Представлен конспект подгруппового логопедического занятия с использованием здоровьесберегающих технологий для учащихся с ОВЗ 1 класса по теме: Дифференциация звуков и букв Ж-Ш.
Цель занятия — развитие умения различать звуки и буквы ш и щ в слогах и словах.
Учащиеся с ОВЗ имеют фонетико-фонематические нарушения, которые в свою очередь ведет к нарушениям письменной речи, и нуждаются в регулярных логопедических занятиях с использованием здоровьесберегающих технологий, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены без систематической коррекционной работы.
Тема: «Дифференциация звуков и букв Ж-Ш»
Цель:
- развитие умения различать звуки и буквы ш и щ в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционные:
- закрепить навык различия звуков [ш–ж] в слогах, словах, фразах; продолжать учить составлять слова из слогов, букв;
- составлять схему предложения;
- совершенствовать грамматический строй речи и обогащать словарный запас за счет притяжательных прилагательных;
- развивать эмоциональную выразительность речи.
Обучающие:
- вспомнить правило правописания жи-ши,
Здоровьесберегающие:
- содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
Воспитательные:
- формировать положительную учебную мотивацию;
- воспитывать чувство взаимопомощи.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, картинки с изображениями животных, слоговые таблицы, рабочие тетради.
Ход занятия
I. Организационный момент.
- Сядьте прямо, спинку держим ровненько, руки – на парту перед собой!
1. Две команды идут в страну Звуков и Букв.
- Сегодня мы с вами продолжим путешествие в страну Звуков и Букв. Там вас ждет сюрприз! Чтобы нам легче было идти в гости к Гному, мы разделимся на две команды. (слайд №2)
«Жуки»
- ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж
Жук похож на букву Ж.
«Шмели»
- ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш
Шмель похож на букву Ш.
2.Самостоятельная формулировка темы урока:
Логопед: — Теперь скажите, какие звуки и буквы мы с вами будем вспоминать на уроке?
Дети: — Сегодня мы будем вспоминать звуки и буквы Ш и Ж.
Основная часть занятия.
1. Уточнение произношения звуков [ш-щ].
- Посмотрите в зеркала и произнесите [ш]! (слайд №3).
- Когда мы произносим звук [ш] наши губы округлены;
- Язык за верхними зубами;
- Воздушная струя теплая и идет вверх.
- Горлышко не работает.
- Звук [ш] – глухой! Звук [ш] – всегда твердый!
- Посмотрите в зеркала и произнесите [ж]!
- Когда мы произносим звук [ж] наши губы округлены;
- Язык за верхними зубами;
- Воздушная струя теплая и идет вверх.
- Горлышко работает.
- Звук [ж] – звонкий! Звук [ж] – всегда твердый!
- Давайте сравним звуки [ш-щ]. (слайд №4)
Ш:
Губы – круглые.
Язык – поднят вверх.
Воздушная струя – теплая, идет вверх.
Горлышко – не работает.
Звук глухой.
Всегда твердый!
Ж:
Губы – круглые.
Язык – поднят вверх.
Воздушная струя – теплая, идет вверх.
Горлышко – работает.
Звук звонкий.
Всегда твердый!
- Чем эти звуки похожи?
- Чем эти звуки отличаются?
2. Различение звуков [ш-ж] на слух.
- На нашем пути вырос волшебный лес! (слайд №5).
- Чтобы пройти дальше, нам надо взять пилу и спилить волшебный лес. Волшебная пила пилит, когда мы правильно произносим звуки [ш-ж].
«Шмели» пилят:-ш-ш
Звук Ш – глухой, пила пилит слабо!
«Жуки» пришли на помощь: -ж-ж-ж-ж-ж
Звук Ж – звонкий, пила пилит сильно!
- Распили! Молодцы – пришли на помощь!
- Надо ещё подобрать родственные слова к названиям грибов: «маслёнок» и «лисичка»!
- Команда «Шмели», подбираем!
- Команда «Шмели», подбираем!
3. Различение звуков [ш-ж] в словах.
- Идем дальше. Перед нами два домика. (слайд №6) Около них гуляют животные. Команда «Шмели» заселит в домик Ж животных, в названии которых есть звук Ж. Команда «Жуки» заселит в домик Ш животных, в названии которых есть звук Ш.
Слова: кошка, ёжик, мышь, жираф. (Учащиеся прикрепляют картинки с изображениями животных к нужному домику.)
4. Чтение слогов со звуками [ш-ж].
- Тот, кто правильно прочитает слоги, сможет попить из волшебного ковша! (слайд №7)
ЖИ-ШИ ШИ-ЖИ-ШИ ШИ-ЖИ
ШИ-ЖИ ЖИ-ШИ-ЖИ ЖИ-ШИ
Звуки Ж и Ш – твердые!
Когда мы пишем ЖИ – ШИ, то пишем букву И.
Когда мы читаем ЖИ- ШИ, то произносим звук [ы]!
5. Речевая зарядка. (слайд №8)
1. «Улыбка» — «Трубочка».
2. «Чашечка».
3. «Подул теплый ветерок».
Произносим все вместе:
Ша – ша – ша – ша – мама моет малыша!
Жа – жа – жа – жа – мы увидели ужа!
Шу – шу – шу – шу – Жанне я письмо пишу!
Жу – жу – жу – жу – поспешим скорей к ежу!
6. Слоговой синтез.
- Чтобы пройти через волшебную речку, нужно дописать слоги ЖИ и ШИ! (слайд №9)
Пока_____
Ска______
Ды______
Напи_____
Сло______
7. Работа над предложением. (слайд №10)
- Назовите картинки, прочитайте слова!
- Составьте предложения!
ЛЯГУШКА СПЕШИТ ЗА ЁЖИКОМ.
КОШКА БЕЖИТ ЗА ЁЖИКОМ.
- Сколько слов в предложении? Составьте схему предложения.
- Что означает уголок на первой полоске? Почему на последней полоске стоит точка?
8. Развитие связной речи.
Стишок про ёжика. (слайд №11)
У ЕЖА ежовые иголки,
Чёрненький смешной ежовый нос.
Можно встретить ёжика у елки.
Есть ли у него ежовый хвост?
Учащиеся слушают, а затем повторяют стихотворение.
9. Развитие связной речи.
Стишок про кошку. (слайд №12)
У КОШКИ кошачьи повадки,
Кошачий внимательный взгляд,
И ходит она с оглядкой –
Частенько смотрит назад.
Учащиеся слушают, а затем повторяют стихотворение.
10. Работа над грамматическим строем речи.
Слова-признаки. (слайд №13)
- Назовите слова-признаки!
- Иголки какие? Нос какой? Хвост какой? Повадки какие? Взгляд какой?
ежовые иголки
ежовый нос
ежовый хвост
кошачьи повадки
кошачий взгляд
- Запишите слова-признаки в два столбика.
11. Конкурс скороговорок. (слайд №14)
Для команды«Жуки»:
В шалаше шалят ребятишки.
Для команды«Шмели»:
Медвежонок бежит и от холода дрожит.
- Какая команда лучше расскажет скороговорку, будет победителем!
12. Итоги занятия.
- Что мыс вами сегодня делали?
- Что вам больше всего понравилось?
- Что вам было трудно делать?
- Все молодцы! Победила дружба! (слайд №15)
Лосева Ирина Игоревна,
учитель-логопед,
ГБСК(ОУ) школа №59,
г.Санкт-Петербург