Тема: «Путешествие в Африку».
Фонемный анализ и синтез слов (на базе лексического материала по теме «Животные жарких стран»).
Данное занятие было разработано для детей дошкольного возраста 5-6 лет (старшая компенсирующая группа для детей с ОНР) и показано родителям как открытое в конце учебного года.
Очень веселое и динамичное занятие с музыкальным оформлением, в течение которого постоянно происходит смена деятельности детей, а речевой материал постепенно усложняется.
Конспект подробно прописан и адресован учителям-логопедам и воспитателям логопедических групп ДОУ.
Задачи:
- Закрепить навыки фонемного анализа и синтеза слов типа ГНОМ и СОВЫ.
- Совершенствовать умение делить слова на слоги.
- Работать над произношением 3-х сложных слов со стечением согласных.
- Развивать фонематическое восприятие.
Оборудование: логопедические пеналы с наполнением для фонемного анализа, предметные картинки: слон, пума, попугай, мартышка, удав, ананас; игрушки деревянные (конструктор «Африка»), «домики-бунгало» с цифрами «1», «2», «3».
Ход занятия:
Дети под музыку выходят из спальни и строятся на ковре.
1. Организационный момент.
Психогимнастика.
Логопед: Ребята, представьте, что вы в окне увидели жирафа! Давайте удивимся? (Дети изображают удивление). А вот пасется зебра, она такая красивая! (Дети изображают восхищение). Вдруг перед нами злой крокодил – нам страшно, мы боимся! (Дети изображают испуг). А теперь мы увидели обезьянок, они кувыркаются и прыгают по деревьям. Они такие забавные, нам весело, мы смеемся! (Дети смеются).
2. Подведение к теме занятия.
Логопед: Ребята, а где живут эти животные?
Дети: (В жарких странах, в Африке…).
Логопед: Правильно. А вы хотели бы побывать в этой стране?
Дети: Да!
Логопед: Сегодня мы отправимся в путешествие в Африку. Готовы? Тогда за мной!
Звучит песня из кинофильма «Красная Шапочка» — «В Африке горы… »
Дети идут за логопедом и повторяют за ним движения – прыгают, показывают горы и т.д.
Логопед: Ну вот мы и на месте. Мы в густом африканском лесу – джунглях. Присядьте, пожалуйста.
Дети садятся на свои места.
3. Фонемный анализ слов.
Логопед: В джунглях нас ожидает много сюрпризов. Мы познакомимся с африканскими животными. А вот и первый из них, угадайте, кто это?
Логопед читает загадку:
У него большие уши,
Длинный хобот носит он.
Хоть силён, но добродушен,
Африканский серый … .
(Слон)
Логопед: Правильно, вы конечно его узнали!
Логопед выставляет картинку.
Логопед: Давайте разберем это слово на звуки. Откройте свои пеналы.
Логопед производит фонемный анализ слова у доски, дети выкладывают у себя на столах.
- СЛОН – это слово, обозначаем его длинной желтой полоской.
- Пропоем это слово: СЛ-ООО-Н. Сколько гласных звуков вы услышали? (один, О). А какое мы знаем правило? (Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов). Значит, сколько слогов в слове СЛОН? (1 слог).
- Прохлопаем слово СЛОН (хлопнули 1 раз).
- Обозначаем его 1-ой короткой желтой полоской.
- Первый звук [С] – он согласный (потому, что во рту есть преграда), глухой (наш голос «спит», не включается) и твердый (он «сердитый» ). Обозначаем его синим кружком.
- Второй звук [Л] – он согласный, звонкий и твердый.
- Третий звук [О] – он гласный (воздух выходит свободно, не встречает преграды). Обозначаем его красным кружком.
- Четвертый звук [Н] – он согласный, звонкий и твердый.
- Всего в слове СЛОН 4 звука: С, Л, О, Н (дети называют каждый звук и показывают пальчиком соответствующий кружок):
Логопед проходит по группе и проверяет, как дети выполнили задание на местах.
Логопед: Вы никого больше не видите? Может, животные прячутся от нас? Давайте их поищем. Ну-ка, загляните в ящики столов.
Дети достают деревянные фигурки животных.
4. Деление слов на слоги.
На ковре стоят 3 домика с цифрами «1», «2», «3».
Логопед: Назовите все своих животных. (Жираф, бегемот, зебра, тигр, слон…).
- В джунглях пошел сильный дождь. Давайте спрячем животных в домиках. На поляне у нас есть три домика. Цифры на них — это количество слогов в слове. Разделите слова на слоги и спрячьте животное в свой домик пока я досчитаю до 10-ти. Раз, ….
Звучит веселая музыка. Дети кладут свои игрушки в соответствующий домик.
Игрушки: слон, тигр, лев, зебра, жираф, верблюд, бегемот, крокодил, пантера.
Логопед вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания.
Логопед: Молодцы, животные в безопасности!
5. Синтез слов.
Логопед: Вдруг в джунглях подул сильный ветер, и слова рассыпались. Ребята, помогите их собрать! Я называю звуки, а вы называете слово целиком.
С-Л-О-Н (слон)
ТЬ-И-Г-Р (тигр)
Ж-Ы-Р-А-Ф (жираф)
П-А-Н-Д-А (панда).
- Молодцы, собрали все слова! А теперь посмотрите, кто это качается на деревьях?
В джунглях качели – это лианы,
Любят качаться на них….
(Обезьяны).
6. Физкультминутка.
Логопед: Давайте поиграем в обезьянок!
Игра «Мартышки» (движения по тексту, под веселую музыку).
Мы веселые мартышки
Мы играем громко слишком.
Все в ладоши хлопаем.
Все ногами топаем.
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
И друг другу даже
Языки покажем.
Оттопырим ушки,
Хвостики — вертушки,
Пальчик поднесем ко рту,
Дружно прыгнем к потолку.
Шире рот откроем
И гримасы строим!
Логопед:
Как скажу я «раз, два, три!»,
Все с гримасами замри!
Раз! Два! Три! Замри!
Дети строят гримасы.
7. Синтез слов по первым звукам в словах.
Игра «Отгадай название животного».
Логопед выставляет картинку животного.
Логопед: Ребята, а это что за зверь?
Дети: Мы не знаем…
Логопед: Не расстраивайтесь!
Логопед прикрепляет картинки с героями мультфильма «38 попугаев»: Попугай, Удав, Мартышка, Ананас.
Логопед: Назовите первые звуки в этих словах, и вы узнаете, название этого животного.
Дети: П, У, М, А – это ПУМА!!!
Логопед: Правильно, вы молодцы!
8. Итог занятия. Оценка.
Логопед: Ну что ж, наше путешествие подошло к концу. Ребята, вам понравилось?
Дети: Да!
Логопед: А где мы с вами побывали?
Дети: В Африке, в джунглях.
Логопед: Давайте вспомним, кого мы встретили?
Дети: Жирафа, слона, обезьянок, крокодила, удава, попугая, пуму…
Логопед: Вы все сегодня были внимательны и любознательны. А теперь нам пора домой. Попрощайтесь со своими новыми друзьями и в путь!
Звучит песня «По дороге с облаками». Дети идут за логопедом и машут рукой. Уходят в спальню.
Орлова Ирина Викторовна,
учитель-логопед,
ГБОУ д/с № 1565,
г. Москва