Аннотация. Данное занятие проводится как итоговое по теме «Транспорт» в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР. Занятие имеет интересный сюжет в виде путешествия на необычную планету Транспортандию. Во время всего занятия у детей поддерживается неугасаемый интерес к игровой ситуации, подогреваемый постоянными передвижениями в пространстве.
Итоговое занятие по теме «Транспорт»
Задача:
- формирование лексико-грамматических средств языка по теме «Транспорт».
Цели:
Образовательные:
- Продолжать учить согласованию количественных числительных с прилагательными и существительными; согласованию прилагательных и существительных в роде, числе, падеже; подбору существительных к глаголу и глаголов к существительному;
- Закреплять формирование обобщающих понятий «пассажирский транспорт», «специальный», «грузовой»; дифференцировать грузовой, специальный и пассажирский транспорт;
- Упражнять детей в практическом употреблении существительных в родительном падеже; в употреблении множественного числа существительных;
- Уточнить понимание и практическое употребление приставочных глаголов и предлогов в речи;
- Упражнять в составлении описательных рассказов по опорной схеме;
- Упражнять в определении первого звука в слове.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать умение понимать обращенную речь; слуховое внимание;
- Развивать психические процессы: внимание, память, мышление;
- Развивать умение ориентироваться в пространстве;
- Развивать общую и мелкую моторику.
Воспитательные:
- Повышать самооценку детей, способствовать улучшению их эмоционального благополучия;
- Развивать чувство эмпатии; снять мышечное напряжение и эмоциональные зажимы.
Оборудование:
- предметные картинки грузового, пассажирского, специального транспорта;
- наборное полотно;
- зеленые сигналы на каждого ребенка;
- игрушки (самолет, самосвал);
- схема описательного рассказа;
- презентация «Путешествие на Транспортандию».
Ход занятия:
1. Мотивационная часть.
СЛАЙД №1
- Представьте, что мы сегодня отправляемся в путешествие на планету Транспортандию. Вот так она выглядит из космоса.
СЛАЙД №2
- А помогать нам ориентироваться в нашем путешествии будет вот этот монитор путешественника.
2. Основная часть.
1. «Назови первый звук»
- А на чем мы полетим? Конечно, на другую планету на космическом корабле, ведь это космический транспорт. В него сядет тот, кто назовет первый звук в названии своей картинки.
2. «Отгадай загадки»
- Все готовы к полету? 10, 9, 8, 7….1 Пуск! Мы взлетели. Чтобы наш полет прошел успешно, и вы не почувствовали перегрузок, отгадайте загадки.
По асфальту едет дом,
ребятишек много в нем.
А над крышей вожжи,
он ходить без них не может. (троллейбус)
Очень рано за окошком –
стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам
ходят красные дома.(трамвай)
Паровоз без колес,
вот так чудо – паровоз.
Не с ума ли он сошел –
прямо по морю пошел? (пароход)
Не машет крылом, а летает,
Не птица, а всех обгоняет. (самолет)
Несется и стреляет,
ворчит скороговоркой
Трамваю не угнаться
за этой тараторкой. (мотоцикл)
Чтоб тебя я повез,
мне не нужен овес,
Накорми меня бензином,
на копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
побежит…(автомобиль)
Что за чудо – белый дом,
ребятишек много в нем.
Носит обувь из резины
и питается бензином. (автобус)
- Скажите, этот транспорт перевозит грузы или людей? – Этот транспорт перевозит людей.
- Как называют людей, которые едут в транспорте? – В транспорте едут пассажиры.
- Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? Пассажирский.
3. «Чего не стало?»
- Внимательно посмотрите на монитор путешественника, чего не стало?
4. «Угадай по действию»
- Догадайтесь, про какой транспорт я скажу.
Эта машина помогает тушить пожары. СЛАЙД №4
Эта машина поливает улицы.
Эта машина перевозит больных.
(Логопед выставляет скорую помощь, пожарную машину, поливальную машину на вторую строчку наборного полотна).
- Как называется этот транспорт? Специальный.
- А кто знает сложные названия грузового транспорта. (Молоковоз, бензовоз, цементовоз, бетономешалка, землечерпалка, муковоз и т.д.) СЛАЙД№5.
5. «Назови ласково»
СЛАЙД №6
- Посмотрите, ребята, видна Транспортандия. Возьмите подзорную трубу и рассмотрите грузовик. Его части кажутся такими маленькими, назовите их. (Колесико, кабинка, зеркальце, стеклышко)
6. Физминутка «Ехали, мы ехали».
- Вот мы и прилетели. Чтобы покатиться по этой стране, я предлагаю пересесть на автобус, поехали. От космодрома мы отъехали. К тоннелю подъехали. В тоннель заехали. Из тоннеля выехали. До моста доехали. На мост заехали. По мосту проехали. С моста съехали. На поляну приехали. Т.д.
7. «Угадай транспорт по звуку» СЛАЙДЫ С 7-12.
- Ребята, выходите на поляну. Смотрите, как тут тихо, красиво, но все еще слышны звуки транспорта. Ложитесь отдохнуть и послушать, какой транспорт издает звук.
8. «Четвертый лишний»
- Присаживайтесь в автобус, поиграем в игру «4–й лишний».
Грузовик, молоковоз, бетономешалка, скорая помощь.
Техпомощь, пожарная машина, автобус, поливальная машина.
Самолет, поезд, грузовик, трамвай.
9. «Подбери действие к предмету»
- На Транспортандии тоже есть светофоры. Сейчас вы на минутку станете зеленым сигналом светофора. Если я правильно называю действие, подходящее к этому предмету, вы поднимаете зеленый флажок.
Самолет – летит, плывет, стоит, гудит, взлетает, прыгает, отплывает.
Самосвал – едет, гудит, летит, стоит, заезжает, разгружается, плывет.
10. «У меня есть» — «Один-много» СЛАЙД №13
- У меня есть автобус. — А у меня есть много автобусов.
- У меня есть трамвай. – А у меня есть много трамваев.
11. «Слова перепутались»
- Мы подъехали к железнодорожному вокзалу. Пора пересаживаться на поезд. А вагоны в поезде перепутались. Если слова в предложении встанут на свои места, то и вагоны тоже окажутся на своих местах.
Зеленая едет машина домами между. Синий едет грузовик мосту по.
12. «Сосчитай-ка» — речь с движением.
СЛАЙД №14
- Посмотрите на монитор путешественника, станция «Сосчитай-ка». Надо сосчитать вертолеты.
13. Составление описательных рассказов. СЛАЙД №15
- На этой станции мы пересаживаемся на корабль, чтобы доплыть до космодрома, с которого отправимся домой. Во время плавания, будем рассказывать о транспорте, который видели. А помогать нам будет карта-подсказка.
3. Рефлексивная часть.
- Мы приплыли на космодром, пора отправляться домой. Все готовы 10, 9, 8….1 Пуск!
- Вы запомнили, как называется транспорт, который перевозит грузы? Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? А как называется транспорт, который выполняет специальные задачи?
- Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего?
СЛАЙД №16
- Вот мы благополучно приземлились. Я предлагаю вам нарисовать дома транспорт, которого нет на планетах Земля и Транспортандия. Например, вертобус, автобусоход, мотокорабль, кораблетрактор, трамволет.
Максимовских Юлия Сергеевна,
учитель-логопед,
МОУ №34 детский сад комбинированного вида
Копейского городского округа
Челябинской области, город Копейск