Своевременная поэтапная логопедическая работа, учитывающая структуру речевого дефекта больных с динамической афазией, направленная на восстановление способности к линейному развертыванию высказывания способствует преодолению речевой инактивности больных, значительно уменьшает степень выраженности специфической афатической симптоматики. (Э.С. Бейн, Т.Г. Визель, В.М.Шкловский, М.К. Шохор-Троцкая).
Основным речевым дефектом при динамической афазии является трудность, а иногда и полная невозможность активного развертывания высказывания, обусловленная распадом разных уровней внутренней речи. Поэтому при динамической афазии основной задачей коррекционно-педагогической работы является преодоление инертности в речевом высказывании.
Основная цель занятий по восстановлению программирования высказывания: исправление дефектов внутренней речи, восстановление способности актуализировать слова – глаголы.
Восстановление программирования высказывания у больных с динамической афазией является важнейшим условием их полноценного речевого общения и общего психического состояния, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в планировании и организации деятельности человека, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей, в проявлении важнейших психических процессов — памяти, восприятия, эмоций.
В работе с больными особое внимание уделяется глагольным словосочетаниям. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, глагол чаще всего выступает в роли предиката, организующего звена предложения, с другой стороны, у больных с динамической афазией в структуре предложения выпадает преимущественно предикат.
В работе с больными применяются:
- методики по конструированию фраз с опорой на простую сюжетную картинку,
- ответы на вопросы по простой сюжетной картинке с применением внешних опор высказывания,
- смысловое обыгрывание глагольной лексики путем включения ее в различные смысловые контексты,
- стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе числа слов, заимствованных из вопроса.
При выработке методической программы восстановительной работы обязательна ее индивидуализация:
- учет особенностей расстройств речи,
- личности больного,
- его интересов,
- потребностей.
Дубинец Елена Августовна,
логопед-нейродефектолог,
Центр патологии речи и нейрореабилитации,
г.Москва