Данный план-конспект НОД составлен с учетом требований ФГТ. В нем изложен материал, изучаемый в рамках лексической темы «Одежда», отражены формы и методы совместной деятельности логопеда и детей. Логика образовательной деятельности выстроена с учетом ожидаемых результатов детей. По окончании прохождения темы предлагается итоговое мероприятие.
План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы.
Тема: «Платье для Золушки».
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Социализация», «Физическая культура».
Задачи:
- уточнить представление детей о предметах одежды, деталях, материале и орудиях труда, необходимых для ее изготовления («Познание»)
- обобщить и активизировать словарный запас по теме («Коммуникация»)
- развивать навыки связной речи при построении сложного распространенного предложения и составлении рассказа-описания («Коммуникация»)
- упражнять в использовании антонимов и падежном словоизменении («Коммуникация»)
- формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности ( «Познание»)
- совершенствовать навыки звукового анализа состава слова («Коммуникация»)
- воспитывать умение работать в группе, способность выслушивать друг друга, учитывать мнение партнера («Социализация»)
- развивать творческие способности посредством изображения одежды для сказочных персонажей («Художественное творчество»)
- способствовать формированию потребности в двигательной активности («Физическая культура»)Методы и приемы:
Практические: физминутка «Пилим дрова»; пальчиковая гимнастика «Переберем крупу»; дидактическая игра «Чудесный мешочек»; составление слов из букв с опорой на цвет; моделирование бального платья путем подбора деталей; рисование одежды для сказочных героев; выкладывание звуковой схемы слова при помощи звуковых фишек.
Наглядные: рассматривание одежды куклы Золушки, демонстрация ее переодевания; наблюдение за действиями логопеда в процессе эксперимента; демонстрация и просмотр таблицы для определения параметров платья; предметные картинки; рассматривание орудий труда для изготовления одежды.
Словесные: загадки; речевая ситуация «Кто принес нам письмо»; игры « Скажи наоборот», «Добавь словечко», «Бесконечное предложение»; составление рассказа-описания.
Материалы и оборудование: кукла Золушка (одна в простой одежде, испачканной золой, другая в бальном платье); оборудование для эксперимента (палочки, щепки для сжигания на металлическом подносе); конверт с буквами разного цвета, картинкой хрустальных туфель, волшебной палочкой ; мешочек с предметами для шитья (подушечка с иголками, наперсток, катушка с нитками, ножницы, утюжок); образцы тканей; кубик с цифрами; таблица параметров платья; мисочки с разной крупой, картинки с изображением сказочных персонажей, карандаши, бумага.
Формы организации совместной деятельности
Деятельность детей |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Физминутка: речь в движении«Пилим дрова»,пальчиковая гимнастика «Переберем крупу» |
Игровая | Дидактические игры-упражнения « Скажи наоборот», «Добавь словечко», «Бесконечное предложение»,дидактическая игра «Чудесный мешочек» |
Продуктивная | Рисование одежды для сказочных героев |
Познавательно-исследовательская | Моделирование бального платья для Золушки с использованием кубика и таблицы параметров платья;наблюдение за действиями логопеда во время эксперимента |
Коммуникативная | Речевая ситуация «Кто принес нам письмо»;Загадывание загадок о предметах шитья;Составление рассказа описания бального платья по модели; Составление звуковой схемы слова с помощью звуковых фишек. |
Восприятие художественной литературы | Сказка Ш. Пьерро «Золушка» |
Логика образовательной деятельности
№ |
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
Ожидаемые результаты |
1 |
Обращает внимание детей на конверт, лежащий на подокон-нике:Кто-то бросил нам в окно необычное письмо.Может это воробьишка, пролетая, обронил,
Может кто письмо, как мышку, на окошко заманил? Обращает внимание детей на то, что на конверте изображенна фея с волшебной палочкой; Побуждает их догадаться, что это письмо от сказочной феи. |
Слушают, рассматри-вают конверт, делятся предположениями, догадываются, от кого письмо. | Сформированы мотивация и интерес к предстоящей деятельности. |
2 |
Достает из конверта разноцветные буквы и озвучивает задание феи: выложить буквы в том же порядке, в котором распола-гаются цвета радуги, тогда узнаем, в какую сказку попадем. | Рассматривают буквы, вспоминают последовательность цветов радуги, выкладывают название сказки:красный – Зоранжевый – О
желтый — Л зеленый – У голубой – Ш синий – К фиолетовый — А |
Закреплены представления об основных цветах и их последователь-ности, навыки составления слова из заданных букв. |
3 |
Вносит куклу Золушку, поет от ее имени: В кухне я тружусь- тружусь, С печкой я вожусь-вожусь, Силы не жалея, от того в золе я. Надрываюсь я с утра до глубокой ночи. Всякий может приказать, А «спасибо» мне сказать Ни один не хочет. Побуждает детей к рассматриванию одежды и внешнего вида Золушки: холщевая юбка, кофта, испачканный фартук, лицо и руки испачканы в золе.
