Конспект фронтального логопедического занятия по фонемному анализу и синтезу слов

Тема: «Путешествие в Африку».

Фонемный анализ и синтезФонемный анализ и синтез слов (на базе лексического материала по теме «Животные жарких стран»).

Данное занятие было разработано для детей дошкольного возраста 5-6 лет (старшая компенсирующая группа для детей с ОНР) и показано родителям как открытое в конце учебного года.

Очень веселое и динамичное занятие с музыкальным оформлением, в течение которого постоянно происходит смена деятельности детей, а речевой материал постепенно усложняется.

Конспект подробно прописан и адресован учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп ДОУ.

Задачи:

  1. Закрепить навыки фонемного анализа и синтеза слов типа ГНОМ и СОВЫ.
  2. Совершенствовать умение делить слова на слоги.
  3. Работать над произношением 3-х сложных слов со стечением согласных.
  4. Развивать фонематическое восприятие.

Оборудование: логопедические пеналы с наполнением для фонемного анализа, предметные картинки: слон, пума, попугай, мартышка, удав, ананас; игрушки деревянные (конструктор «Африка»), «домики-бунгало» с цифрами «1», «2», «3».

Ход занятия:

Дети под музыку выходят из спальни и строятся на ковре.

1. Организационный момент.

Психогимнастика.

Логопед: Ребята, представьте, что вы в окне увидели жирафа! Давайте удивимся? (Дети изображают удивление). А вот пасется зебра, она такая красивая! (Дети изображают восхищение). Вдруг перед нами злой крокодил – нам страшно, мы боимся! (Дети изображают испуг). А теперь мы увидели обезьянок, они кувыркаются и прыгают по деревьям. Они такие забавные, нам весело, мы смеемся! (Дети смеются).

2. Подведение к теме занятия.

Логопед: Ребята, а где живут эти животные?

Дети: (В жарких странах, в Африке…).

Логопед: Правильно. А вы хотели бы побывать в этой стране?

Дети: Да!

Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие в Африку. Готовы? Тогда за мной!

Звучит песня из кинофильма «Красная Шапочка» — «В Африке горы… »

Дети идут за логопедом и повторяют за ним движения – прыгают, показывают горы и т.д.

Логопед: Ну вот мы и на месте. Мы в густом африканском лесу – джунглях. Присядьте, пожалуйста.

Дети садятся на свои места.

3. Фонемный анализ слов.

Логопед: В джунглях нас ожидает много сюрпризов. Мы познакомимся с африканскими животными. А вот и первый из них, угадайте, кто это?

Логопед читает загадку:

У него большие уши,
Длинный хобот носит он.
Хоть силён, но добродушен,
Африканский серый … .
(Слон)

Логопед: Правильно, вы конечно его узнали!

Логопед выставляет картинку.

Логопед: Давайте разберем это слово на звуки. Откройте свои пеналы.

Логопед производит фонемный анализ слова у доски, дети выкладывают у себя на столах.

- СЛОН – это слово, обозначаем его длинной желтой полоской.

- Пропоем это слово: СЛ-ООО-Н. Сколько гласных звуков вы услышали? (один, О). А какое мы знаем правило? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов). Значит, сколько слогов в слове СЛОН? (1 слог).

- Прохлопаем слово СЛОН (хлопнули 1 раз).

- Обозначаем его 1-ой короткой желтой полоской.

- Первый звук [С] – он согласный (потому, что во рту есть преграда), глухой (наш голос «спит», не включается) и твердый (он «сердитый» ). Обозначаем его синим кружком.

- Второй звук [Л] – он согласный, звонкий и твердый.

- Третий звук [О] – он гласный (воздух выходит свободно, не встречает преграды). Обозначаем его красным кружком.

- Четвертый звук [Н] – он согласный, звонкий и твердый.

- Всего в слове СЛОН 4 звука: С, Л, О, Н (дети называют каждый звук и показывают пальчиком соответствующий кружок):

Логопед проходит по группе и проверяет, как дети выполнили задание на местах.

