Организация коррекционно-развивающей образовательной деятельности детей в подготовительной логопедической группе по теме «Путешествие по сказке».
Цель занятия:
- Систематизировать знания детей по обучению грамоте.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепление знаний о звуках, умения различать гласные и согласные звуки.
- Закрепление навыков чтения.
- Закрепление навыков звукового анализа и синтеза ,
- Закрепление навыков умения ориентироваться в слове
- Развитие смысловой стороны речи.
Коррекционные:
- Развитие мелкой моторики рук, координации движений.
- Активизация зрительной функции прослеживания.
Развивающие:
- Развитие речи, внимания, памяти, творческого воображения.
- Развитие логического мышления.
Воспитывающие:
- Воспитание умения работать коллективно.
- Формирование социального партнёрства, желания действовать вместе со сверстниками, получая удовольствие от совместной деятельности.
Методы:
- Наглядный.
- Словесный.
- Практический.
- Игровой.
Приёмы:
- Сюрпризный и игровой моменты.
- Создание проблемной ситуации.
- Показ и рассматривание иллюстраций.
- Беседа.
- Художественное слово.
Предварительная работа:
- Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди».
- Рассматривание иллюстраций по сказке.
- Коррекционно-развивающая образовательная деятельность по обучению грамоте.
Оборудование:
Сказочный конверт с письмом; предметные картинки: гуси-лебеди, яблоня, печка, речка, мальчик, девочка, цветы; макет печки; пирожки с буквами; сигнальные карточки для определения характеристики звуков; искусственная яблоня с яблоками; схемы-карточки для определения места звука в слове; картинки-бревнышки; текст рассказа «Яблоня».
Ход занятия:
Вводная часть.
- Ребята, сегодня утром почтальон принес в детский сад телеграмму. Интересно, от кого она?
- В ней всего лишь одно слово написано «Помогите!» и картинки нарисованы: гуси-лебеди, яблоня, речка, печка, мальчик, девочка. Видимо, тот, кто ее прислал, не умеет писать.
- Ребята, вы не догадались, герой какой сказки просит нас о помощи? (ответы детей)
- Правильно, Аленушка из сказки «Гуси-лебеди».
Работа с иллюстрациями. Закрепление пространственных представлений. Развитие связной речи детей.
- Ребята, а как вы догадались? (по картинкам из телеграммы)
Картинки расположены на фланелеграфе.
- Давайте вспомним эту сказку, а помогут нам картинки. (дети по очереди рассказывают)
Основная часть.
- Ребята, а вы хотели бы оказаться в этой сказке и помочь Аленушке? Тогда давайте отправимся прямо сейчас.
Фонетическая ритмика. Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
- А вот и печка стоит.
- Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
- Молчит печка, не отвечает.
- Посмотрите, а в печке пирожок лежит, не простой, а с заданиями. Выполним их, тогда и скажет печка, куда гуси-лебеди полетели.
Задание №1.
- Достаньте из печки пирожки с буквами. На красный поднос положите пирожки с буквами, обозначающими гласные звуки. А на синий – пирожки с буквами, обозначающими согласные звуки. (дети по очереди подходят и выполняют задания)
- Скажите, какие звуки называют гласными? (ответы детей)
- А какие есть еще звуки? (согласные звуки)
Логопед читает стихотворение.
Звуки эти разные гласные, согласные:
Гласные тянутся к песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В темном лесу звать и аукать,
И в колыбельке Аленку баюкать.
Но не желают свистеть и ворчать.
А у согласных свой характер:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Закрепление навыка звукового анализа и синтеза.
Задание №2.
- У печки есть еще одно задание. Определить, какой первый звук в слове: гласный, согласный, согласный твердый, согласный мягкий и выбрать сигнальную карточку нужного цвета. (аист, кот, игра, пол, мишка, улитка, лимон, этажерка, торт). Будьте внимательны, если кто-то ошибется, мы не сможем найти Иванушку.
Игра «Поможем яблоньке». Закрепление умения составлять слова из слогов.
- Перед нами яблоня с необыкновенными яблоками. А на самом красивом яблоке задания. Поможем яблоньке освободиться от яблок, выполним задания, тогда и скажет нам она, куда идти дальше искать Иванушку.
Задание №1.
- Прочтите слоги, написанные на моих яблочках. (дети по очереди срывают яблоки, читают слоги)
Задание №2.
- Составьте слова из слогов, но прежде вспомните правило: сколько в слове гласных букв, столько и слогов. (ла, си, лам, ло, гу, па, та; лоси, гуси, лопата, лампа, сила)
Развитие фонематических представлений, умение соотносить звук и букву. Работа с кассами букв.
Задание №3.
- А теперь яблонька предлагает поиграть со своими упавшими яблочками. Яблочки эти тоже не простые, они с картинками. Названия картинок я буду передавать по звукам. А вы из букв разрезной азбуки на наборном полотне выложите слова. (лук, такси, капуста)
Развитие фонематических представлений, умение определять место звука в слове.
Задание №4.
- Яблонька предлагает вам еще одну игру — «Доскажи словечко». Вам нужно определить место звука {Р} в досказанных словах по карточкам-схемам.
- Лесники ее домой взять не захотят.
Ей не скажешь «Кошка, брысь»,
Потому, что это ….рысь.
- Я взял муку, я взял творог
Испек рассыпчатый ….пирог.
- Кто альбом раскрасит наш
Ну конечно ….карандаш.
- Где обедал воробей
В зоопарке у ….зверей.
Пальчиковая гимнастика.
- Впереди у нас дальняя дорога. Давайте отдохнем. Выполним пальчиковую гимнастику.
Закрепление умения составлять предложения по схеме.
- Яблонька нам дальше путь указывает. К речке нас направляет. В речке рыбка плавает. Давайте поймаем ее, может она нам поможет. На рыбке задание. Речка просит нас построить мостик из бревен, что на берегу лежат. К каждому бревнышку прикреплена картинка. Мы сможем положить бревнышко только тогда, когда составим предложение по картинке. (дети по очереди берут бревнышки с картинками и составляют предложение, определяя количество слов)
- Вот мы и построили мостик. Теперь можно перейти через речку. Проходите осторожнее, старайтесь не замочить ноги.
Развитие фонематического слуха, умение различать на слух звуковой состав гласные звуки.
- Мы оказались на поляне с цветами. На цветах написаны буквы, обозначающие гласные звуки. Выберите себе цветочек. (звучит тревожная музыка)
- Летят гуси-лебеди, берегите цветы. У кого в руках цветы с гласными буквами, которые смягчают согласные, прячьтесь в зеленый круг, а у кого не смягчают – в синий круг.
Заключительная часть.
Игра «В гости к Бабе – Яге».
Чтение текста.
- Вот, мы уже добрались до дома, где живет Баба-Яга. Посмотрите Иванушка на лавочке сидит. Баба Яга отпустит Иванушку лишь тогда, когда мы книжку почитаем. (дети читают рассказ «Яблоня» по цепочке)
- Теперь мы можем забрать Иванушку.
- Вот и помогли мы Аленушке. Давайте ещё раз вспомним, где побывали и что делали. Знайте, дружба, и знания всегда победят зло.
Литература :
- Александрова Т.В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников
- Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада»
- Миронова Н.М. Развиваем фонематическое восприятие. Планы-конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
- Наталия Нищева: Любимые сказки: Гуси-лебеди. Конспект занятия по обучению пересказу детей 4-5 л.
- Ткаченко Т.А. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа.
Сусликова Лариса Станиславовна,
учитель-логопед 1 кв. категории,
МБДОУ «Лямбирский детский сад №3
комбинированного вида»