|
Рассматривают куклу, ее одежду, внешний вид, слушают песню. |
Сформировано эмоциональное восприятие сказки, созданы предпосылки для формирования нравственных чувств, симпатий, сопереживаний. |
4 |
Спрашивает, почему мачеха и сестры дразнили девушку «Золушкой». Выслушивает ответы детей, объясняет: Золушка – потому, что испачкана в золе. Зола получается, когда в печке сгорают сухие ветки, дрова, палки. | Высказывают свои предположения по поводу имени Золушки. | Возникновение познавательного интереса у детей. |
5 |
Предлагает детям пойти в лабораторию и путем экспериментирования выяснить, как получается зола (сжигает палочки, щепки до получения угля). | Наблюдают за про-цессом экспери-мента, выясняют зна-чение слов «зола», «Золушка», делают вывод. | Пополнен словарный запас путем установления причинно-следственных связей. |
6 |
Сообщает детям (от имени Золушки), что мачеха и сестры едут на бал веселиться, а Золушке приказали выполнить очень много работы. Спрашивает, помнят ли дети, какая была мачеха; проводит дидактическое упражнение «Скажи наоборот». | Упражняются в употреблении антонимов:Мачеха злая – Золушка добрая (грубая — вежливая, неряшливая – акку-ратная, ленивая – трудолюбивая). | Активизация словаря антонимов. |
7 |
Предлагает Золушке рассказать о своей работе. Дидактическое упражнение «Добавь словечко». | Заканчивают фразу путем подбора слова в винительном падеже ед. и мн. ч.:Золушка: я готовлюДети: обед
(мою – посуду, стираю – белье, шью – одежду, глажу – платья, рубашки, пришиваю – пуговицы, штопаю – носки, чищу – туфли, ботинки, пилю –дрова, поливаю – цветы и т.д.) |
Активизация словарного запаса, отработка навыка падежного управления. |
8 |
Побуждает помочь Золушке( подводит детей к выполнению физминутки)1. «Пилим дрова» — речь в движении.
2. «Переберем крупу» — пальчиковая гимнастика |
1.Выполняют движения в соответствии с текстом:Пили пила, пили дроваНа печечку, на банечку,
На теплую лежаночку. ( встают в пары, двигают перекрещенными руками, имитируя пилку дров. 2. Работают по трое, разбирают перемешанную крупу: рис, гречку, овес в отдельные тарелочки. |
Обеспечена потребность детей в движении, отработано умение сочетать слово с действием. Активизирована мелкая моторика |
9 |
Благодарит от лица Золушки за работу и просит помочь в выборе тканей для бального платья. | Рассматривают, называют разные виды тканей, определяют, из каких можно сшить бальное платье. | Пополнен словарный запас за счет называния различных тканей. |
10 |
Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (от лица Золушки достает мешочек для шитья и загадывает загадки:Птичка-невеличка, носик стальной, хвостик льняной (иголка с ниткой).Инструмент бывалый, не большой не малый, у него полно забот, он и режет и стрижет (ножницы).
На пальце одном ведерко вверх дном (наперсток). Кошка лапой меня катала, и мне все нитки размотала (катушка с нитками). Гладит все, чего касается, а дотронешься – кусается (утюг). |
Отгадывают загадки и достают предметы из мешочка. | Развитие логического мышления, пополнен словарь названиями предметов и орудий труда. |
11 |
Логопед поворачивает куклу спиной к детям (она как бы шьет), проводит словесную игру «Бесконечное предло-жение». | Составляют предложение, определяют количество слов, распространяют его за счет введения однородных членов:Золушка шьет.Добрая, трудолюбивая Золушка шьет.
Добрая, трудолюбивая Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье. Добрая, трудолюбивая Золушка шьет нарядное, бальное, шелковое платье для мачехи и сестер. |
Активизирован словарь за счет распространения предложения путем введения однородных членов. |
12 |
Моделирование бального платья для Золушки. Пока Золушки спит, предлагает придумать для нее бальное платье при помощи кубика и таблицы. | По очереди бросают кубик на гранях которого написаны цифры. С опорой на цифру выбирает параметр платья: цвет, воротник, рукава, детали отделки, украшения, и составляет платье на фланелеграфе.Описывает его с опорой на таблицу. | Уточнены детали одежды и их названия. Пополнен опыт совместной работы и получения общего результата. Составлен рассказ-описание. |
13 |
Логопед от лица Золушки благодарит за платье.При помощи волшебной палочки, найденной в конверте, «переодевает» Золушку в бальное платье (за ширмой меняет одну куклу на другую), предлагает отправить ее на бал. | Произносят:Тише, тише, тишина, начинаем чудеса | Сформированы образное восприятие и эмоциональная отзывчивость. |
14 |
Находит в конверте картинку с изображением хрустальных туфель и предлагает провести звуковой анализ слова «туфли». | Проводят звуковой анализ с опорой на звуковую схему | Отработаны навыки анализа звукового состава слова. |
15 |
В месте с детьми вспоминает (с опорой на картинки) других сказочных персонажей и предлагает стать Волшебниками-портными и сшить (нарисовать) для них необычную одежду :Ивану-Царевичу – расписную рубашку;Аленушке – русский сарафан;
Кащею- Бессмертному – пуленепробиваемый комбинезон; бабе Яге – новую юбку, украшенную грибами, ягодами и т.д. |
Дети выбирают сказочного персонажа и рисуют ему одежду. | Активизированы творческие способности детей. |
16 |
Предлагает дома продолжить работу по изготовлению различной одежды и устроить выставку различных видов одежды. | Делятся своими впечатлениями от рисунков, выделяя и мотивируя наиболее понравившиеся им костюмы. | Сформирован интерес к дальнейшей деятельности по данной теме. |
Итоговое мероприятие по теме: организация выставки «Юные модельеры». Представляется одежда, смоделированная детьми совместно с воспитателями, родителями в виде рисунков, аппликаций, кукол, одетых в разные костюмы.
Дорожкина Светлана Александровна,
учитель-логопед,
МКДОУ № 324, г. Самара