Он приготовил для тебя задания. За каждое выполненное задание он будет давать тебе грибок. А в конце занятия мы посчитаем, сколько у тебя их набралось!
1. Отгадай загадку. Напиши отгадку.
Солнца яркого боится.
Ночью — хищник эта птица.
Ловко мышь найдет в траве.
Говорим мы о…?
- Сове.
- Правильно. Какой первый звук в слове сова?
- Звук [с]
- Какой это звук? (Гласный или согласный? Звонкий или глухой?)
- Согласный, глухой.
- Какой буквой на письме обозначаем звук [с]?
- Буквой «С».
- Напиши слово «сова».
Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной?
И стоит среди травы —
Уши больше головы?
- Заяц.
- Какой первый звук в слове заяц?
- Звук [з].
- Какой это звук?
- Согласный, звонкий.
- Какой буквой обозначим на письме?
- Буквой «З».
Все время по лесу он рыщет,
Он в кустах кого-то ищет.
Он из кустов зубами щелк,
Кто скажите мне это — …?
- Волк.
- Какой первый звук в слове «волк»?
- Звук [в].
- Какой это звук?
- Согласный, звонкий.
- Какой буквой обозначим звук [в] на письме?
- Буквой «В».
- А какой последний звук в слове «волк»?
- Звук [к].
- Какой это звук?
- Согласный, глухой.
- Какой буквой обозначим на письме?
- Буквой «К».
- Напиши слово «волк».
Не любит семечки из шишек,
А ловит бедных серых мышек.
Среди зверей она – краса!
Плутовка рыжая…?
- Лиса.
- Сколько звуков в слове «лиса»?
- Четыре.
- Назови третий звук в слове «лиса»?
- Звук [с].
- Напиши слово «лиса».
Задание № 2.
- Вставь пропущенную букву в слове (слова написаны под картинкой).
…емляника (З),
…уб (Д),
белый …риб (Г),
бере…а (З) ,
ры…ик (Ж),
е…евика (Ж)
- На какие группы можно разделить эти картинки? Почему?
- На три группы: ягоды, деревья, грибы.
Физминутка «Бабочка».
Спал цветок (закрыть глаза)
И вдруг проснулся, (поморгать глазами)
Больше спать не захотел, (руки поднять вверх — вдох. Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся (руки согнуты в стороны — выдох)
Взвился вверх и полетел.
Задание №3 «Кто где живет».
- В первом домике живут те животные, названия, которых начинаются на звонкий согласный звук. А во втором домике живут животные названия, которых начинаются на глухой согласный звук. Кто в каком домике живет?
Паук, белка, дятел, змея.
- В первом домике: белка, дятел, змея. Во втором: паук.
- Запиши названия животных.
Задание№ 4.
- В лесу, в котором мы с тобой очутились, есть полянка. А на ней чего только нет!
Ягоды: смородина и черника;
Цветы: колокольчики и ромашки;
Живут на полянке: муравей кузнечик, стрекоза.
- Старичок-лесовичёк говорит, что эта полянка не простая. Она называется «глухой». На «глухой» полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой. (Что мы уберем? А что оставим?)
- Оставим: смородину, чернику, колокольчики , кузнечика, стрекозу. Уберем: ромашки и муравья.
- Назови звонкую пару у глухих звуков: [с] и [к].
- [з] и [г].
- А у звука [ч] есть парный звонкий звук?
- Нет.
- Перечисли все парные согласные звуки.
Б-П, Д-Т, Ж–Ш, З-С, Г–К, В-Ф
- Парные согласные звуки отличаются друг от друга только наличием или отсутствием голоса, при произнесении одних горлышко дрожит, при произнесении других нет. А в остальном они произносятся абсолютно одинаково. Одинаково работают губы, зубы и язык.
- Молодец, справилась с заданием.
Задание 5. Разгадай кроссворд.
- Какие парные звуки встретились в этих словах?
- Г-К, Ж- Ш, Б-П.
- Посчитай, сколько грибов у тебя стало?
- Пять.
- Вот такую оценку ты получаешь сегодня за занятии!
Рефлексия.
- Выбери тот смайлик, который соответствует твоему настроению.
- Тебе понравилось?
Цветкова Анна Валентиновна,
учитель-логопед,
МОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции»,
город Сыктывкар