Презентация подготовлена для родителей детей подготовительной группы детского сада и педагогов. На слайдах представлены задания и упражнения для формирования зрительного образа буквы. Материал может быть использован учителями-логопедами на родительских встречах и консультациях, на педагогических советах.
Содержание презентации:
При обучении детей письму в школе могут возникнуть специфические логопедические ошибки, которые выражаются в зеркальном написании букв. В русском языке 33 буквы и написание 23 из них вызывает затруднения из-за свойств зеркальности:
Б В Г Д Е Ё З И Й К Л Р С У Ц Ч Щ Ъ Ы Ь Э Ю Я
Прежде чем приступить к работе по различению правильной буквы и её зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развить у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны чётко усвоить понятия «верх», «низ», «право», «лево». Для решения этих задач предлагаются следующие игры и упражнения.
«Волшебный квадрат»
В центре сетки находится фишка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчёта всегда ведётся только от центра. Например, даётся команда: вверх – вправо. Ребёнок передвигает свою фишку по листу бумаги, отмечая, где она остановилась. В данном примере это – правый верхний квадрат. Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений от 2 – 3 до 8 – 10. Для усложнения игры ребёнку предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представлять её перемещение, глядя на таблицу. На следующем этапе ребёнок с закрытыми глазами определяет путь фишки и отвечает, где она остановилась.
В результате этой игры легко усваиваются понятия «верх», «низ», «право», «лево», а также дети запоминают названия квадратов:
1 – центральный квадрат;
2 – правый центральный квадрат;
3 — левый центральный квадрат;
4 – верхний центральный квадрат;
5 – нижний центральный квадрат;
6 – правый верхний квадрат;
7 – правый нижний квадрат;
8 – левый верхний квадрат;
9 — левый нижний квадрат.
Диктанты для рисования орнаментов и букв.
Например, поставить точку на листе бумаги в клетку и от неё вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:
5 клеток — вниз — , 1- вправо, 4 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 3 – влево.
Если нет ошибок, то получится буква «Г», которую дети штрихуют. Подобным образом дети могут написать под диктовку любую букву.
Найти недостающие элементы буквы.
Какая буква «сломалась»?
Нахождение букв в геометрических фигурах.
Например, в приведённом квадрате предлагается отыскать спрятавшиеся буквы: У,И,М,П и т.д. Параллельно можно выложить контур буквы из палочек.
Предъявление букв разного шрифта.
Печатные, прописные, строчные, стилизованные.
А А а А
Демонстрация букв в разном положении.
Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы.
Поиск букв, наложенных друг на друга (одна на фоне другой).
Реконструирование букв.
Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку.
Определение букв, которые можно выложить из 2,3,4 палочек.
Конструирование букв из элементов: овал, полуовал, длинная и короткая палочка.
Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой.
На что похожа буква?
А – антенна, стремянка;
У – уши, сучок, вешалка.
Определение буквы (геометрической фигуры), «написанной» пальцем на спине, на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).
Ощупывание объёмных букв закрытыми глазами.
Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены её элементы.
Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так ложные (зеркальные) буквы.
Cоставитель:
Зезюлина Светлана Владимировна,
учитель-логопед высшей категории,
МБДОУ № 26 ДС «Жемчужинка»
города Смоленска