Данное занятие предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющих НВОНР (не резко выраженное общее недоразвитие речи). На занятии решаются коррекционно-развивающие, образовательные, воспитательные и здоровьесберегающие задачи. На протяжении всего занятии прослеживается интеграция образовательных областей: коррекция звукопроизношения и развития речи, речевой материал, используемый в ходе занятия, способствует развитию фонематического слуха и обогащению словарного запаса по теме: «Зима». Конспект содержит подробное изложение хода логопедического занятия. Он адресован учителям-логопедам, воспитателям, родителям.
Конспект занятия по теме: «Дифференциация звуков С-З в слогах, словах, предложениях на лексическом материале «Зима» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста).
Цель: дифференцировать звуки с-з в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
• корригировать произношение звуков с-з в слогах, словах, предложениях;
• корригировать и развивать диалогическую речь через формирование ответа полным предложением;
• корригировать и развивать слуховое восприятие;
• корригировать речевое дыхание;
• развивать артикуляционную моторику;
• корригировать и развивать мелкую моторику пальцев рук;
• развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
• развивать внимание,память, логическое мышление;
• корригировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу.
Образовательные:
• уточнить и расширить словарь по теме «Зима»;
• упражнять в словообразовании в подборе прилагательных к существительным;
• учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных;
• формировать начальные навыки чтения.
Воспитательные:
• воспитывать интерес к занятиям:
• воспитывать нравственные качества.
Здоровьесберегающие:
• планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости детей;
• соблюдать правильную посадку детей;
• способствовать созданию благоприятного психологического климата;
• соблюдать режим охраны зрения;
• чередовать статические и динамические задания.
Оборудование: компьютерная программа: «Комфорт – Лого» с изображением зимнего пейзажа; тетради; картинки с изображением символов звуков «с» и «з»; предметные картинки для артикуляционной гимнастики; индивидуальные зеркала; картинки с изображением диких животных; предметные картинки к теме «Зима»; сюжетная картина с изображением жилищ животных; сюжетная картина «Лесная школа»; предметные картинки со звуками «с» и «з»; игрушка «Дед Мороз».
Ход занятия
Этапы и виды работы на этапе |
Деятельность педагога |
Деятельность ребенка |
Какие задачи решались в ходе выполнения заданий |
I.Оргмомент.Психогимнастика. | Педагог просит детей вспомнить время года.Показать, как они замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Изобразить, как дети лепят снеговика: ставят снежные комы друг на друга, всем тяжело. | Дети выполняют. | Создать положительный настрой и расположить детей к занятию. |
II.1Проверка домашнего задания | Педагог просит детей произносить пары слогов. За каждую правильно произнесенную пару слогов ставит мини-печать в тетрадь ребенка | Дети поочередно произносят слоги. | Выяснить, насколько сформировано произношение звуков с-з в слогах, отличающихся одним звуком. |
Артикуляционная гимнастика. | Логопед сообщает, что в лесу он встретил зайчика и демонстрирует игрушку. Предлагает показать зайке упражнения с язычком. | Дети выполняют упражнения («Часики», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим нижние зубки», «Конфетка» и т.д. (контроль через индивидуальные зеркала). | Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков с,з. |
II.2Актуализация знаний. Д/и «Отгадай, о каком времени года мы будем говорить…» (комп. программа «Комфорт-лого»). | Педагог предлагает детям рассмотреть изображение зимнего пейзажа на мониторе компьютера, отгадать, какое время года изображено на экране. | Дети отгадывают, что изображено на экране компьютера. | Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию. Актуализировать знания по теме занятия. |
II.3Изучение нового материала. Сообщение темы занятия. | Педагог сообщает детям, что сегодня на занятии они отправятся в зимний лес, где будут продолжать учиться правильно произносить и различать звуки с-з. | Дети вспоминают, как правильно произнести звуки с-з. | Уточняется правильное положение языка при произношении звуков с-з. |
