Конспект подгруппового логопедического занятия для подготовительной группы по закреплению понятий звук и буква А и У, а так же уточнению осенних примет.
Цель: закрепление понятия звук и буква А, У, уточнение осенних примет.
Задачи:
- Неречевые – развитие общей моторики, развитие дыхания, развитие зрительного внимания, развитие мышления, памяти, слухового внимания, воображения, уточнение знаний о звуках А, У, закрепление графо-моторных навыков.
- Речевые – активизировать и расширять словарь, формирование связной речи, образование относительных прилагательных, уточнение названий предметов.
- Педагогические – закрепление понятий по лексической теме «Осень» — осенние приметы, уточнение понятий и представлений по теме «Деревья», развитие учебных навыков, обучение вежливости, доброжелательности, игровых навыков, умение слушать других.
Оборудование:
- цветные кленовые листья (желтые и оранжевые),
- карточки – опорные схемы с признаками осени,
- ежик из красного картона,
- буквы А и У из красного картона
- конверты с листиками деревьев,
- деревья из картона с силуэтами листьев
- картина осени.
Ход занятия:
I. Организационный момент. Приветствие.
- Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес. Кто мне скажет, какой сейчас лес? (Осенний)
- Итак, давайте представим, что мы идем по лесу. Под ногами нам мешают ветки деревьев, вот узкая тропинка, идти надо аккуратно. (Дети повторяют за логопедом: высоко поднимают ноги, шаги медленные – ножка к ножке)
- И вот мы вышли на полянку. Мы шли долго, устали, давайте вдохнем поглубже. (Вдох – выдох)
- А ну ка, посмотрите, что вы видите на полянке? (Листья)
- Давайте соберем каждый по листочку, кто взял листик, может сесть за парту.
II. Начало основного занятия.
- Скажите мне, какого цвета ваши листочки? (Желтые, оранжевые)
- А почему наши листочки желтые, оранжевые, а не зеленые? (Наступила осень)
- Как мы называем такую осень, когда листья становятся желтыми? (Золотая осень)
- А что происходит с природой осенью? Дети называют приметы осени)
- Как называют время, когда падают листья? (Листопад)
- Молодцы, правильно!
- Ребята, посмотрите внимательно на листочки, они же волшебные! На каждом написана буква. Давайте пропоем, озвучим каждый свой листочек, а послушать как вы поете пришел красный ежик. (Дети поют звуки)
- Обратите внимание, что у нас с ротиком, когда мы поем А-А-А-А? (Рот широко открыт)
- А когда мы поем У-У-У-У, что делают наши губы? (Вытягиваются трубочкой)
- Молодцы! Ежику очень понравилось, как вы поете звуки. А как называются звуки, которые можно пропеть? (Гласные)
- Правильно, гласные. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом, как и сам ежик, ведь это его звуки. А чем мы обозначаем звуки на письме? (Буквами)
- Давайте проведем пальчиком по букве, посмотрим как она пишется. (Логопед показывает, дети выполняют задание на своих листочках)
- Молодцы! Все прописали букву, а теперь постарайтесь придумать как можно больше слов на звук А. (Дети придумывают слова)
- Теперь как можно больше слов на звук У. (Дети придумывают слова)
- Молодцы! А теперь возьмите ваши листочки и давайте выйдем на нашу полянку. Встаньте в кружок, я буду говорить, а вы повторяйте за мной движения:
Ветер дует нам в лицо, (машут листочками на лицо)
Закачалось деревцо, (руки вверху, наклоны вправо — влево)
Ветер тише, тише, тише, (опускают руки, приседают)
А деревцо все выше, выше. (поднимают руки, встают)
- Отлично! Теперь садитесь на свои места и посмотрите, какой сюрприз оставил нам ежик пока нас не было. (Листочки)
- Деревья сбросили свои листочки. Какое дерево сбросило свои листики? (Логопед по очереди указывает на каждое дерево. Дуб, клен, рябина, липа)
- Какие листочки у дуба? (Дубовые)
- У кого есть дубовые листочки? Поднимите и покажите их. (Дети, у кого есть дубовые листочки, поднимают их)
- Какие листочки у клена? (Кленовые)
- У кого есть кленовые листочки? Поднимите и покажите их. (Дети, у кого есть кленовые листочки, поднимают их)
- Какие листочки у рябины? (Рябиновые)
- У кого есть рябиновые листочки? Поднимите и покажите их. (Дети, у кого есть рябиновые листочки, поднимают их)
- Какие листочки у липы? (Липовые)
- У кого есть липовые листочки? Поднимите и покажите их. (Дети, у кого есть липовые листочки, поднимают их)
- Молодцы! А теперь положите листочки каждый у своего дерева. (Дети распределяют листочки к деревьям)
III. Заключительная часть. Подведение итогов.
- Итак, сегодня мы с вами гуляли по осеннему лесу, давайте повторим, о чем мы с вами говорили. (Об осени, о погоде осенью, называли приметы осени, подбирали листочки, пели гласные звуки А и У.)
- Молодцы! Посмотрите, какую красивую картину нарисовал художник. Он отметил все признаки осени, про которые мы с вами говорили. Теперь каждый составьте по предложению, чтобы у нас получился рассказ про осень. (Каждый ребенок называет по предложению)
- Молодцы! Вы сегодня очень хорошо занимались, наша прогулка была очень интересной.
Прощание.
Некрасова Надежда Павловна,
учитель-логопед,
ГБДОУ №86, г. Санкт-Петербург