«Волшебные фасолинки» — рисование крупой для развития мелкой моторики и речи

Все упражнения в пособии просты для выполнения, подходят для детей 4-6 лет. Их регулярное повторение способствует развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, ловкости и координации движений, освоению предметной деятельности. Оказывает благоприятное влияние на развитие логического мышления, внимания, памяти, пространственных представлений.

Пособие выполнено по тематическому принципу и предназначено для родителей, логопедов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

«Волшебные фасолинки»

Пальцы рук ребенка с нарушением речи малоподвижны, неловки, движения в них неточны. Такие дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску предметов, с трудом запоминают названия цветов. Несформированность графических навыков, недоразвитие психических процессов мешают ребенку правильно изображать предметы окружающего мира.

Все это говорит о том, что с детьми, страдающими нарушениями речи, целесообразно проводить специальную логопедическую работу, позволяющую развивать не только речь, но и моторные навыки, восприятие и воображения и все это в игровой незатейливой форме.

Итак, целью «Волшебной фасолинки» является развитие речи на основе сенсорного воспитания. Использование рисования с помощью круп успокаивает детей, совершенствует зрительное и слуховое восприятие, развивает зрительно-моторные координации, формирует плавность, ритмичность и точность движений, развивает мелкую моторику и воображение, готовит руку к письму, формирует произносительные умения и навыки, совершенствует лексические и грамматические средства языка и навыки связной речи. Учитель – логопед сам может выбрать методы и приемы работы.

Последовательность, объем и содержание материала могут дополняться, усложняться или упрощаться в зависимости от состава группы, уровня речевого развития детей, степенью их подготовленности к восприятию данного материала.

Логопед должен заинтересовать ребенка, для чего и используются сказки о приключениях волшебной фасолинки, в которых она совершает свои волшебные превращения, соответствующие темам с которыми логопед знакомит детей на протяжении года.

Работа начинается с воспоминаний о том, что произошло с фасолинкой в прошлый раз, далее зачитывается сказка о ее новом приключении.

Проводятся лексико-грамматические игры, способствующие совершенствованию лексики и грамматического строя речи. Организуется работа по развитию связной речи и речевого общения: составление описательного, повествовательного рассказов, рассказов по сюжетной картинке, серии сюжетных картинок, пересказов и др. Физминутка помогает снять напряжение и усталость.

Освоение метода рисования с помощью круп следует проводить поэтапно:

I. Выкладывание простых узоров на столе. Для чего необходимо взять фасолинки, выбрать образец (волна, прямая, кривые линии, круг, овал и т.д.), положить перед собой образец, провести по нему пальцем, затем выложить рисунок на столе.

II. Выкладывание петелек также проводится с помощью образцов. Поупражняйтесь вместе с ребенком в исполнении петелек сначала на узорах.

III. Выкладывание простых рисунков. Теперь можно перейти к изображению несложных предметов. В этом случае необходимо использовать образец, чтобы ребенку было видно, что у него получится.

IV. Рисование крупами на картоне. Если вы хорошо освоили все предыдущие этапы, можно переходить к наклеиванию фасоли на белый картон.

Методика работы

Рисунки из круп можно каждый раз выполнять в разных вариациях, выкладывая их на картоне, ковролине, бархатной бумаге и др.

Выкладывание рисунка на ковролине или бархатной бумаге занимает меньше времени, но ребенку приходится переносить рисунок, руководствуясь образцом. Выкладывание на картоне проще (ребенок уже наносит фасолинки на рисунок), но процесс довольно трудоемкий.

Работу можно разделить на этапы:

  1. Беседа – ответы на вопросы педагога. Какой формы будет рисунок? Как расположишь картон? И т.д.
  2. Перенос образца на картон. Перенести образец на картон с помощью копировальной бумаги (вместе с педагогом).
  3. Наклеивание фасолинки на картон. На контур рисунка тоненькой полоской нанести клей. На него аккуратно наложить фасолинки так, чтобы получился контур рисунка. Начинать наклеивание там, где на образце стоит стрелочка.
  4. Раскрашивание получившегося рисунка. Когда клей высохнет надо раскрасить рисунок. С детьми целесообразно обсуждать, какие чувства у них вызывает тот или иной цвет, так как именно цвет стимулирует желание взять в руки кисть и рисовать. Непосредственное соприкосновение с краской, сравнение цвета краски с окружающими предметами и природой, получение различных оттенков в работе с акварелью и гуашью помогают развитию восприятия.

Сначала дети рисуют фасолью узоры из петелек, волны, потом переходят к более сложным рисункам, в зависимости от тематики занятия.

Выкладывание фигур из фасоли развивает речь детей.

Краткое описание некоторых занятий.

«Грузовик»

Цель. Формировать обобщающие понятие «игрушки»; расширять представления об игрушках, материалах, из которых они сделаны, частях из которых состоят; уточнять и расширять словарь по теме «Игрушки»; совершенствовать грамматический строй речи; учить составлять описательный рассказ.

Ход работы.

Рассказ педагога;

Лексико-грамматические игры и упражнения:

- «Мы с игрушками играем»,

- «Что делают игрушки?»,

- «Назови картинки»,

- «Игрушки спрятались»,

- «Игрушки-малютки»,

3. Развитие связной речи:

- Составление описательного рассказа «Любимая игрушка» по плану,

- Сенсорное развитие «Большой — маленький»,

- Выполнение инструкций логопеда,

4. Работа над звуковой стороной речи:

- «Договори слово»,

- «Повтори чистоговороки»,

5. Практическая работа «Грузовик из фасоли»

6. Физминутка.

