Восстановление нарушений письменной речи (алексия) у больных с афазией

Восстановление нарушений письменной речи (алексия) у больных с афазиейЧтение – это очень важный психический процесс, необходимый для полноценной адаптации в обществе. Причинами возникновения афазии и алексии являются нарушения мозгового кровообращения (ишемия, геморрагия), травмы, опухоли, инфекционные заболевания головного мозга.

При возникновении оптической алексии отмечается патологическое функционирование коры затылочных долей мозга, при поражении коры височной зоны левого полушария возникает сенсорная алексия, при поражении нижних отделов премоторной зоны коры левого полушария головного мозга, возникает кинетическая (эфферентная) моторная алексия.

При обследовании у данной категории больных выявляются пропуски и перестановки букв, пропуски и замена слов, непонимание прочитанного. В тяжелых случаях алексии чтение как вслух, так и про себя становится невозможным.

Алексия в сочетании с аграфией при отсутствии афатических расстройств может быть следствием одного из вариантов зрительной (буквенной) агнозии. При этом больные при чтении и письме не распознают буквы или ошибаются при дифференцировке сходных по начертанию букв (И-Н-П, 3-Е, Ш-Щ-Ц и т.п.). Возможно также расстройство адекватного восприятия цифр, нотных знаков.

Крайне редко встречается алексия без аграфии, при которой патологический очаг находится в коре медиальной части затылочной доли и в валике мозолистого тела. Алексия в таких случаях сопровождается правосторонней гемианопсией и агнозией на цвета.

Основными видами заданий являются: при оптических формах алексии — восстановление восприятия отдельной буквы, дифференциация правых и левых частей тела, ориентировка в окружающем пространстве, определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв (от анализа букв, далеких по своей конструкции, к близким по своей структуре), реконструкция букв, конструирование из элементов, последующее восстановление чтения слогов и слов.

При сенсорной алексии занятия начинаются с чтения знакомых слов с опорой на картинку, определение наличия звука в слове, определение в слове первого звука, последнего звука, определение места звука в слове, определение последовательности звуков в слове, определение количества звуков в слове, определение места звука по отношению к другим звукам.

При эфферентной моторной алексии внимание больного переводится на произношение отдельных букв, затем послоговое чтение, чтение целых слов внутри фразы.

При афферентной моторной алексии больному предлагают найти из ряда напечатанных слов то, что соответствует картинке, затем переходят на громкое чтение слов и последующее чтение предложений и текста.

Результаты: в процессе нейропсихологической реабилитации больных с данным видом нарушений отмечаются положительные изменения в письменной речи — восстанавливается способность узнавания и прочтения букв, слогов и слов.

Выводы: поскольку нарушения высших психических функций в ряде случаев являются основным дефектом, снижающим качество жизни больных с неврологической и нейрохирургической патологией, реабилитация пациентов с этой формой нарушений представляет важную медико-социальную проблему.

1) Дубинец Елена Августовна,
Логопед-нейродефектолог,
Центр патологии речи и нейрореабилитации
г. Москва
2) Елисеева Юлия Александровна,
Логопед-нейродефектолог,
Центр патологии речи и нейрореабилитации
г. Москва

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (4 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Афазия Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.