Д/и «Подбери признаки». | Педагог предлагает детям придумать как можно больше слов, отвечающих на вопрос какой?,какая? ,какие? ,по теме «Зима» к словам: снег, зима, мороз, ветер, лед, деревья, дни и т.д. | Дети вспоминают основные признаки зимы. | Обогащать словарь по теме занятия. Формировать навык ответа на вопрос полным предложением |
Дыхательное упражнение «Греем руки». | Педагог предлагает детям дуть на ладошки, меняя силу выдоха. | Дети выполняют упражнение. | Формировать правильный выдох. |
Д/у «Скажи ласково». | Педагог предлагает детям подобрать ласковые слова к теме «Зима» (каким словом можно ласково назвать зиму, снег, лед, ветер, мороз и т.д.).Уточняется значение слова «снегопад». | Дети подбирают слова. | Учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательным значением. Обогащать словарный запас. |
Игра « Будь внимательным». | Педагог произносит слова со звуками с-з : собака, зонт, лиса, ваза, роза, коса, санки, коза, сом, замок, сова и т.д. | Дети выполняют задание. На слово со звуком «с» -поднимают картинку с изображением насоса ( символ звука «с»). На слово со звуком «з»- поднимают картинку с изображением комара ( символ звука «з»). | Формировать умение различать на слух звуки с-з. |
II.4Закрепление изученного материала. Д/и «Кто спит зимой?». | Педагог вывешивает картину с жилищами животных, к которым прикреплены прозрачные кармашки. Далее читает стихотворение В. Степанова «Кто зимой спит?». | Дети вспоминают, как животные готовятся к зиме, как называются теплые и уютные домики, в которых они спят до весны и о животных, которые не впадают в спячку. По ходу чтения стихотворения дети вставляют в прозрачные кармашки животных ( к берлоге – медведя, к норке – барсука и т.д. ). | Расширять словарный запас по теме занятия. Развивать зрительно-пространственную ориентировку. |
Пальчиковая гимнастика «Снежок». | Логопед предлагает детям выполнить упражнение пальчиковой гимнастики. | Дети выполняют упражнение в соответствии с текстом. | Развивать мелкую моторику |
Динамическая пауза « Лепим снеговика». | Логопед предлагает детям выполнять движения в соответствии с текстом. | Дети выполняют движения вместе с педагогом. | Закрепить правильное произношение и различение звуков с-з,. Развивать общую моторику, координировать речь с движением. |
Д/и «Угадай слово». | Логопед вывешивает на доску сюжетную картинку с изображением лесных животных, сидящих за партами. Сообщает детям о том, что они вместе отправятся в « Лесную школу»,чтобы помочь животным выполнить задание. Педагог читает слова, пропуская первый звук. | Дети добавляют пропущенный звук ( «с» или «з») и называют слово по слогам ( на каждый слог делают хлопок ). | Проверить навык сформированности различения на слух звуков с,з. в словах. |
Д/и «Составь слог». | Логопед выставляет на доску картину с изображением леса. На картину прикрепляются гласные звуки ( на пеньке – буква «А» , на сугробе – буква «О» , на полянке – буква «У» и т.д.).Педагог рассказывает детям о том, что буквы «С» и «З» любили гулять по лесу и встречались с гласными буквами. Логопед подставляет буквы «С» и «З» к гласным буквам. | Дети составляют слоги. | Формировать начальный навык чтения. Закрепить правильное произношение звуков в процессе чтения. |
Зрительная гимнастика «Заяц». | Логопед читает стихотворение. | Дети выполняют движения глазами в соответствии с текстом. | Соблюдать режим охраны зрения. |
II. 5Контроль знаний и умений. Д/и «Подарки от деда Мороза». | Педагог рассказывает детям историю о том, как дед Мороз нес подарки для лисы и зайца. В мешке они перепутались. Дед Мороз просит ребят помочь ему выбрать подарки для лисы и зайца. | Дети выполняют задание. Для лисы -выбирают картинки со звуком «с», а для зайца – со звуком «з». | Проверить навык сформированности правильного произношения и различения звуков с-з. |
III. 1Итог занятия. | Педагог предлагает детям вспомнить, что они посетили на занятии, какие звуки учились различать сегодня. | Дети называют звуки, уточняют правильную артикуляцию звуков с-з. | Обобщить тему занятия. Развивать память. |
Оценка деятельности детей. | Затем педагог оценивает работу детей и дарит всем картинки с изображением диких животных на память о прогулке по зимнему лесу. | ||
III. 2 Домашнее задание. | Логопед предлагает детям контролировать произношение звуков с, з (прятать язычок за нижние зубки ) в слогах, словах и предложениях. | Дети получают домашнее задание. | Закрепить пройденную тему во время домашних занятий. |
Косоротова Ирина Борисовна,
учитель-логопед,
МКДОУ д/с «Сказка»,
г. Тайшет, Иркутская область