В данной статье родителям предложены словесные игры и игры с предметом для автоматизации и дифференциации свистящих звуков.
В современном мире возможности интернета предоставляют активным родителям и неравнодушным педагогам большой выбор необходимой информации о коррекции и профилактике речевых нарушений. Разнообразные настольно-печатные игры позволяют сократить затраты драгоценного времени на поиски необходимых для занятий дидактических пособий и материалов.
Каждая игра, попадая в руки логопеда, обрастает своеобразным «документом» — паспортом или инструкцией по применению с обязательным указанием цели игры и основных задач (обучающей, коррекционной, развивающей и воспитательной). Пример:
Дидактическая игра «Парные картинки» (посуда)
Цели и задачи |
Оборудование
|
Ход игры |
Цель игры: развитие связной речи.Обучающая задача: уточнить и расширить знания детей по теме: «посуда». Коррекционная задача: автоматизировать звук [С], совершенствовать фразовую речь.
Развивающая задача: развивать внимание, память, пространственную ориентировку. Воспитательная задача: поддерживать активность в выполнении задания; учить взаимодействовать с партнером в игре, соблюдать правила игры. |
1.Карточки с изображением посуды. 2. Фишки для поощрения.
3. Игровой кубик с гранями: цифры – 1, 2, 3 и количество кружочков – 1, 2, «пусто» — пропуск хода. |
Первый вариант: 6-8 игровых пар карточек перемешиваются и раскладываются картинкой вниз. Первый игрок открывает две карточки, определяет: «совпали» или «не совпали» карточки. Если «совпали», игрок забирает карточки себе, проговаривая фразу «моя посуда», если «не совпали» — возвращает карточки на прежние места. Ход переходит к следующему игроку.Второй вариант: 3-4 игровых пар карточек раскладываются картинкой вверх. Дается время, чтобы игроки запомнили расположение карточек. Первый игрок произносит фразу «я возьму стакан» и открывает одну карточку. Если угадал, забирает карточку себе, если не угадал - возвращает карточку на прежнее место. Ход переходит к следующему игроку.Выигрывает тот, у кого в конце игры накопилось больше карточек. Играть могут от 2 до 6 человек.
Третий вариант: тот же, что и первый, только ребенок за правильный ответ поощряется фишкой. Четвертый вариант: тот же, что и первый, только количество ходов определяет игровой кубик. Ребенок за правильный ответ поощряется фишкой. Выигрывает тот, у кого в конце игры накопилось больше фишек. |
Конечно, такое развернутое описание задач и игровых действий необходимо, так как классифицируя игры по целям, педагог имеет возможность с легкостью определять то или иное направление коррекционной работы, а разнообразие вариантов игры позволяет эффективно использовать дидактический материал несколько раз.
Но нужны ли родителям такие подробности?
Возможно, мнения коллег разделятся, и каждый по-своему будет прав.
Работая в тесном контакте с родителями, могу утверждать, что большинство из них приверженцы мнения А. П. Чехова: «Краткость – сестра таланта». Поэтому предлагаю авторские игры, которые содержат и цель, и ход игры в сжатом виде, без разных вариаций, как это было представлено выше, с наименьшим использованием предметов.
Пытливый ум увлеченных родителей и детей сможет самостоятельно разработать новые правила или варианты к основной игре.
Естественно, закрепление фонем должно происходить только в том случае, если ребенок научился четко и правильно произносить данные звуки в слогах, словах, в стихах и связной речи.
Автоматизация и дифференциация звуков в играх
Игра «Посуда» [С]
Цель: Автоматизация звука [С] в связной речи. Развитие мышления.
Взрослый: предлагает ребенку назвать предметы посуды.
Ребёнок: проговаривает фразу: «Стакан – это посуда», и т. д.
Игра «Высокое-низкое» [С]
Цель: Автоматизация звука [С] в связной речи. Развитие логики.
Взрослый: предлагает ребенку сравнить два предмета: «дерево — куст», «многоэтажный дом — одноэтажный дом» и т. д.
Ребёнок: проговаривает фразу: «Дерево – высокое, а куст – низкий», и т. д.
Игра «Красный-опасный» [С]
Цель: Автоматизация звука [С] в связной речи. Развитие внимания.
Взрослый: предлагает ребенку найти предметы красного цвета.
Ребёнок: если находит предмет, проговаривает фразу: «Красный – опасный»
Игра «Совет» [С] [Зь]
Цель: Автоматизация звуков [С], [Зь] в связной речи. Развитие логики.
Взрослый: «Посоветуй, что мне взять:…(описывает ситуацию)».
Ребёнок: проговаривает фразу: «Я советую взять….»,
Игра «Ищем предметы синего цвета» [Сь], [Ц]
Цель: Автоматизация звуков [Сь], [Ц] в связной речи. Развитие внимания.
