Цель: закрепить произношение звуков [П,Пь], [Б,Бь] в слогах,словах, предложениях, связной речи.
Задачи:
Коррекционные:
- развитие фонематического слуха, анализа и синтеза;
- закрепить умение составления предложений по опорным словам;
- формирование связной речи детей,
- дифференцировать звуки [п-б], [пь-бь];
Развивающие:
- развивать умение находить нестандартные подходы к решению проблемной ситуации;
- тренировать аналитическое мышление, внимание;
- развивать речевое творчество;
Воспитательные:
- воспитывать сострадание к попавшим в беду и готовность им помочь.
Оборудование: Игрушки и картинки с изображениями предметов со звуками [п], [пь], [б],[ бь], поросёнка, собаки, Бабы-яги, Белоснежки и гномов, серии картинок «Курочка Ряба», пособие «Звуковички», буквы, магнитная доска, ширма.
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Психогимнастика: изобразите злую Бабу-ягу, добрую Белоснежку, грустного поросёнка, весёлую собачку.
2. Постановка задачи:
- Дети, я получила письмо. Послушайте, что в нём написано: «Дети, нас похитила злая Баба-яга. Поросёнок Пит, собачка Бим».
- Что будем делать?
- В письме есть план. (Схематично изображён детский сад, от него дорога с красными стрелками к лесу). Давайте посмотрим, куда нам идти сначала.
Основная часть.
3. Вот мы и в лесу. Я слышу чью-то песенку: ПА-БА-ПА, ПЫ-БЫ-ПЫ, ПО-БО-ПЁ-БЁ, БИ-ПИ-ПУ-БУ. Повторите. Эту песенку спел зверёк, догадайтесь: первый звук [бь], последний [а]. Да, это белка. Как называют её детёнышей? Где они живут?
- Дорога привела нас к белке. Что будем дальше делать, ведь поросёнка и собаки здесь нет? (Дети предлагают)
- Белка укажет нам дорогу, если мы ей поможем поменять в словах звуки:
балка-палка, бочка-почка, плошки-блошки, лесенка-песенка, лесок-песок, лень-пень.
- Белка говорит, что нам надо идти прямо, там под берёзой сидит обезьяна, она знает, где живёт Баба-яга.
4.- Обезьяна поможет нам, если мы исправим путаницу в стихах:
На островок налетел ураган,
На пальме остался последний баран.
Под берёзами, где тень
Притаился старый день.
На поляне весной вырос зуб молодой.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
5. — Молодцы! Болото обойдёте, направо пойдёте. Там увидите красивый замок Белоснежки, она поможет вам. У неё есть друзья-гномы в их именах есть звуки [п, пь], [б,бь]. Придумайте, как их зовут. Давайте подарим им подарки.
- Девочки выберут картинки во звуками [п], [пь]. Их будет проверять Соня. А мальчики — со звуками [б], [бь]. Их будет проверять Максим.
- Все гномы очень рады вашим подаркам. Придумайте, что они будут делать. (Дети составляют предложения).
6. Физминутка.
- Белоснежка предлагает выполнить пальцевую гимнастику.
1) «Белка» — средний и безымянный пальцы правой руки согнуть и приложить к ладони большим пальцем. Указательный и мизинец поднять вверх. Кисть левой руки с широко раздвинутыми пальцами подставить сзади (хвост белки). Поменять руки.
2) «Бабочка» — соединить кисти рук по линии больших пальцев. Остальные раздвинуть и отвести в стороны. Помахать ими, как бабочка машет крыльями.
3) «Божья коровка» – пальцы сжать в кулачок. Выставить вперёд указательный и мизинец. Сверху положить округлённую ладошку другой руки, получится божья коровка, которая может шевелить «усиками»
7. — Белоснежка даст нам животное, которое повезёт нас дальше. Угадайте, какое – п, о, нь, и.
Логопед выкладывает схему слова (пособие «Звуковичок») с ошибкой. Дети её исправляют.
- Кто выложит это слово из букв?
- Нас так много, увезёт ли нас всех эта лошадка? Что предлагаете? (Ответы детей).
- Хорошо, полетим на самолёте. А Белоснежка говорит, что самолёта у них нет, произошла такая история. В кабину пилота забралась обезьяна. Что могло произойти? Придумайте небольшую историю.
Рассказы детей.
8. — Ноги у нас резвые, мы и сами добежим. А вот и избушка Бабы-яги. Она сидит, скучает.
- Отдавай нам поросёнка и собачку.
- Она отпустит поросёнка и собаку, если мы её развеселим. А то она прочитала сказку «Курочка Ряба» и ей стало жалко бабушку и дедушку.
Рассказ по серии картин сказки по цепочке. И дети сами придумывают варианты весёлого окончания этой сказки.
- Мы развеселили Бабу-ягу, она подобрела и отпустит поросёнка и собачку. Давайте возьмём в группу картинки, скрепим их, нарисуем обложку и пошлём Бабе-яге новую, интересную книжку.
9. А поросёнок и собачка хотят рассказать, как они оказались у Бабы-яги. Логопед предлагает по трём слова придумать предложения, а затем связный рассказ:
Собака, поросёнок, лес.
Собака, поросёнок, заблудится.
Вечер, темно, страшно.
Избушка, свет, увидеть.
Баба-яга, гости, звать.
Баба-яга, поросёнок, съесть.
Собачка, ждать, утро.
Стала сказки рассказать.
Мы помощь пришли.
Дети составляют предложения, а затем один ребёнок весь рассказ.
10. Итог занятия.
- Молодцы, дети. Вот мы и спасли поросёнка Пита и собачку Бима. Надеюсь, вам понравилось наше путешествие.
Хлапова Ольга Александровна,
учитель-логопед 1 кв. категории