«Девочка»

Цель. Формировать представления о человеке, частях его тела; уточнять и расширять словарь по теме «Части тела»; совершенствовать грамматический строй речи; учить составлять описательный рассказ по предметной картинке.

Ход работы.

Рассказ педагога;

Лексико-грамматические игры и упражнения:

- «Подбери слова»

- «Ответь на вопросы»

- «Чистюля»

- «Что у тебя, а что у куклы»

- «Кто выше, кто ниже»

- Чтение с выражением потешки (устное народное творчество)

3. Развитие связной речи «Машенька»;

4. Сенсорное развитие «Скажи правильно»;

5. Работа над звуковой стороной речи «Повтори предложение»;

6. Практическая работа «Девочка из фасоли»;

7. Физминутка.

«Осенний листочек»

Цель. Формировать представления об осени на основе ознакомления с ее признаками; уточнять и расширять словарь по теме «Осень»; совершенствовать грамматический строй речи; учить составлять рассказ «Осень» по опорным предметным картинкам.

Ход работы.

Рассказ педагога;

Сенсорное развитие «Обведем листочек»;

Работа над звуковой стороной речи :

- «Повтори потешку»,

- «Повтори дружные слова»

4. Лексико-грамматические игры и упражнения «Картинки осени»;

5. Физминутка «Листья осенние»;

6. Развитие связной речи. Составление рассказа «Осень» по опорным предметным картинкам;

7. Практическая работа «Осенний листочек».

«Овощи»

Цель. Расширять представление об овощах, месте их произрастания, существенных признаках; формировать умение различать овощи по цвету, форме и вкусу; уточнять и расширять словарь по теме «Овощи»; совершенствовать грамматический стой речи; учить составлять рассказ «В огороде » по предметным картинкам.

Ход работы.

Рассказ педагога;

Практическая работа «Помидор из фасоли»;

Лексико-грамматические игры и упражнения:

- «Корзина с овощами»,

- « Овощи-малютки»,

- «На столе или в столе?»;

4. Физминутка;

5. Развитие связной речи: составление рассказа «В огороде » по предметным картинкам;

6. Сенсорное развитие :

- «Волшебный мешочек»,

- «Собери картинку»;

7. Работа над звуковой стороной речи «Повтори потешки».

«Фрукты»

Цель. Формировать представление о фруктах, месте их произрастания, отличительных особенностях; формировать умение различать фрукты по цвету, форме и вкусу; уточнять и расширять словарь по теме «Фрукты»; совершенствовать грамматический стой речи; обучать рифмованному рассказу «В саду».

Ход работы.

Рассказ педагога;

Практическая работа «Груша из фасоли»;

Лексико-грамматические игры и упражнения:

- «Попробуем грушу»,

- «Угостим зверушек»,

- «Что сделаешь с фруктом»,

4. Физминутка;

5. Развитие связной речи: рифмованный рассказ «В саду»;

6. Сенсорное развитие:

- «Разложи фрукты»,

- «Посчитай фрукты»,

7. Работа ад звуковой стороной речи;

- «Угадай слово»,

- «Повтори чистоговорки».

«Фрукт или овощ?»

Цель. Учить различать фрукты и овощи пор месту их произрастания; закреплять представление о фруктах и об овощах и их характерных признаках; совершенствовать грамматический строй речи; учить составлять рассказ по демонстрации действий.

Ход работы.

Рассказ педагога;

Лексико-грамматические игры и упражнения:

- «Овощ или фрукт?»,

- «Что у кого?»,

- «В вазе или в корзине?»,

- «Верно-неверно»,

- «Договори предложение»;

3. Развитие связной речи;

4. Сенсорное развитие:

- «Посчитай фрукты или овощи»,

- «Разложи фрукты или овощи»,

- «Обведи пальчиком»;

5. Физминутка.

«Грибы»

Цель. Уточнять и расширять представления о местах произрастания и отличительных особенностях грибов, а также словарь по теме «Грибы»; совершенствовать грамматический строй речи.

Ход занятия.

Рассказ педагога;

Лексико-грамматические игры и упражнения:

- «Почему так называются?»,

- «Назови много»,

- «Чтение с выражением потешки»;

3. Физминутка;

4. Развитие связной речи:

- Заучивание наизусть рифмованного рассказа «Грибочек»,

- Загадка;

5. Практическая работа «Боровичок»;

6. Пальчиковая гимнастика «Грибы».

«Ягода»

Цель. Формировать представление о месте произрастания и отличительных особенностях ягод, уточнять и расширять словарь по теме «Ягоды»; совершенствовать грамматический строй речи; учить отгадывать загадки о ягодах.

Ход работы:

Рассказ педагога;

Лексико-грамматические игры и упражнения:

- «Маленький повар»,

- «Скажи наоборот»,

- «Загадки»;

3. Практическая работа «Земляника из фасоли»;

4. Пальчиковая гимнастика;

5. Сенсорное развитие:

- «Сравни ягоды!»,

- «Вверху или внизу?»

6. Физминутка.

Просвирнина Екатерина Сергеевна,
логопед МБДОУ №5,
город Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области

Одна звездаДве звездыТри звездыЧетыре звездыПять звёзд (6 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
Loading ... Loading ...
Опубликовано в разделе: Обмен опытом Метки: 

Сейчас читают:

Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями Развитие речи в трудовой деятельности школьников с интеллектуальными нарушениями
Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы Мультипликация — как инновационный инструмент педагогической и коррекционной работы
Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР Речевое портретирование как средство формирования просодических компонентов речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников Проектная деятельность в речевом развитии дошкольников

Оставить комментарий

Добавить коментарий
*

© ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПОРТАЛ. Использование авторских материалов без прямой активной гиперссылки на сайт LogoPortal.ru запрещено.
.