Взрослый: предлагает ребенку найти предметы синего цвета.
Ребёнок: проговаривает фразу: «Вот предмет, у него синий цвет», и т. д.
Игра «Ищем предметы зеленого цвета» [Зь], [Ц]
Цель: Автоматизация звуков [Зь], [Ц] в связной речи. Развитие внимания.
Взрослый: предлагает ребенку найти предметы зелёного цвета.
Ребёнок: проговаривает фразу: «Вот предмет, у него зелёный цвет», и т. д.
Игра «Птица-ученица» [С], [Ц]
Цель: Автоматизация звуков [С], [Ц] в связной речи. Развитие внимания.
Взрослый: предлагает ребенку назвать предметы со звуком [Ц].
Ребёнок: проговаривает фразу: «Птица-ученица сказала слово….»,
Игра «Зайка» [С], [З]
Цель: Автоматизация звуков [С], [З] в связной речи. Развитие внимания.
Взрослый: называет любое слово, заменяя первый звук на звук [З]: «зопата»
Ребёнок: проговаривает фразу: «Зайка слово узнал и назвал: «лопата», и т. д.
Игра «Суслик» [С], [З]
Цель: Автоматизация звуков [С], [З] в связной речи. Развитие внимания.
Взрослый: называет любое слово на звук [С], но первый звук не проговаривает: «умка» (_обака, _олома, _ок, _тол, _тул, _орока и т. д.)
Ребёнок: проговаривает фразу: «Суслик слово узнал и назвал: «сумка».
Игра «Сумка и рюкзак» [С], [З]
Цель: Дифференциация звуков [С], [З] в связной речи. Развитие внимания.
Взрослый: предлагает ребенку сложить в сумку предметы со звуком [С], а в рюкзак — предметы со звуком [З].
Ребёнок: проговаривает фразу: «Я сложил (а) в сумку… (предмет), а в рюкзак… (предмет)», и так далее.
Игра «Яйцо» [С], [З], [Ц]
Цель: Автоматизация звуков [С], [З], [Ц] в связной речи. Развитие внимания.
Взрослый: «Разделили яйцо пополам, а слово по слогам: слог СА, слог НИ. Надо слоги соединить, чтобы слово получить».
Ребёнок: проговаривает фразу: «Слоги соединяю, слово называю: САНИ»
Игра «Нос» [С]
Цель: Автоматизация звука [С] в связной речи. Развитие внимания.
Взрослый и ребёнок: сидят друг напротив друга, показывают указательным пальцем на нос и произносят: «Нос, нос, нос, нос..». Далее ведущий (в начале роль ведущего принимает на себя взрослый) показывает любую часть тела, но называет по-другому. (Пример: «Нос, нос, нос, нос.. голова — указывает на живот»).
Ребёнок: должен быстро показать ту часть тела, которую назвал, а не показал ведущий. ( Голова)
Игра «Съедобное-несъедобное» [Сь]
Цель: Автоматизация звука [Сь] в словах. Развитие мышления.
Взрослый: кидает мяч ребенку и называет разные предметы.
Ребёнок: ловит мяч, кидает обратно и выбирает правильный ответ: «съедобное» или «несъедобное».
Игра «Я знаю всё на свете» [С], [Сь], [З]
Цель: Автоматизация звуков [С], [Сь] [З] в связной речи. Развитие памяти, внимания, мышления.
Взрослый и ребёнок: перебрасывают друг другу мяч на каждое слово:
«Я знаю всё на свете – пять названий животных (посуды, городов, имен, рек и т.д.): лось, один, рысь, два, лиса, три, заяц, четыре, песец, пять».
На последнее слово мяч не ловить, а отбить о землю (пол). Рекомендуемое количество слов: не более 10.
Последние три игры «Нос», «Съедобное- несъедобное» и «Я знаю всё на свете» не авторские, но пользуются огромной популярностью среди детей и педагогов, поэтому тоже включены в картотеку дидактических игр. Надеюсь, что предложенный материал станет полезным пособием в работе учителя-логопеда.
Литература:
- Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателей дет. сада. Изд.2-е, испр. и доп.М., «Просвещение» 1997.
- Майорова А. С. Учись говорить правильно. – М.: ЗАО Изд-во Центр-полиграф. 2003 – 111 с.
- Нарушение речи у дошкольников. – М. «Просвещение», 1969 – 216 с., с илл., составители Р. А. Белова-Давид, Б. М. Гриншпун.
- Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для логопеда и воспитателей детского сада — М.: Институт практической психологии, 1997 – 320 с.
Мартюшева Светлана Владимировна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад
компенсирующего вида № 96»,
г. Пермь