Коррекционно-развивающие задачи:
- Обратить внимание детей на понятие «слово», раскрыть слово как смысловую единицу, показав, что она имеет смысл, значение.
- Показать детям, что наша речь состоит из слов, слова бывают разные.
- Продолжать учить детей подбирать рифму к данному слову.
- Продолжать учить детей подбирать определения к слову.
- Автоматизировать звуки с помощью фонетической ритмики.
- Развивать внимание, мышление, речь.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать чувства языка.
- Воспитывать личностные качества ребенка, активность, самостоятельность, творчество.
Наглядный материал: картинка с изображением Незнайки, собачки, мяч, фишки, картинки.
Предварительная работа: Знакомство детей с х/л Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей»
План:
- Организационный момент.
- Беседа о Незнайке и Знайке.
- Фонетическая ритмика.
- Игра «Игра с мячом».
- Игра «Рифмовки».
- Подбор слов.
- Итог занятия.
Ход НОД:
I часть.
- В одном сказочном городе жили коротышки. Город назывался Цветочным и был очень красивым. На улице Колокольчиков жило 16 малышей — коротышек. Самым главным из них был малыш по имени Незнайка.
- Дети, как вы думаете, почему Знайка был самым главным малышом? (потому что он много знал.)
- Да верно. Его прозвали Знайкой за то, что он много знал. Но самым известным был малыш по имени Незнайка. Его прозвали так за то, что… (Незнайка ничего не знал.)
- Ребята, а как вы думаете, за что его прозвали Незнайкой?
- Да, верно, за то, что он ничего не знал. Незнайка носил яркую голубую шляпу, желтые брюки, оранжевую рубашку. Он целый день слоняется по городу и распевает: плим, плим, плим, плим, плим, плим. Однажды Незнайка так увлекся, что не заметил, как наткнулся на Знайку. «Что ты говоришь?» — спрашивает Знайка. «Слова» — отвечает Незнайка. «Слова» — удивился Знайка, — но ведь они ничего не значат, не имеют смысла. Разве тебе понятно, о чем ты говоришь? (Ничего не понятно.)
- Нет, — говорит Незнайка, — мне не понятно. Может ребята мне подскажут, о чем я говорю.
- Дети, скажите Незнайке, о чем он говорит. Ребята, не знаете, о чем
говорит Незнайка, вам не понятно? Мне не понятно. Потому что то, о чем ты горишь, не имеет смысла, значения.
- Знайка, а разве есть другие слова? (Конечно, есть.)
- Ну конечно, есть, — отвечает Знайка. — Вот послушай, когда я говорю «ложка», — это ложка. Ложкой суп едят. «Кошка»
— это кошка. У кошки 7 котят. «Тряпка» — это тряпка. Тряпкой вытру стол. «Шапка» — это шапка. Оделся и пошел.
- А я придумал слово, смешное слово — плим.
- И повторяешь снова — плим, плим, плим.. Вот прыгает и скачет — плим, плим, плим… И ничего не значит — плим, плим, плим..
- А, понял, — говорит Незнайка. — Мы говорим словами, но слова бывают разные. Слова должны иметь смысл, значение.
II часть.
Фонетическая ритмика: отработать с детьми звуки – А, О, И, У, Э, П, Т, Х, Д.
- Дети, давайте играть в мяч, я буду кидать вам мяч, а вы называть разные слова. (Сначала Незнайка бросает мяч детям, потом наоборот). (Слова: яблоко, молоко, мама, дерево, кино, лист, лампа и т.д.)
- Спасибо ребята. Теперь я знаю много разных слов, я могу даже сочинять стихи. Про что захочу, про то и сочиню.
- Незнайка, но ведь стихи сочинять очень сложно.
- А мне ребята помогут. Они будут мне подсказывать нужные слова:
Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой.. (ножке)
Ель на ежика похожа,
Еж в иголках, елка… (тоже)
Жук упал, и встать не может,
Ждет он, кто ему… (поможет)
Иней лег на ветки ели,
За ночь иглы… (побелели)
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный… (грыз)
Лодки по морю плывут,
Люди веслами… (гребут)
Ослик был сегодня зол,
Он узнал, что он… (осел)
Таракан живет за печкой,
То-то теплое… (местечко)
Ученик учил уроки,
У него в чернилах… (щёки)
- Спасибо, дети, вы очень хорошо помогли Незнайке.
III часть.
- Ребята, Незнайка что-то загрустил, у него пропала любимая собачка Булька. Вы можете помочь найти Бульку, если выполните следующие задания:
1. Надо сказать о собаке ласковые слова. (Милая, добрая, красивая, и т.д.)
2. Какой может быть собака. (Добрая, злая, смелая, пушистая и т.д.)
3. Что может делать собака. (Лаять, лакать, грызть, охранять и т.д.)
- Дети, посмотрите, а вот и Булька, нашлась. Вы правильно выполнили все задания и помогли Незнайке.
Итог занятия:
- Итак, сегодня мы узнали, что наша речь состоит из слов, что и мы говорим словами. Слова нужны, чтобы люди могли общаться о чем—то, разговаривать. Каждое слово что-то обозначает, имеет смысл.
Бурова Оксана Николаевна,
учитель-логопед,
МБОУ «Центр развития ребенка — детский сад №24,
г. Орел