Логопед: Вы никого больше не видите? Может, животные прячутся от нас? Давайте их поищем. Ну-ка, загляните в ящики столов.

Дети достают деревянные фигурки животных.

4. Деление слов на слоги.

На ковре стоят 3 домика с цифрами «1», «2», «3».

Логопед: Назовите все своих животных. (Жираф, бегемот, зебра, тигр, слон…).

- В джунглях пошел сильный дождь. Давайте спрячем животных в домиках. На поляне у нас есть три домика. Цифры на них — это количество слогов в слове. Разделите слова на слоги и спрячьте животное в свой домик пока я досчитаю до 10-ти. Раз, ….

Звучит веселая музыка. Дети кладут свои игрушки в соответствующий домик.

Игрушки: слон, тигр, лев, зебра, жираф, верблюд, бегемот, крокодил, пантера.

Логопед вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания.

Логопед: Молодцы, животные в безопасности!

5. Синтез слов.

Логопед: Вдруг в джунглях подул сильный ветер, и слова рассыпались. Ребята, помогите их собрать! Я называю звуки, а вы называете слово целиком.

С-Л-О-Н (слон)

ТЬ-И-Г-Р (тигр)

Ж-Ы-Р-А-Ф (жираф)

П-А-Н-Д-А (панда).

- Молодцы, собрали все слова! А теперь посмотрите, кто это качается на деревьях?

В джунглях качели – это лианы,
Любят качаться на них….
(Обезьяны).

6. Физкультминутка.

Логопед: Давайте поиграем в обезьянок!

Игра «Мартышки» (движения по тексту, под веселую музыку).

Мы веселые мартышки
Мы играем громко слишком.
Все в ладоши хлопаем.
Все ногами топаем.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
И друг другу даже
Языки покажем.
Оттопырим ушки,
Хвостики — вертушки,
Пальчик поднесем ко рту,
Дружно прыгнем к потолку.
Шире рот откроем
И гримасы строим!

Логопед:

Как скажу я «раз, два, три!»,
Все с гримасами замри!
Раз! Два! Три! Замри!

Дети строят гримасы.

7. Синтез слов по первым звукам в словах.

Игра «Отгадай название животного».

Логопед выставляет картинку животного.

Логопед: Ребята, а это что за зверь?

Дети: Мы не знаем…

Логопед: Не расстраивайтесь!

Логопед прикрепляет картинки с героями мультфильма «38 попугаев»: Попугай, Удав, Мартышка, Ананас.

Логопед: Назовите первые звуки в этих словах, и вы узнаете, название этого животного.

Дети: П, У, М, А – это ПУМА!!!

Логопед: Правильно, вы молодцы!

8. Итог занятия. Оценка.

Логопед: Ну что ж, наше путешествие подошло к концу. Ребята, вам понравилось?

Дети: Да!

Логопед: А где мы с вами побывали?

Дети: В Африке, в джунглях.

Логопед: Давайте вспомним, кого мы встретили?

Дети: Жирафа, слона, обезьянок, крокодила, удава, попугая, пуму…

Логопед: Вы все сегодня были внимательны и любознательны. А теперь нам пора домой. Попрощайтесь со своими новыми друзьями и в путь!

Звучит песня «По дороге с облаками». Дети идут за логопедом и машут рукой. Уходят в спальню.

Орлова Ирина Викторовна,
учитель-логопед,
ГБОУ д/с № 1565,
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (2 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Конспекты логопедических занятий Метки: 

Сейчас читают:

Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог» Логопедическое занятие в подготовительной группе детского сада: «Знакомство с понятием слово и слог»
Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок» Конспект индивидуального логопедического занятия с использованием технологии sand-play «Сказка «Теремок»
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши» Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР на тему: «Домашние животные и их детеныши»
Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики» Конспект открытого занятия «Путешествие в страну грамматики»

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.